По материалам публикаций на портале DailyStorm
В беседе с журналистами Леонид Зюганов и Вадим Кумин сообщили о планах на столицу до 2024 года
Избравшись в Московскую городскую думу, коммунисты намерены внести законопроект о пересмотре полномочий столичного парламента и выразить вотум недоверия руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максиму Ликсутову и другим мэрским чиновникам. Кандидаты в депутаты от КПРФ Вадим Кумин и Леонид Зюганов считают, что столичный градоначальник, кем бы он ни был, обязан согласовывать своих заместителей с парламентариями, а государственные бюджетные учреждения Москвы, имеющие миллиардные бюджеты, должны отчитываться в Мосгордуме о своей деятельности.
Первой инициативой, которую внесут коммунисты, избравшись в Мосгордуму, станет законопроект о полномочиях городского парламента. Экс-кандидат в мэры Москвы от КПРФ, кандидат в депутаты и претендент на пост спикера Мосгордумы Вадим Кумин считает, что столичному парламенту необходимо вернуть политические полномочия, как главному уставному органу города Москвы.
«Политические надзорные полномочия в шестой Мосгордуме были абсолютно сознательно демонтированы Сергеем Собяниным. Прошел полный демонтаж даже того, что было при Лужкове, — я там был в 2009-2011 годах, мне есть по чему судить. Мосгордума сейчас хуже, чем Моссовет в советское время. Моссовет все-таки был представительным органом, он не претендовал на законодательную власть. А Мосгордума, претендуя, представляет собой гораздо худший образец Моссовета, у которого было мужество и который разогнали в 1993 году вперед Белого дома с большими проблемами, потасовками, драками и так далее», — говорит Кумин.
Проанализировав полномочия региональных дум, коммунисты пришли к выводу, что столичный парламент является декоративным органом, который ни на что не влияет. В разработанном ими законопроекте предлагается:
- наделить Мосгордуму правом согласовывать кандидатуры мэра, а также руководителей департаментов финансов и городского имущества, как это делается в Свердловской, Томской, Владимирской, Орловской и Новосибирской областях;
- дать депутатам возможность рассматривать и утверждать городской бюджет, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, программы социально-экономического развития города, а также отчеты мэра о выполнении бюджета и программ социально-экономического развития города (сейчас депутаты лишь заслушивают отчет). Такая процедура установлена в Томской, Тюменской, Новгородской, Смоленской, Свердловской областях и в Ставропольском крае;
- не реже одного раза в полгода заслушивать заместителей мэра, отвечающих за имущество и земельные отношения, стройкомплекс, социальную политику по вопросам реализации госпрограмм, а также заслушивать руководителя контрольно-счетной палаты города, руководителя Департамента финансов и руководителей крупных общегородских ГБУ — «Жилищник», «Автомобильные дороги» и прочих. Такая процедура действует в Томской области и в Республике Саха — Якутия.
«ГБУ «Мосгортранс», «Жилищник», «Автомобильные дороги» — это монстры, госкорпорации, которые почище «Ростехнологий» будут. Из 25-30 госкорпораций они все будут в первой десятке по деньгам. Бюджет Москвы — 2 триллиона 700 миллиардов, и вот они его тратят на троих-четверых. Получается, что это суперкорпорации, которые вообще никому не подконтрольны и ни перед кем не отчитываются. Мы требуем отчета этих городских корпораций, у которых сотни миллиардов рублей выручки», — комментирует Вадим Кумин.
Также, по мнению представителей КПРФ, депутаты Мосгордумы должны давать согласие на заключение крупных займов, сделок с городским имуществом, государственными ценными бумагами; определять порядок, условия предоставления межбюджетных трансфертов и контроля за их использованием и так далее. Соответствующими полномочиями обладают депутаты в Свердловской, Орловской, Новгородской, Нижегородской областях, в городе Севастополе, Алтайском крае, Мордовии и других регионах.
Коммунисты хотят наделить Мосгордуму правом утверждать генеральный план города и вернуть депутатам право парламентского контроля (депутатского расследования), которое имеется у их коллег из Санкт-Петербурга, Томской области, Алтайского и Ставропольского краев. В КПРФ недовольны тем, что Московская городская дума отстает в своих полномочиях от своих региональных «братьев».
«Мосгордума заслушивает мэра. Его никто и ни к чему не обязывает. Он пришел, выступил, его заслушали. Никакого утверждения отчета не существует. Мосгордума не может не принять его отчет, — рассказывает Кумин. — С имеющимися полномочиями депутат Мосгордумы может только орать, но сделать ничего не сможет. Мэрия его не видит. Если Лужков постоянно принимал депутатов, то сейчас это исключено. Собянин ни с кем из депутатов не общается. Вопросы, которые депутаты пытаются донести, — их никто не слышит».
Чтобы решить данную проблему, в КПРФ предлагают также законодательно обязать мэра города раз в месяц-два принимать депутатов столичного парламента. На это обратил внимание кандидат в депутаты и пока еще действующий руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Леонид Зюганов: «Депутат обязан попадать в течение двух месяцев к мэру, мы здесь ничего нового не придумали. Так работают многие парламенты, так было у Лужкова. Если департамент понимает, что вопрос может прозвучать у мэра в кабинете, — он решается совершенно другим образом».
Зюганов также рассказал о тех инструментариях по решению проблем города и его жителей, которые имеются в руках у депутатов. Набор, надо признаться, весьма скудный. Один из инструментов — депутатский запрос, на который в 95% случаев депутат получает отписку. Также есть возможность пообщаться с руководителем департамента, который ничего не решает.
«Если вопрос сложный, например, строительство больницы, то встреча с [Алексеем] Хрипуном закончится всегда одинаково — он возьмет тайм-аут на пару недель, поедет в мэрию, проговорит с ними, вернется и предложит порядка 10 аргументов, почему мэрия права и почему иначе поступать нельзя», — рассказал Леонид Зюганов.
Пожаловался он и на в какой-то степени бессмысленные круглые столы, которые организуют депутаты, но КПД которых стремится к нулю, поскольку рекомендации и резолюции по итогам их проведения ни к чему не обязывают городские власти.
«Они абсолютно бессмысленны в Московской городской думе. Приблизительно они происходят следующим образом, — объясняет Зюганов. — Мы приглашаем четыре-пять ответственных ведомств, приходят представители от трех-четырех, но самый профильный, например, если обсуждается вопрос общежитий, то департамент жилищной политики или ДГИ (Департамент городского имущества) — никто от них не придет. Однако все остальные департаменты будут показывать пальцем на ДГИ, говорить, какой он нехороший, мы со всем согласны, но ДГИ встречаться ни с кем не собирается».
Слабо работает и трибуна Московской городской думы, поскольку в парламенте установлен жесткий регламент, а повестка заседания формируется заранее комиссией по организации работы столичного парламента, где находятся 14 единороссов и один коммунист. В таких условиях акции протеста являются, пожалуй, единственным действенным механизмом борьбы за права москвичей, но и они работают с оговорками.
«По нашей практике, если мы проводим такие мероприятия, то реальное решение может прийти только после третьего-четвертого митинга, когда собираешь большое количество москвичей. Если мэрия понимает, что накал страстей не спадает, то следует решение. Но сами понимаете, что москвичи после второго митинга уже говорят нам: «Наверху вопрос решать не хотят, а вы не можете», — посетовал Леонид Зюганов.
Еще один бич московского бюджета, наполняемого жителями города, — это градостроительно-земельная комиссия, которая находится в прямом подчинении главы столицы.
«Градостроительно-земельную комиссию держит в руках мэр. Фактически она находится только под его контролем, — рассказывает коммунист. — Там присутствует Марат Хуснуллин (заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), и они вместе принимают абсолютно все градостроительные решения. Ни один депутат не имеет права не то чтобы повлиять, но даже высказать свои мысли и пожелания тех москвичей, которых он представляет».
Любая политическая идея должна иметь бюджетное выражение. Однако в Мосгордуме уходящего созыва с подавляющим большинством представителей «Единой России» и под контролем мэра Сергея Собянина у депутатов даже нет возможности вносить поправки в городской бюджет, рассказывает Зюганов: «Депутаты должны иметь конкретную возможность вносить поправки к бюджету. Понятное дело, что сейчас у нас бюджет не меняется. Мы постоянно вносим поправки еще со времен Андрея Клычкова, но все они разбиваются о «Единую Россию».
В текущем предвыборном цикле у оппозиции есть все шансы подвинуть партию власти, представители которой в принципе отказались участвовать в выборах под брендом «Единой России». По словам кандидата от КПРФ Вадима Кумина, более 70% москвичей отказываются голосовать за единороссов. Понимая это, они решили рассредоточиться и пробираться в Мосгордуму по отдельности. При этом Кумин признает, что рейтинг поддержки у мэра Сергея Собянина действительно на уровне 65%, а значит, властям удалось отделить Собянина от своей партии.
«Власть сделала ставку на то, что она вообще не видит никакие политические силы в этой кампании, а хочет сохранить Думу в составе общественников, сборища певцов, поэтов, музыкантов, работников образования, здравоохранения. То есть все то, что было в этой, как мне кажется, позорной шестой Московской городской думе», — говорит Кумин.
Беспартийный коммунист также добавляет, что необходимо реформировать сам процесс допуска до выборов, из-за которого сейчас слишком много скандалов.
«Все, кто идет с подписями, — они все обречены на провал. Мы обязательно будем выступать против регистрации спойлеров, которые точно ничего не собирали, мы это знаем. А «Единая Россия» собрала их у бюджетников, либо нарисовала, и это мы тоже знаем, — пояснил Кумин. — Мы считаем, что барьеров на выборах не должно быть. Мы сами этой парламентской квотой пользоваться не рады. Сегодня она есть, а завтра ее нет — и все. Это изначально порочная практика».
Несмотря на планы мэрии, в КПРФ рассчитывают на так называемый эффект «черного лебедя», поскольку политическая ситуация в Москве меняется с каждым днем. В складывающихся условиях коммунисты хотят заполучить минимум половину мест в парламенте, для того чтобы реализовать задуманные планы.
«Особенно это актуально в связи с тем, что Мосгордума переходная. Ее полномочия истекут 8 сентября 2024 года. За это время сменится все руководство страны. В 2021 году мы получим новую Государственную думу, в 2023-м уйдет Собянин, он не может больше баллотироваться на новый срок по уставу города. Соответственно, у Москвы появится новый мэр. В марте 2024-го истекут полномочия Владимира Путина, президента страны, появится новый глава государства. Все это время Мосгордума будет работать и останется единственным органом, который в период трансформации власти во всей стране должен обеспечить здесь стабильность и высокий уровень работы», — считает экс-кандидат в мэры Москвы от КПРФ Вадим Кумин.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Не кажите гоп, поки не перескочите. Михалыч и Павлиныч (Валерий Шанцев) были настоящими москвичами. Но москвичей в Москве всё меньше, «понаехавших» всё больше. А сейчас когалымский оленевод у руля, прислужник питерских, «устроивший ночь длинных ковшей», бузотерит, выполняя все заказы «толстых кошельков». А народ всё безмолвствует, как в «Борисе Годунове».