Бензиновый Демпфер

Бензиновый Демпфер

Поправки в Налоговый кодекс доминантой прозвучали в повестке дня пленарного заседания Госдумы 18 июля. Вначале о приятном. Усилия Комитета по аграрным вопросам, возглавляемого коммунистом Владимиром Кашиным, по поддержке садоводства увенчались успехом.

ПРИНЯТ в первом чтении законопроект о снижении с 20 до 10 процентов ставки налога на добавленную стоимость при реализации отдельных видов плодово-ягодной продукции. Он подписан спикером палаты, лидерами всех парламентских фракций политических партий и председателем думского аграрного комитета. Таким образом, удалось добиться согласованной позиции всего депутатского корпуса.

Сегодня доля зависимости российского рынка плодово-ягодной продукции от импорта чрезвычайно высока. На долю последнего приходится порядка 60 процентов. Но даже с учётом ввозимой продукции потребление россиянами ягод и фруктов далеко от медицинской нормы. Так, человеку в год требуется минимум 100 кг плодов и ягод, а россияне в среднем потребляют около 34 кг. Для сравнения: китайцы потребляют в год 50 кг плодов и ягод, американцы — 126 кг, австралийцы — 134 кг.

Садоводство — очень трудозатратная и капиталоёмкая отрасль, поэтому во всём мире ему уделяют особое внимание, отметил академик Владимир Кашин, который не один десяток лет посвятил развитию этого направления сельского хозяйства. Например, в Израиле, Англии для плодов и ягод установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость, в Германии она составляет четыре процента, в Польше — семь. В России пока предложили остановиться на 10. И это, безусловно, прогресс. Дополнительные оборотные средства, которые появятся у наших производителей плодово-ягодной продукции, пойдут на закладку новых садов, приобретение техники, строительство хранилищ и др. И всё это будет способствовать повышению здоровья нации, убеждён Владимир Иванович.

Ко второму чтению предстоит уточнить некоторые положения законопроекта, чтобы льготная ставка НДС распространялась только на отечественную плодово-ягодную продукцию и не затрагивала импорт. Вместе с тем депутатами было предложено параллельно с этими поправками в Налоговый кодекс подумать и о том, как вывести из-под льготного налогообложения, распространяемого на многие продовольственные продукты, ввозимое в Россию пальмовое масло и при этом не вызвать рост цен на продукты питания, в состав которых оно входит.

Если по вопросу снижения НДС на отдельные виды плодово-ягодной продукции парламентарии были едины, то по другому законопроекту, касающемуся налогового регулирования цен на бензин, дизельное топливо и авиационный керосин, мнения разделились.

Первый раз правительство попыталось скорректировать демпферный механизм, дескать, не позволяющий нефтяным компаниям задирать цены на топливо до заоблачных высот, 10 июля, втиснув соответствующие поправки в законопроект о стимулировании добычи редких металлов. Однако у некоторых депутатов возник резонный вопрос: какое отношение бензин имеет к металлам? Поспешность «единороссы» объяснили тем, что с 1 июля прекратило действовать соглашение нефтяных компаний с минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которое предусматривает фиксированные максимальные цены на бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизтопливо и их индексацию на величину инфляции, и, если, мол, срочно не принять закон, цены на них взлетят. А что, правительство забыло о сроках соглашения? Тогда это банальное головотяпство. Повинуясь регламенту работы Думы, запрещающему менять концепцию законопроекта в ходе его рассмотрения во втором и третьем чтениях, реализацию правительственной идеи палата вынуждена была отложить. За пару дней «единороссы» по правительственному шаблону слепили отдельный законопроект, посвящённый бензину, дизтопливу и авиационному керосину.

Предложенный механизм сдерживания цен на эти нефтепродукты весьма замысловат. В принципе будут те же самые компенсационные выплаты нефтяным компаниям, которые выделяются из бюджета при росте цен на сырьё, но увеличенные и закреплённые не в краткосрочном соглашении, а в законе на долговременной основе. То есть, если экспорт нефти сулит компаниям большие прибыли, государство попытается «уговорить» их не гнать сырьё за рубеж, а переработать внутри страны, приплатив им из казны. Компенсация позволит сдерживать рост цен на бензин, не давая им подняться выше уровня инфляции, утверждают авторы законопроекта.

Однако это не так, полагают некоторые депутаты. В законопроекте говорится о том, что ежегодно, до 2024 года включительно, условные оптовые цены реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина и дизельного топлива будут увеличиваться на 5%. И это никоим образом не гарантирует, что розничные цены не перепрыгнут ту же планку. Кроме того, законопроектом предусматривается, что выпадающие доходы бюджета будут покрываться за счёт налога на добычу полезных ископаемых, который платят сами же нефтяные компании. Словом, всё так запутано, что есть основания сомневаться в чистоте помыслов.

Да и стоит ли вдаваться в налоговые дебри? Какие бы законы ни вносили «единороссы» и правительство, нефтяные компании никогда обиженными не остаются. Повышаются ли мировые цены на нефть или понижаются, стоимость бензина всё равно растёт. Вот и сейчас цены на нефть на международном рынке держатся на довольно высоком уровне — 65 долларов за баррель, а у нас опять проблемы: бензин дорожает. А всё дело в аффилированности чиновников с нефтяным сектором, считает Николай Коломейцев.

Депутатами-коммунистами предложен иной механизм регулирования цен на бензин, в основу которого положен опыт Норвегии и Азербайджана, не вдаваясь в подробности документа, сообщил Н. Коломейцев, но за полгода срок подготовки правительством заключения на законопроект переносился уже четыре раза. Поэтому все эти пожарные ситуации, когда в законопроект о добыче редких металлов правительство экстренно впихивает нормы, гасящие бензиновые ценовые вспышки, создаются искусственно, убеждён парламентарий. Вместо того чтобы всякими «демпфирующими механизмами» продолжать кормить узкую группу олигархов, паразитирующих на богатствах страны, надо, убеждён коммунист Коломейцев, ответить на принципиальные вопросы: почему, например, в компании «Роснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству, из 11 членов Совета директоров 8 иностранцев? Или почему против нас вводят санкции, а мы с вожделением слушаем МВФ и повышаем НДС и пенсионный возраст, что, кроме негатива, не дало стране ничего?

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *