По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Елена Краснолуцкая
Уже более пяти лет назад, 6 августа 2014 года, Владимир Путин в ответ на западные санкции подписал указ, запрещающий импорт в Россию продукции из ЕС и США.
Продуктовое эмбарго было задумано не только как ответные меры на санкции Запада, но и как шанс для российских производителей, которые должны были занять освободившееся место на рынке.
Но к чему же пришло за прошедшую «пятилетку» народное хозяйство страны и, в частности, его сельскохозяйственная отрасль? Итоги подводит видный эксперт, директор аналитического центра «Сов Экон» Андрей Сизов.
«ЧИНОВНИКИ регулярно хвалят антисанкции, мол, мы убили двух зайцев — помогли российскому фермеру и получили важный козырь для торговли с западными «партнёрами». Некоторые СМИ их активно критикуют: потребитель-де сильно переплачивает за некачественные продукты. Оба тезиса мне представляются неточными: реальное влияние антисанкций на бизнес и потребителя ограничено, а внешнеполитический эффект под большим вопросом.
Неоднозначно отреагировали на антисанкции и сельхозпроизводители, предприятия которых вроде бы должны были начать активно развиваться. Однако в санкционном 2014 году инвестиции в аграрный сектор обвалились на 8%, в 2015-м — ещё на 12%. С 2016 года вложения начали расти, но вернулись к уровню 2013 года лишь по итогам 2017-го, как следует из данных Росстата. При этом надо понимать, что в сельском хозяйстве в большинстве случаев инвестиции начинают давать отдачу лишь через несколько лет.
Конечно, говорить, что отечественный агропром совсем не заметил антисанкций, неверно. Но в выигрыше от снижения конкуренции оказались не сельское хозяйство и пищевая промышленность, а только их отдельные секторы.
Не санкции, а стремительная девальвация стала, по-видимому, основной причиной разгона продовольственной инфляции в 2014—2015 годах. Продукты из санкционного списка дорожали по-разному. Так, спустя год после введения ограничений общая продовольственная инфляция находилась на исторически высоких 18% в годовом выражении. При этом, по данным Росстата, плодоовощная продукция подорожала на внушительные 29%, рыба — также на 29%, говядина — на 20%, сыр — уже на 17%, а птица — всего на 6%. Все эти товары были в санкционном списке. А не имеющая никакого отношения к контрсанкциям мука выросла в цене на 18%. Похоже, что они краткосрочно могли добавить к продовольственной инфляции несколько процентных пунктов в годовом выражении, но не более того.
Итак, реальный эффект антисанкций, на мой взгляд, сильно раздувают. Кажется, отмени их завтра, ничего принципиально не поменяется, разве что чуть вырастет импорт, немного расширится ассортимент в магазинах, по единичным позициям снизятся цены. Рейтинги власти падают — почему бы ей не убрать этот раздражающий многих фактор? Но сложно поверить, что это произойдёт в обозримом будущем. Миф об их важности прочно засел в головах чиновников: как же мы их снимем, зачем делать такие щедрые подарки нашим «партнёрам»? Но ценность этого «подарка», мне кажется, сильно преувеличена, и обменять его на что-то действительно важное, как, вероятно, надеются власти, будет непросто. А значит, антисанкции с нами надолго».
Отмечая пятилетие контрсанкций, эксперты говорят о противоречивых их результатах. С одной стороны, Россия стала в большей мере обеспечивать себя продовольствием, которое до 2014 года в больших объёмах завозилось из-за рубежа. Но продукция российского АПК зачастую уступает по своему качеству аналогам импортных продуктов. Кроме того, продовольствие значительно подорожало. В конечном счёте российский потребитель из-за эмбарго скорее проиграл, говорят многие эксперты. В первую очередь из-за роста цен. За пять лет некоторые продовольственные товары подорожали в 1,5 раза. При этом реальные доходы населения неуклонно снижались. Словом, принимая во внимание реальные результаты импортозамещения в хозяйстве страны, гордиться здесь особо нечем.
Комментарий редакции: На слуху утверждения, будто введение контрсанкций ударило по интересам российских потребителей. Некоторые полагают, что не было бы данной меры, то не наблюдалось бы ускорения темпов инфляции. Однако в статье убедительно опровергается подобная умозрительная схема. Давно доказано учёными-экономистами, что в основе роста цен в России лежит сговор сырьевых монополий. Регулярное увеличение стоимости бензина, газа, электричества, транспортных расходов влечёт за собой удорожание потребительских товаров. Но либералы словно слышать не желают об этом. Вся суть их предложений сводится к отмене контрсанкций и к предоставлению полной свободы импортёрам. Да и заявления высокопоставленных государственных деятелей о контрсанкциях как о временном явлении не могут не настораживать. Что же касается итогов самих защитных экономических мер, то здесь не всё так просто. Может быть, на какой то период это позволило отечественным сельскохозяйственным производителям глотнуть немного воздуха. Но, во-первых, качество нашей продукции находится на низком уровне. Во-вторых, следовало бы проводить постоянную протекционистскую политику, ну и в целом снижать налоги, увеличивать государственные дотации АПК. Ну и, соответственно, стимулировать развитие народных предприятий — экономических субъектов, производящих качественную продукцию, обеспечивающих своих работников надёжной системой социальной защиты. Однако поскольку власть принадлежит криминально-компрадорской буржуазии, то ожидать реализации подобных мер было бы наивно. Только вот Россия от подобной практики терпит убытки.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.