По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Национальный проект «Здравоохранение» стартовал в 2006 году. Цели проект преследует благие. Но вот реализовать его так, чтобы достичь желаемого результата, у нашего профильного министерства никак не получается — слишком далеко оно от народа. К сожалению, остается констатировать: система здравоохранения себя скомпрометировала несовершенными механизмами. Почему так? Пресловутое недофинансирование или неэффективное управление?
Жестко и справедливо распек по этому поводу министра Скворцову президент Путин на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Государство выделяет огромные деньги: 1,36 трлн. рублей, из них первичному звену — 237 млрд. рублей. И имеет право спрашивать за каждую потраченную копейку.
«Это заметные, существенные ресурсы, которые должны быть истрачены с умом и должны дать хорошие результаты», — говорит Путин. Но эти немалые средства оседают в регионах, которые должны отладить систему оказания первичной помощи населению, под контролем Минздрава. Ключевое слово — должны. Но по факту никаких существенных подвижек в этой области не наблюдается: одни обещания и победные отчеты, которые никак не уменьшают «количество инфарктов и инсультов», о чем высказался на совещании президент. В противном случае — откуда у нас снова такой заметный рост смертности?
Первичная медицина — это основа здравоохранения. Своевременные диагностика и лечение позволяют снизить заболеваемость в разы. Но такое ощущение, что первичное звено само нуждается в серьезной реанимации. Провал по всем фронтам в первичной сфере очевиден: сейчас в поликлиниках не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч специалистов среднего звена, большая часть объектов здравоохранения построены 100 лет назад, из 3255 районных больниц и поликлиник не менее 370 требуют сноса и нового строительства. Так где же деньги, направленные на нацпроект? Может, пошли на рост зарплат и обеспечение лечебных учреждений нужными специалистами?
Но тоже нет. Пациенты продолжают жаловаться на очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медики — на зарплату, которая растет только на бумаге, и на нагрузку, которая растет в реальности. Впрочем, ничего нового: это так регионы «успешно справляются» с реализацией схемы, виртуозно жонглируя повышением оклада и урезанием надбавок, выдавая это за рост доходов. Госпожа Скворцова об этом только что узнала? И только сейчас услышала о том, что представители самой мирной профессии стали угрожать протестами, а скорая помощь кое-где перешла в режим итальянской забастовки?
Престиж профессии заметно подкосил и прессинг со стороны правоохранительных органов при полной отстраненности Минздрава. Следственный комитет штампует «дела врачей», как хорошо отлаженный механизм, особо не вникая в детали — априори виновен врач. И чего добились? Врачи бегут из профессии, чувствуя угрозу своей свободе в прямом смысле.
Министерство здравоохранения с таким же рвением штампует рекомендации и методики, категорически отвергаемые специалистами, работающими «на земле», как заведомо невыполнимые или нерациональные. А вспомните скандал из-за несостоявшихся тендеров на жизненно важные и необходимые лекарства, главной причиной которого стала новая методика Минздрава формирования максимальной цены контракта при госзакупках?
Министерство преследовало благие цели: пыталось выровнять закупочные цены по всей стране. Но механизм оказался невыгоден производителям, которые стали массово отказываться от тендеров. В итоге сорваны тысячи конкурсов на поставку противоопухолевых препаратов и противовирусных препаратов для ВИЧ-инфицированных. И кто опять будет исправлять эти ошибки?
Глава ведомства не популярна не только в медицинских кругах, но и среди граждан, особенно после волны, так называемой оптимизации с сокращением тысяч койко-мест, персонала и снижением качества оказываемых услуг. Остается только гадать: Вероника Игоревна до сих пор не может разгрести авгиевы конюшни, оставленные предшественником, или она неэффективный управленец? А возможно, просто «так надо»? И почему только сейчас, когда ситуация близка к краху, нужно просить президента дать поручение проработать столько вопросов, напрямую относящихся к обязанностям ведомства? Почему этих вопросов так много, а их разрешение только в далекой перспективе?
Министерству трудно. Объективно трудно. Но кардинальные решения очевидны и должны быть реализованы. Иного пути нет. Иначе инфаркты и инсульты будут преследовать здравоохранение один за другим.
Комментарий редакции: Даже Кремль вынужден признавать нарастание разрушительных тенденций в области здравоохранения. Однако недостаточно констатировать усугубление кризиса. Следует предпринять кардинальные изменения в области политики в отношении здравоохранения. Что намерена здесь сделать власть? Почему не ставят вопрос о существенном увеличении финансирования отрасли? На каком основании не пересматривают закон «Об автономных учреждениях», положивший начало коммерциализации медицины? Чем оправдано продолжение «оптимизации» здравоохранения? Ответы на данные вопросы до сих пор висят в воздухе. Пока не прозвучат из уст высокопоставленных государственных деятелей заявления о целесообразности реализации перечисленных мер, на позитивные сдвиги рассчитывать невозможно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.