По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
«СП» не раз писала о том, для чего затевалась пенсионная реформа — чтобы скрыть сворованные деньги из пенсионных фондов. Все это находит новое подтверждение. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в связи с переводом пенсионных накоплений свыше 500 тысяч россиян без их ведома из Пенсионного фонда России (ПФР) в частные НПФ «Согласие», «ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд ПН» и «Социум».
По версии следствия, в 2017—2018 годах неустановленные лица подделали заявления полумиллиона будущих пенсионеров. Причем, поддельными были также и печати нотариусов. В результате действий мошенников ущерб может составить многие миллиарды рублей. Теперь смысл пенсионной реформы становится еще более понятным.
Отмечается, что большинство заявлений на перевод средств в НПФ направлялись из Москвы и Московской области. А это подозрительно. Причем, глава ПФР Антон Дроздов признавал нарушения переходной кампании еще в 2017 году, однако всерьез тревогу так никто и не забил. Очевидно, миллиардеру Дроздову («СП» писала об этом) отстаивать интересы граждан малоинтересно.
Сейчас государство, когда из-за пенсионной реформы по репутации власти нанесен мощнейший удар, вдруг спохватилось. Минтруд предлагает запретить негосударственным пенсионным фондам привлекать агентов, функцию которых выполняют страховщики, банки, брокеры и т. п. А также исключить потерю гражданами инвестиционного дохода при переходе в другой фонд. Для этого готовятся поправки в закон, но когда их примут и примут ли вообще — неизвестно. Это же не пенсионная реформа, которую продавили в считанные дни.
Разработчики законопроекта отмечают, что на досрочные переходы приходится 98% случаев смены страховщика. И главный интересант здесь — агенты. При этом штрафы, призванные ограничить эти мутные делишки, на практике не работают. А может чиновникам и бизнесу просто выгодна такая ситуация? Одни крадут, другие покрывают. А все остальное — для отвода глаз. В том числе затеянная пенсионная реформа.
Например, свежая инициатива Минтруда, возжелавшего создать систему отслеживания работниками отчислений в ПФР. Мол, многие из-за недобросовестности работодателя теряют трудовой стаж. Проблема действительно существует, но система контроля отчислений уже есть у ПФР. Она доступна любому гражданину, например, через сайт «Госуслуги». Зачем еще одна? Показать заботу? Лучше пенсии повысьте, а не пенсионный возраст своей грабительской пенсионной реформой.
А вот с этим проблемы. Финансовые результаты деятельности НПФ далеко не блестящи. Собрать деньги с граждан они смогли, а вот обеспечить по ним приемлемый доход уже нет. По информации газеты «Коммерсант», суммарные обязательства по ОПС шести крупнейших негосударственных фондов за 2018 год выросли всего на 2,7%, что в 2,5 раза ниже инфляции, которая за год составила 4,3%.
А надежность? Вспомним, побег в Лондон владельца НПФ «Открытие» Бориса Минца. Что теперь ожидает доверивших ему свои пенсионные отчисления граждан?
Ранее сотрудница регионального филиала одного из НПФ рассказала «СП» на условиях анонимности, что правила перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, которые действовали до 2013 года, когда с пенсионными реформами только начинали эксперимент, сами по себе были хорошей почвой для жульничества. «Агенты, которые все хотели кушать, заключив договор с клиентом, получали их персональные данные. Таким образом, некоторые „продавали“ одного и того же человека нескольким НПФ, везде получая вознаграждение», — призналась она.
В совокупности все эти факты: мошенничество, хищения, ложь, неумение работать в интересах своих клиентов подрывают доверие к системе НПФ, а вместе с ней и пенсионным реформам. И, как следствие, к государству, несущему ответственность за нормальную работу частников.
Неудивительно, что россияне относятся теперь к НПФ крайне скептически. Согласно опросу «Левада-центра», лишь 7% рассчитывают в старости на негосударственную пенсию. Лишить средств к нормальному существованию треть общества — это надо умудриться. С учетом повышения пенсионного возраста и введения очередной пенсионной реформы впору говорить о полной несостоятельности власти на пенсионном направлении.
Главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов не удивлен, что к масштабным хищениям так или иначе причастны пенсионные «частники».
— А что такого? Взяли и украли, раз плохо лежит. Но возникает вопрос, почему «плохо лежит» не в кошельке у бабы Мани в сумочке, а в сугубо государственном Пенсионном фонде России? Нам мало, видимо, что государство только что со своей пенсионной реформой украло у нас 5 лет пенсионной жизни, теперь еще одна «нечаянная радость» — к государственному обворовыванию пенсионеров присоединились частные лица и организации.
«СП»: — Кажется, не в первый раз уже в новейшей истории…
— То есть они и раньше к этому делу имели склонность — не думаете же вы, граждане, что негосударственные пенсионные фонды существуют исключительно для вашего блага и удобства? Эдак вы скажете, что и «МММ» создавалось только лишь для поправки финансовых дел рядовых граждан.
Но раз граждане быстро поняли, что доверять свои пенсионные накопления частным структурам, будь у них в учредителях хоть кто, хоть сам Господь бог — рискованно, то частные структуры, созданные исключительно для того, чтобы «погреться» на стариках, взяли ход дела в свои волосатые руки — если граждане не хотят дарить свою пенсию хорошим ребятам, то хорошие ребята могут и сами сходить за подарком.
А для пенсионера это станет приятным сюрпризом — мало того, что государство «кому должно — прощает», так теперь еще ловит частника, который увел твои кровные. Как интересно, ведь и пенсии-то у нас совершенно грошовые, а сколько охотников и на них покрысятничать. И ведь что примечательно — уголовное дело есть, а подозреваемых нет. Что наводит на совсем уж нехорошие мысли.
По мнению специалиста аналитического отдела компании «ФинИст» Екатерины Семенковой, государству следует реорганизовать частный сегмент пенсионной системы и установить над ним более плотный контроль.
— Действительно в 2015—2018 годах граждане жаловались на действия со стороны НПФ, в том числе при обращении за банковскими услугами отмечалась навязчивая реклама и введение в заблуждение о необходимости подписания договора на оказание услуг пенсионного обеспечения. Однако НПФ вряд ли пошли бы на такое правонарушение, как подделка документов. Они прекрасно понимают, что это чревато для них негативными последствиями и все тайное рано или поздно станет явным.
«СП»: — Никто пока не обвиняет НПФ. Но кто-то ведь перевел туда миллиарды из ПФР…
— Необходима отмена привлечения фондами агентов. Сегодня это банки, страховые организации и брокеры. Это приведет к сокращению нарушений по вопросам перевода пенсионных накоплений, граждане смогут не переживать за сохранность своего инвестиционного дохода, который они теряют в случае частых переводов из одного фонда в другой (свыше 1 раза в течение 5 лет). Действия агентов могут подрывать авторитет НПФ, как, например, сегодняшняя ситуация с открытым уголовным делом.
С социально-экономической точки зрения НПФ нужны в нашей стране. Но их деятельность требует постоянного контроля со стороны государства по системе «кнута и пряника». С одной стороны, государство должно способствовать созданию дополнительных финансовых инструментов, в которые можно вкладывать пенсионные накопления. Так, большинство накоплений просто хранятся на счетах в банках. С другой стороны, постоянно отслеживать и контролировать деятельность НПФ.
Возможность получать пенсию от НПФ по достижению женщинами 55 лет, а мужчинами 60, которая была одобрена правительством недавно, — в будущем может стать действенным механизмом и способствовать поддержанию граждан предпенсионного возраста.
— Деятельность НПФ контролируется ЦБ РФ, который, конечно, не отслеживает первичные документы от застрахованных лиц. Если вспомнить, то некоторое время назад НПФ были фактически укрупнены, а многие игроки покинули этот бизнес, так как не вошли в систему гарантирования. Остались самые крупные и прозрачные, — констатирует адвокат юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов.
— Применительно к сложившейся ситуации речь может идти о двух криминальных аспектах: необоснованный перевод средств из одного фонда в другой, при этом сами средства сохранились. В этом случае ущерба застрахованному лицу не причиняется. Речь может идти о злоупотреблениях, возмещении убытков.
В случае же хищения средств с учетом использования поддельных документов от лица застрахованных лиц, нотариусов речь может идти о мошенничестве. При этом нужно доказать и способ хищения, и факт безвозвратного изъятия денежных средств.
Мошенничество относится к делам публичного обвинения и заявления потерпевшего для начала доследственной проверки не требуется. Поэтому факты могут быть установлены и проверены правоохранительными органами как в ходе оперативно-розыскных, так и проверочных действий в порядке ст. 144−145 УПК РФ.
Комментарий редакции: Попытки нанесения точечных ударов по мошенническим пенсионным фондам, конечно, оправданы. Но они не искоренят суть проблемы. В статье справедливо замечено, что частники всегда хватают всё, что плохо лежит. Вторжение частного интереса в ту или иную сферу открывает перед аферистами колоссальные перспективы. Подобное имеет место и в ЖКХ, и в здравоохранении, и в экономике. В пенсионной системе мы видим тоже самое. Поэтому только возвращение к основам Советской пенсионной системы, а также кардинальное изменение модели развития позволят повысить благосостояние пожилых людей (и не только).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.