По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
13 сентября Ксения Собчак вместе с женихом приехала в ЗАГС в катафалке, или, как говорят циничные кладбищенские работники, в труповозке. А еще в этот день в пресс-центре международного информационного агентства «Россия сегодня» прошла «прямая линия» с Вероникой Скворцовой. Неужели министр здравоохранения РФ тоже выбрала специально «пятницу 13-го», чтобы, как и Ксения Анатольевна, шокировать россиян «черным юмором»? От таких новостей, соседствующих на федеральных каналах, невольно перекрестишься со словами «тьфу-тьфу-тьфу».
Однако суеверия в сторону. Положение чиновницы такого ранга, ясное дело, обязывает отнестись со всей серьезностью к эфиру, несмотря на «пятницу 13-го». Тем не менее, многие реплики министра можно смело отнести к «черному юмору», хоть и завуалированному.
Чтобы понять, о чем речь, приведем кое-какие факты и цифры. Как известно, в России действует программа «Семь нозологий» по обеспечению лекарствами согласно перечню особо опасных заболеваний, включая гемофилию, гипофизарный нанизм, рассеянный склероз, муковисцидоз, болезнь Гоше и хронический миелолейкоз, а также «после трансплантации органов или тканей».
Так вот: по расчетам экспертов РАНХиГС, средняя стоимость терапии за счет этой программы в 2018 году составляла 10268 рублей, или всего 15% (!) от реальной цены лечения, например, с использованием противоопухолевого препарата Кливек. Причем, у многих больных — по наблюдениям медиков до 40%, — развивается непереносимость к этому лекарству.
«Для таких пациентов разработаны препараты нового поколения: иматиниба и дазатиниб, стоимость месяца лечения которыми во второй линии терапии составляет около 165 тысяч рублей. В результате чего они в настоящее время не могут быть включены в программу», — говорится в научном докладе РАНХиГС «Основные направления развития системы здравоохранения России: тренды, развилки, сценарии».
Доклад, кстати, опубликован в 2019 году, поэтому утверждать о прогрессе в обеспечении лекарствами по линии Минздрава, по меньшей мере, нечестно. Ситуация ухудшается хотя бы потому, что каждое новое поколение инновационных лекарств, как и, собственно, высокотехнологическая медицинская помощь, имеет тенденцию к удорожанию. А наша власть с каждым годом, напротив, все больше скупердяйничает (экономит на своих гражданах), имея профицитный бюджет.
Министр Скворцова, однако, тихой сапой обошла эту тему стороной, но пообещала, что со следующего года «пациенты, в частности, с сосудистыми заболеваниями, смогут начать получать лекарства бесплатно в амбулаторном звене». Правда, почему-то Вероника Игоревна не привела общественности реальные шокирующие факты о смертности в результате болезней системы кровообращения.
В России по этой причины умирают такими темпами, будто за дело взялась сама «старуха с косой». В 2015 году на 100 тысяч стандартного населения обоих полов в РФ зафиксировано более 700 (!) случаев смертности по этим заболеваниям — больше, чем в любой из стран ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития. Для сравнения, в Чили этот показатель составляет 220, и даже в небогатой Мексике — не превышает 300.
Значит, обозначенная проблема выходит далеко за границы употребления алкоголя или табака, хоть и эти факторы, безусловно, вносят свою лепту в запредельно высокий уровень смертности от сосудистых заболеваний. Вероника Игоревна предпочла не обсуждать и осуждать бесконтрольный ввоз в нашу страну пальмового масла, а также масштабы контрафакта на рынке молочки. Вот где настоящий корень зла!
Вместо того чтобы продвигать качественную еду и повышать технологический уровень медицинской помощи, власть обещает, можно не сомневаться, самые дешевые и, следовательно, сомнительные лекарства, о которых справедливо говорят «одно лечит, другое калечит». Впрочем, люди не верят, что даже копеечные «таблетки от давления» будут раздавать бесплатно прямо в кабине врача или, тем более, улучшится качество лечения болезней системы кровообращения.
Наталья Вавильченко, комментируя обещания Скворцовой, пишет «В ОГБУЗ „Рославльская ЦРБ“ нет лекарственных препаратов даже в реанимации, а министр обещает обеспечить практически всех россиян амбулаторно! Издевается?».
Ей вторит Марселина Мурачева: «Два года назад мне провели операцию на сердце — шунтирование. И только сейчас сделали коронарку, и оказывается „окклюзия шунта“, по-простому, пришитый сосуд не работает. Операцию перенесла очень тяжело, полгода не выходила из больницы, а теперь сказали, что новую операцию я не перенесу. Кто виноват, что я стою на краю пропасти?».
В целом, о какой качественной медпомощи может идти речь, если лекарства и медицинское оборудование существенно подорожали и многим просто не карману?
Слушая Скворцову, вначале хочется смеяться, а потом рыдать: в ближайшие пять-десять лет в большинстве странах ОЭСР ожидается всеобщий охват населения расшифровкой генома, в том числе и зародышей. Только так удастся составить реальный профиль генетических рисков и механизмов профилактики.
Да, Вероника Игоревна в этом ключе тоже что-то говорила, например, «каждый с 40 лет ежегодно бесплатно сможет пройти диспансеризацию (углубленный check-up), а со следующего года в диспансеризацию включаются новые виды тестов специально для пожилых граждан — в рамках федерального проекта «Старшее поколение».
Но если в поликлинике нет денег, как можно надеться на качественные анализы и обслуживание лучшими врачами? Словом, утверждать можно все что угодно, но жизнь диктует другие правила.
Галина Пяткина не скрывала горьких эмоций, просмотрев «прямую линию» министра здравоохранения РФ. «Уважаемая госпожа Скворцова, загляните в роддом Севастополя, — пишет она. — Моя дочь несколько дней назад родила здорового ребенка, что зафиксировали акушеры. А через 5 дней вышла из роддома с тяжелой формой фобии, что малыш будет «ненормальным». А потому что в кармашки врачей ничего не положила… Не говоря о том, что со всем своим (ложились в роддом), осталось только кровать еще принести.
Сначала все, что дочь взяла с собой — мыло, памперсы, прокладки, салфетки, забрали в родилке. Так еще, как выяснилось, нужно было принести тоже самое и в послеродовую. А как кормят??? Мы домашних животных кормим лучше. Жаль, я здесь не могу показать фото гречневой каши…».
А вот еще один пост из Саратовской области:
«Уважаемая госпожа Скворцова, загляните-ка в больницу Дергачевского района, хотя от больницы там уже ничего не осталось. Ни одной единицы медтехники. Моя мама, инвалид первой группы, к тому же с показанием на онкологию, за 10 лет не прошла ни одного осмотра специалистов, у неё не взяли ни одного анализа, поскольку ей предлагали прийти в больницу. А она не ходячая! Не могу здесь описать все безобразия, которые она получила от „врачей“. Надеюсь, право на жизнь законодательно у нас не забрали».
Впрочем, горожанам и жителям райцентров еще повезло. У жителей деревень право на жизнь де-факто уже отобрали. Так, в период 2005—2016 годов в сельской местности сократилось амбулаторно-поликлинических организаций практически вдвое с 7495 до 4890. Причем в 788 населенных пунктах с населением свыше 100 человек (на 2 июля 2018 года) вообще нет врачей и медсестер. Если случится что-то серьезное — жди не медпомощи, а «старухи с косой».
С другой стороны, врачи и медперсонал совершенно не виноваты в таком положении дел. Их комментарии не менее гневны и обличительны. В частности Лаптева Ирина «поблагодарила» своего министра: «Спасибо огромное, что мы — медработники не вылезаем из нищеты: не можем себе позволить ни ремонт, ни отпуск, ни оплату услуг ЖКХ в полном объеме. С высшим образованием даже 100 процентов от среднего по региону не получаем. Одна брехня!».
Форумчанин с ником shortsunday заявил более жестко: «Хватит уже врать и воровать. Где моя зарплата 200% от средней з/п по региону?».
Конечно, все эти комментарии можно отнести к злобной клевете на честную власть и лично министра Скворцовой. И уж тем более свалить на проклятый Госдеп, который «раскачивает лодку». Но чтобы картина не исказилась такими подозрениями, приведем фразу из вышеуказанного научного доклада проправительственных экспертов РАНХиГС: «В настоящее время в российских условиях нет гарантий того, что улучшение состояния здоровья граждан действительно является первоочередным приоритетом для государственных органов…».
Комментарий редакции: Следует выполнить перечень следующих условий, направленных на преодоления кризиса в здравоохранении. Во-первых, прекратить закрывать медицинские учреждения. Во-вторых, довести государственное финансирование здравоохранения до нормального уровня. Конечно, речь должна идти о повышении зарплат врачам и медработникам в целом. В-третьих, давно пора решить вопрос об организации производства и поставок в больницы и в поликлиники качественных лекарственных препаратов. А без национализации фармацевтики невозможно решить это. Но правящие круги не помышляют о реализации перечисленных мер. Да и станут ли это осуществлять те, кто представляет интересы компрадорской олигархии (прослойки, заинтересованной в том, чтобы в России остались только те, кто будет добывать энергоносители)? Вопрос носит риторический характер, ответ на него очевиден.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Когда бизнес — главное, здоровье народа отступает на второй план. Вуаля.