8 сентября 2019 года по итогам единого дня голосования в парламент Москвы из 45 человек прошло 13 представителей КПРФ, 4 – от Яблока, 3 справедливоросса – и формально ни одного дептута от Единой России. Все 25 провластных кандидатов шли поглубже спрятав партийный бренд как самовыдвиженцы, и, если бы не предпринятые в последний момент правки в регламент, они не сумели бы даже официально сформировать единую фракцию ЕР. В целом силы, ориентированные на мэрию, сумели сохранить контроль над Городской Думой что называется пройдясь по лезвию бритвы – и ключевую роль здесь сыграли отнюдь не народная поддержка или даже умелые политтехнологические ходы, а банальные махинации. Коммунисту Сергею Курганскому не хватило для победы 26 голосов, а решающее преимущество его сопернице Ольге Шараповой дали надомники, как позднее выяснилось предварительно обработанные соцслужбами (чему есть целый ряд свидетельств). Роман Юнеман потерпел поражение из-за апробированного на его части территории его округа электронного голосования, где «самомедвеженка» Маргарита Русецкая получила совершенно грандиозный процент. Система организации выборов через интернет оказалась совершенно непрозрачной и полностью негодной не только с точки зрения надежности против подтасовок, на даже чисто технической. В том и другом случаях не получившие своих мандатов кандидаты подали иски в суд…
Так или иначе, избранная Мосгордума – самая оппозиционная по своему составу с начала 2000 годов и эпохи Путина. Можно много говорить о причинах, но достаточно будет констатации двух основных фактов. Во-первых, Единая Россия в Москве (да и не только в ней, но в регионах, к сожалению, административный контроль пока существенно жестче) вызывает стойкое и практически всеобщее неодобрение, её политический капитал не то что обнулился – он ушёл в минус: бело-голубые цвета и несчастный полярный мишка, сделанный символом жуликов и воров, это теперь не трамплин, а якорь, мешающий достижению цели. Во-вторых, волна протестов, прошедших в конце лета 2019, оказала значительное влияние на исход голосования – люди рассчитывали прежде всего на то, что получится создать в парламенте силу, которая сумеет оказывать максимально твёрдое и последовательное давление на не желающую прислушиваться к кому-либо власть. В том числе отбрасывая во имя единства действий в этом направлении какие-то собственные более локальные интересы и задачи.
Совершенно точно, в заинтересованном ожидании смотрели на избранную Мосгордуму многие. Первое заседание состоялось 19 сентября – и на нём предстояло дать ответы на ряд вопросов, от которых зависит во многом всё дальнейшее функционирование столичных законодателей до самого 2024 года. В частности – кто будет спикером? Как распределятся рабочие комиссии? Кто будет членом Совета Федерации от Москвы? И ряд других… Да, при 25 единороссах (с партбилетами или просто ориентированных на действующее региональное и федеральное руководство) стратегически итоги были предрешены. Предсказуемо первым лицом Мосгордумы стал Алексей Шапошников, ЕР получила контроль над 10 комиссиями из 16, а в верхнюю палату Федерального Собрания отправилась член правящей партии Инна Святенко. Тем не менее, консолидированная оппозиция всех прочих сил, прошедших в МГД, означала бы многое. И в символическом смысле, и в практическом, потому что почти половину состава органа власти невозможно просто игнорировать в течение 5 лет. Казалось бы, этого можно ожидать – тон парламентариями сразу был взят решительный: ещё на церемонии принесения присяги, проходившей 17 сентября, депутат от КПРФ Евгений Ступин под камеры (потом журналисты стыдливо вырезали этот момент и не дали его в эфир) потребовал отправить в отставку председателя Мосгоризбиркома Валентина Горубнова, все 13 депутатов-коммунистов совместно подписали заявление с требованием немедленного прекращения уголовного и административного преследования граждан по делам о «массовых беспорядках» и «экстремизме» и об освобождении всех по ним арестованных. Но…
Когда в качестве альтернативы Шапошникову на пост спикера была выдвинута коммунистка Елена Анатольевна Шувалова, яблочники во главе с Митрохиным заявили, что ни одну кандидатуру не поддержат. Почему? Дадим слово самому инициатору демарша – далее прямая цитата: «Кандидатура Елены Шуваловой не могла быть поддержана нами в силу ее членства в партии КПРФ, которая открыто поддерживает и активно возрождает в России культ Сталина. Осуждение сталинизма и его преступлений является одним из самых принципиальных пунктов нашей идеологии». Вот так. Митрохин, распространяясь далее, потребовал от Компартии и её членов покаяния за времена и политику Иосифа Виссарионовича. Ну а до этих пор не видать нам поддержки Сергея Сергеевича, протянутой для рукопожатия руки и сотрудничества…
Господин Митрохин, спешим заверить вас, что во имя дружбы с такой исключительной политической величиной, как вы, КПРФ конечно же откажется от одной из основополагающих, базисных своих установок, предаст имя и память Вождя, прекратит ежегодно возносить цветы к подножию его могилы. Да-да, вот прямо сразу же – как только чёрное сделается белым, солнце встанет на западе, а горы полетят по ветру, как осенние листья. Коммунисты, знаете ли, не торгуют убеждениями и совестью! Да и покупатель из вас… так себе. Сложно даже и припомнить, когда с эдаким апломбом такое ничтожество замахивалось на титана. Разумеется, не от избытка храбрости – не стану, хотя и хочется, живописать здесь сцену, которая случилась бы, оживи вдруг мистическим образом Иосиф Виссарионович и появись во плоти перед Митрохиным и ему подобными. Скажу иначе – ныне живущий человек, нападает на ушедшего от нас уже 66 лет назад – и любому очевидно, что схватка для него проиграна ещё до её начала. Как политик Сталин в разы живее Митрохина! Растут его рейтинги – 70% россиян положительно относятся к Сталину – это результаты последнего опроса Левада-центра 2019 года – показатели лучше, чем у любого действующего отечественного политика, включая президента. Воздвигаются, несмотря на противодействие, памятники, вписывается в избирательные бюллетени на выборах всех уровней его имя, перечёркивая остальные. Сталин на груди ветеранов – на медали «За победу над Германией». Сталин в книгах и в песнях – старых и новых. Сталин в улицах и проспектах, в ещё работающих заводах и НИИ. Сталин в европейских границах, которые не решаются тронуть даже те, кто его ненавидит, в нашем кресле в Совете Безопасности ООН. Сталин даже сейчас, в XXI веке, в именах детей – мэром индийского Ченнаи в 1996-2002 годах был Мутхувел Карунанидхи Сталин, а за сборную Венесуэлы в 90-е играл Сталин Хосе Риас. А главное – Сталин в надеждах миллионов людей на справедливость, равенство, развитие, на кару для подлецов и достойную жизнь для людей труда.
А где Митрохин?
На выборах мэра Москвы 2013 года получил 3,5% голосов, на выборы 2018 года просто не попал. Руководства над партией лишился. Впрочем, к чему это перечисление неудач вообще? Это разные уровни. Всё равно что соотносить хомяка с амурским тигром. Ну или, продолжая звериный ассоциативный ряд, поневоле хочется перефразировать классика и сказать:
Митроська, знать она сильна, коль лает на слона!
Казалось бы, Митрохин настолько мелок по сравнению со Сталиным, что об этой истории можно бы было вообще не упоминать. Отчасти это справедливо. Но, хотя Митроська своим лаем и не в состоянии навредить памяти Вождя, ситуация сама по себе достаточно красноречивая, чтобы, глядя на неё можно было сделать несколько важных выводов.
Компартию часто обвиняют в том, что она живёт прошлым: прославляет давно почивших людей, ссылается на труды, увидевшие свет как правило больше века назад, озабочена образом Советского Союза и памятью о нём среди новых поколений. Ну и в целом придерживается стиля ретро не поспевая за последними веяниями, левая по содержанию, но консервативная по форме. Что ж, вот и первый вывод – на примере Митрохина с демаршем во время голосования в МГД, а на самом деле далеко не только на нём, можно наглядно видеть сколь большое значение придаёт борьбе за историю либеральный политикум. Стремление что-то сделать со сталинским наследием в умах и сердцах россиян на поверку имеет более высокий приоритет, чем вопрос о руководстве московским парламентом, т.е. чем «реальная», актуальная и даже если угодно хайповая – тема всё ещё в центре общественного внимания – политика.
Лично Митрохин и Яблоко в целом воюют против генералиссимуса Победы уже давно. В сентябре 2017 Яблоко проводило специально пикет у здания Госдумы с требованием принять специальный закон, запрещающий прославление Сталина. Уже от самой формулировки основательно веет абсурдом. В 2015 году Митрохин требовал расследования и слал кляузы по факту установки в Перми памятника Сталину на территории областного отделения КПРФ и на внебюджетные, народные средства. Критикуя на все лады выстроенную властью систему подавления и цензуру в одних случаях, в других господа из Яблока охотно обращаются к ней – запретите, задушите народную инициативу! Митрохин требовал согласования проекта памятника с главным художником города (вакансия которого к 2015 году уже длительное время пустовала), писал в прокуратуру, чтобы та привлекла организаторов установки бюста к ответственности. Апеллировал при этом к паре сотен жителей Перми, которые, вроде бы как, подписали некое коллективное обращение против установки монумента – дескать он их оскорбляет. Когда в том же 2015 началось возведение Ельцин-центра, против которого выступало громадное число людей по всей России, в том числе и в самом Екатеринбурге, естественно, ни Митрохин, ни Яблоко и не подумали что-то предпринимать и как-то протестовать. Жертвам политики 90-х оскорбляться не положено. Не оставляет Митроську и непрерывный переименовательный зуд. Яблоко и тогдашний её лидер выступали в ходе обострения дискуссии вокруг станции метро Войковская за смену названия не только для неё, но вообще для всех станций Московского метрополитена, поименованных в честь революционеров и государственных деятелей Советской эпохи: Ленина и даже полководца Фрунзе.
Это – только события последнего времени, сводки четырёх ближайших лет. В целом за всю свою историю Яблоко потрудилось на ниве антисоветизма просто таки ударно. Никогда не обладая властью в настоящем, в последний раз пройдя в Государственную Думу в 1999 году, имея в настоящее время 12 депутатов в региональных парламентах – пока ещё больше, чем у Партии пенсионеров, но уже вдвое меньше, чем у Патриотов России, яблочники всё порываются править народную память и возводить дамбы и стены в сознании масс. Это люди, вроде бы как ратующие за свободу! Тут даже глупо спрашивать «Не много ли на себя берёте, господа?» – ответ очевиден всем, включая, уверен, даже самого Митрохина. Но Моська уже просто не может существовать иначе. Если перестанет хватать голоса даже на лай, то что останется? Ползти на свалку истории и тихо там издохнуть. Яблоко давно уже не красненькое с зеленым листочком, как на партийном логотипе, а сушеное. Блок Явлинского Болдырева и Лукина, возникший в 1993 году, давным-давно распался. Лукин примкнул к действующей власти и с 2016 года является членом Совета Федерации от Тверской области. Особой оппозиционности в верхней палате российского парламента за ним замечено не было. Болдырев давно уже сотрудничает с лево-патриотическими силами и в 2018 году был доверенным лицом Павла Грудинина на выборах президента РФ. Явлинский на тех же выборах 2018 года получил меньше Ксении Собчак, чуть более 1%, и даже он в ходе кампании использовал собственный специально разработанный логотип, а не яблочную символику. В целом Григорий Алексеевич очень серьёзно обрюзг а его высказывания по украинско-крымскому вопросу практически превратили его в политического маргинала. Молодым либералам рождённая когда они ещё посещали среднюю школу структура тоже не интересна.
Эх, Яблочко, куда ты катишься…
А второй вывод, который, пожалуй, поважнее первого – как только дело доходит до серьёзного противостояния между властью и левой оппозицией, на господ, вроде Митрохина, структуры, вроде Яблока, рассчитывать нельзя даже как на попутчиков. Сколько раз КПРФ упрекали в неготовности сотрудничать с теми силами, которые активно выступают против правящей камарильи, если их политическое лицо кажется нам не слишком привлекательным! Дескать, сначала единым фронтом решить главную задачу – а затем уже всё остальное. Тут было бы место для дискуссии – в том случае, если бы хоть где-то и когда-то в самом деле существовало пресловутое общеоппозиционное единство. На поверку же коммунистам предлагают поступиться принципами просто чтобы удостоиться великой чести – того, что карликовые, откровенно слабые политические силы назовут их своими союзниками. Временно. Тактическими. Стоит же появится только призраку появления хоть какой-то власти в руках коммунистов, как прежде столь непримиримые противники начинают действовать с удивительным единодушием. Или можно сказать – классовой солидарностью. Ведь вполне можно взглянуть на ситуацию под иным углом: Яблоко на первом же ходу, в первый день работы новой Мосгордумы продемонстрировало – нет, никакой координации и совместного оппонированию единороссовскому большинству не будет. И имеет теперь одну комиссию при четырёх избранных депутатах, при том, что у КПРФ их 2 при 13. А Сталин – это просто чтобы оправдаться, выдать конформизм за принципиальность.
Что же теперь? С одной стороны – ничего. Митрохин – слишком незначительный фактор, что в роли союзника, что в роли противника, чтобы линия и стратегия КПРФ в столице могли бы из-не него измениться. Яблочники – слабаки. И не только в сравнении со Сталиным, а в целом. Значимо другое. Есть в народе поговорка: как гуляли – веселились, подсчитали – прослезились. Не достаточно, чтобы сломить властную монополию, голосовать за любого, кто именует себя оппозиционером. Иначе можно ой как прослезиться после выборов, когда вместо трескотни лозунгов начнётся строгая конкретика дел. Враг трудящегося – это не одно имя, не одна партия, а система. И в сражении с ней у коммунисты могут рассчитывать только на себя. Митрохин может критиковать Собянина, но Сталина он ненавидит и боится гораздо сильнее. Явлинский мог когда-то конкурировать с Чубайсом за лидерство в среде «демократов-реформаторов», но когда в 1993 году появился риск, того, что произойдёт реванш патриотов, социалистов, советской власти, когда кипела Москва, глава Яблока открыто в ходе телевыступления призвал Ельцина «подавить мятеж со всей возможной ответственностью». Действительная победа — та, после которое обновится и воспрянет Россия, для нас возможна лишь под красными знамёнами. Остальное – ступенька на трудном пути к вершине. Или симулякр. Митроська вместо оппозиции.
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Да уж, Яблоко было и сплыло. А что наши «союзники по оппозиции» будут иногда взбрыкивать, это ожидаемо.