20 ноября 2019 года в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ прошёл круглый стол на тему «Законодательное обеспечение трудовых отношений в области гражданской авиации». Ведущим мероприятия был депутат Государственной Думы, первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин. На слушаниях присутствовали представители профсоюзов лётного состава, бортпроводников, работников инженерно-технических и авиационных служб, юристы, представители органов государственного управления. Все они обсудили проблему, связанную с нарушением социально-трудовых прав работников авиационной отрасли.
В.Ф. Рашкин в самом начале своего выступления зачитал обращение инициативной группы от независимых профсоюзов, обратившейся в Государственную Думу. В нём констатировалось, что гражданская авиация России, будучи некогда гордостью страны, «стремительно идёт на посадку». Речь шла и о развале отечественного производства самолётов, и о наполненности авиапарка иностранной техникой, и о росте волне банкротства российских авиакомпаний, и об ухудшении социального положения трудовых коллективов. Далее Валерий Рашкин привёл примеры изменения условий труда в авиационной сфере в худшую сторону. Прежде всего, работники упомянутой отрасли лишились социальных гарантий и льгот, функционировавших в Советский период. Участились нарушения работодателями режимов труда и отдыха, Трудового кодекса РФ и локальных нормативно-правовых актов. Зачастую попираются права и свободы авиаторов. Например, дело дошло до распространения на них запрета публично выражать свою позицию, до преследования лидеров независимых профсоюзов. В результате, по словам В.Ф. Рашкина, наблюдается большая утечка кадров из авиации.
Валерий Рашкин заявил, что в результате активизации вышеперечисленных процессов сформировалась потенциально опасная среда, чреватая авиакатастрофами. В этой связи он напомнил об аварии самолёта «Суперджет», произошедшей в аэропорту Шереметьево 5 мая 2019 года. Комментируя это, В.Ф. Рашкин отметил, что если трагические инциденты происходят в компании «Аэрофлот», имеющего репутацию надёжной фирмы, то иного в других структурах можно не ожидать.
В дальнейшем слово было предоставлено участникам «круглого стола». Перед собравшимися выступили президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников И.А. Борисова, президент профсоюза Лётного состава России М.Ю. Бойчук, президент профсоюза Лётного состава аэропорта Шереметьево И.В. Дельдюжов, целый ряд иных профсоюзных активистов. Своими соображениями о причинах происходящего поделились юристы — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права С.А. Саурин, ведущий юрист-консультант ООО «СПР — Консалт» Е.Е. Плешкова, представители Министерства здравоохранения и Министерства социально защиты Московской области и т.д.
Участники мероприятия уделили внимание основным социальным проблемам работников авиационной отрасли. В ряде компаний задолженность по заработной плате достигла колоссальных размеров. В целом, её уровень остаётся на невысоком уровне. Нарушение режима рабочего дня, полёты в ночное время давно стали нормой. Всё это усугубляется кризисным положением дел в медицинской отрасли, фактическим развалом системы профильной подготовки кадров вследствие недофинансирования, отсутствием полноценного отдыха для бортпроводников и лётчиков. В результате с каждым годом авиация утрачивает квалифицированные кадры.
Одновременно было заявлено, что параллельно с усилением эксплуатации труда лётчиков и проводников остаётся нерешённым вопрос трудоустройства работников обанкротившихся авиакомпаний (в том числе фирмы «ВИМ — Авиа»). Государство, вопреки обещаниям, не предоставило им работу до сих пор. Властные структуры (в том числе правоохранительные органы) периодически смотрят сквозь пальцы на обращения граждан, на вскрытые факты махинаций бывших собственников авиакомпаний.
Органы государственной власти не уделяют должного внимания вопросам укрепления социальной защиты работников авиации. Причем это касается не только условий труда, но и накопленных ими пенсий. Например, незавидная участь постигла владельцев вкладов негосударственного пенсионного фонда «Авиаполис», обанкротившегося после отзыва у него лицензии Центральным банком РФ. В этой связи поступило предложение поставить перед финансовым регулятором вопрос о предупреждении владельцев вкладов готовящегося отъёма лицензии — чтобы за данный период они могли снять свои зарплаты и пенсии.
Со стороны выступающих звучали разные предложения, призванные исправить ситуацию. Так, речь шла о внесении поправок в законодательство, предусматривающих возможность профсоюзов опровергнуть любую сомнительную инициативу работодателя, а также уточнения определения дискриминации труда, о разработке системы перспективного планирования развития отрасли и об увеличении государственного финансирования лётных училищ, и о формировании компьютерной системы, позволяющей контролировать соблюдение руководством авиакомпаний соблюдения трудового законодательства, и о распространении системы социальных гарантий на всех работников авиации, и о воссоздании Министерства гражданской авиации.
Присутствовавшая на «круглом столе» депутат Государственной Думы В.А. Ганзя сделала акцент на несовершенном характере российского законодательства (особенно Воздушного кодекса РФ и профильных нормативных актов). Она заявила, что в данный момент работа в соответствующем направлении ведётся. Но для того, чтобы изменения произошли, общество должно проявлять большую степень активности. Вера Ганзя призвала к тесному взаимодействию с депутатами, с профсоюзными активистами. Лишь тогда удастся добиться позитивных сдвигов.
Участники мероприятия приняли резолюцию «круглого стола». В документе содержался широкий перечень требований, касающихся изменений социально-экономической политики в авиационной отрасли. Также присутствующие утвердили предложение, касающееся обращения к президенту Российской Федерации относительно деятельности Центробанка РФ.
В заключении В.Ф. Рашкин выразил благодарность всем участникам «круглого стола». Он заявил, что материалы совещания будут отправлены во все органы государственного управления. В целом, КПРФ будет проводить активную работу, направленную на решение затронутой проблемы.
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.