По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Ситуация на Корейском полуострове опять обострилась. Причиной стало нежелание США идти на равноправный диалог с КНДР. Региональную безопасность подрывает и воинственный настрой руководства Японии, которое допускает возможность разработки ядерного оружия.
Политика уловок
Демонизация Северной Кореи, с наклеиванием на неё ярлыка самого агрессивного, жестокого и непредсказуемого государства, продолжается десятилетиями. Но в последние дни эта кампания переживает новый всплеск. Западные СМИ и политические элиты, кажется, вернулись в наиболее критический период конфликта. Тогда, два года назад, интервенция против КНДР казалась решённым делом, а Дональд Трамп не жалел самых страшных угроз и подписывал один за другим указы о санкциях.
С тех пор случилось немало событий. Среди них — несколько межкорейских саммитов, а, главное, серия встреч Ким Чен Ына с Трампом. На них президент США называл коллегу «другом» и рисовал заманчивые картины будущего сотрудничества. Последняя такая встреча прошла меньше полугода назад.
Что же произошло, если стороны вернулись к взаимным обвинениям, а весь процесс урегулирования оказался на грани срыва? Согласно точке зрения западных изданий, виноват исключительно Пхеньян, предупредивший о возможности прекращения диалога с Вашингтоном. 7 декабря постпред КНДР при ООН Ким Сон заявил, что денуклеаризация — отказ от ядерного оружия и его разработки — больше не может быть предметом переговоров. По его словам, США продолжают враждебную политику, пытаясь задушить Северную Корею, а все шаги навстречу Пхеньяну являются уловкой. Она, пояснил дипломат, нужна американской администрации для внутренней политической повестки и переизбрания Трампа в следующем году.
За несколько дней до этого со схожим заявлением выступил МИД КНДР, уличивший Вашингтон в намеренном затягивании переговоров. «От Соединённых Штатов полностью зависит то, какой подарок на Рождество они захотят получить», — добавили в ведомстве.
Это высказывание было истолковано на Западе как угроза возобновить испытания ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В действительности в Пхеньяне, скорее всего, намекнули на запланированный на конец декабря пленум ЦК Трудовой партии Кореи. Он обсудит ключевые вопросы развития страны и международной обстановки.
Но вырывать слова и события из контекста, максимально извращая их смысл, давно стало отличительной чертой «свободного мира». Если же оценивать ситуацию объективно, позиция КНДР является абсолютно адекватной. В совместном заявлении, принятом по итогам первой встречи Трампа и Ким Чен Ына, подчёркивалось, что денуклеаризация Корейского полуострова (а не одной только Северной Кореи!) должна сопровождаться гарантиями безопасности Пхеньяну.
Взятые на себя обязательства стороны выполняют по-разному. КНДР уже больше двух лет придерживается моратория на испытания ядерных зарядов и МБР. Страна демонтировала единственный ядерный полигон «Пхунгери» и ряд объектов ракетного полигона «Сохэ». Пхеньян пошёл на нормализацию отношений с Южной Кореей, отведя значительную часть войск от линии разграничения и наладив диалог по вопросам экономического и гуманитарного сотрудничества.
США заняли иную позицию. Они не только не ослабили режим санкций, но и продолжают его ужесточение. Недавно в «чёрный список» были включены некие северокорейские «кибергруппы», которые, как утверждается, похитили 2 млрд долларов у банков разных стран для финансирования программ создания оружия массового поражения.
Как заявили в госдепартаменте США, санкции останутся в силе до «конкретных мер по денуклеаризации». За информацию об их нарушении Вашингтоном обещаны награды суммой до 5 млн долларов. Регулярно появляется информация об аресте судов, принадлежащих КНДР и другим странам. Среди последних оказалась и Россия, два судна которой — «Севастополь» и «Партизан» — заблокированы в Сингапуре и Южной Корее по подозрению в поставках Пхеньяну нефтепродуктов. К 22 декабря все страны должны выслать северокорейских рабочих.
Не прекратились военные провокации. С одной стороны, Вашингтон объявил о переносе нескольких совместных с Сеулом учений. С другой — регулярными, по нескольку раз в неделю, стали полёты над КНДР американских самолётов боевого управления и целеуказания. Поднимаясь на высоту до 20 километров, они собирают разведывательную информацию. Настоящим вызовом стал недавний пролёт над полуостровом двух стратегических бомбардировщиков B-52, способных нести ядерное оружие. Это лишний раз демонстрирует цену обязательствам Вашингтона, который, требуя денуклеаризации, сам размахивает ядерной дубинкой.
Не собираются США и сокращать свой контингент. Согласно оборонному бюджету на следующий год, его численность — 28,5 тыс. человек — остаётся неизменной. Наконец, 12 декабря Пентагон провёл испытания баллистических ракет наземного базирования. Прежде запрещённые Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, они в ближайшее время могут быть размещены в Японии и Южной Корее.
Всё это сопровождается угрозами. «Ким Чен Ын… слишком много, если не всё, потеряет, если будет враждебно себя вести», — написал Трамп в «Твиттере». На последнем саммите НАТО президент США даже допустил использование военной силы. «У меня хорошие отношения с Ким Чен Ыном. Но это не помешает США применить оружие против КНДР… если в этом возникнет необходимость», — пригрозил он.
Неудивительно, что Вашингтон фактически саботирует переговоры, выдвигая ультиматум одностороннего разоружения. В начале октября в Стокгольме северокорейская делегация досрочно покинула встречу со спецпредставителем США Стивеном Биганом, объяснив это тем, что американская сторона не привезла никаких конструктивных предложений. Как сообщили в КНДР, переговоры могут возобновиться только после отмены враждебной политики, создания атмосферы доверия и полного устранения угроз Пхеньяну. Вашингтону был дан срок до конца года, чтобы изменить свой курс и сделать реальные шаги для сближения.
Но произошло обратное. На экстренном заседании Совета Безопасности ООН, созванном 11 декабря, США заявили, что Пхеньян «движется в неправильном направлении», и пригрозили ему серьёзными последствиями. Предложения Китая и России ослабить санкции не нашли понимания.
Это вынудило Северную Корею продемонстрировать свои оборонные способности. Вооружённые силы провели серию учений, а также испытания предположительно ракетных двигателей для МБР. В Пхеньяне понимают, что небрежное отношение к военной мощи грозит стране судьбой Ливии и Ирака.
Передовые бастионы Вашингтона
Политика США по отношению к КНДР является частью курса по формированию в регионе агрессивного блока. Ключевая роль отводится Японии. «Правда» уже писала о попытках руководства страны во главе с премьер-министром Синдзо Абэ переписать Конституцию и создать полноценные вооружённые силы с наступательными компонентами, характерными для крупнейших армий мира.
В оборонном бюджете на следующий год, рекордном по размерам, этому уделяется особое внимание. Почти 100 млн долларов будет направлено на разработку новейшего истребителя. В течение ближайших полутора десятилетий он должен заменить самолёты F-2, составляющие основу военно-воздушных сил. Пока же Токио продолжает закупать американские истребители F-35, заказано 145 машин. Для их дополнительного оснащения Япония заключила контракт с Норвегией на поставку высокоточных противокорабельных ракет JSM.
Не меньшее внимание уделяется военно-морским силам. В ноябре был презентован проект нового десантного вертолётоносца, способного нести конвертопланы «Оспри», закупленные Токио у США. Существующие же вертолётонесущие корабли «Идзумо» и «Кага» проходят глубокую модернизацию для превращения в авианосцы.
Мало того, Япония устами чиновников — правда, пока в основном отставных — прощупывает почву на предмет создания собственного ядерного оружия. Экс-министр обороны Сигэру Исиба заявил, что страна должна иметь свободу в разработке смертоносного арсенала. О серьёзности этих намерений предупредили недавно ряд китайских СМИ. По их данным, путём переработки отработанного топлива для АЭС Япония может получить материалы для создания 6 тыс. ядерных зарядов. И уйдёт на это не более двух лет.
Однако даже если японское руководство пока не решится на столь радикальные шаги, оно может начать с размещения на своей территории соответствующего американского вооружения. На это прозрачно намекнул генеральный секретарь кабмина Ёсихидэ Суга. «Сохранение и укрепление сил сдерживания США, включая ядерное оружие, — это реалистичный и верный подход к обеспечению безопасности нашей страны», — заявил он.
Любой из этих шагов нарушит так называемые три неядерных принципа — концепцию, принятую в 1967 году. Она предусматривает добровольный отказ от производства, обладания и размещения на японской территории ядерного оружия. Помимо этого, Токио присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Но ревизовать законодательство для правительства Абэ не в новинку. Оно уже перетолковало Конституцию, разрешив использование войск за рубежом. На кону — реформа Основного Закона, причём для её завершения кабинет может переписать устав правящей Либерально-демократической партии, ограничивающий полномочия лидера тремя сроками. По словам вице-премьера Таро Асо, Абэ должен остаться у власти после 2021 года и добиться «важнейшей задачи» — «приведения Конституции к современным реалиям».
В этом Токио целиком поддерживает Вашингтон, снабжающий союзника наступательными вооружениями и укрепляющий позиции собственного контингента. Для нужд последнего японские власти выкупили у частных владельцев остров Маге. Здесь будут построены военные объекты и две взлётно-посадочные полосы, которые превратят данный участок суши в главный плацдарм для совместных японско-американских учений ВВС и ВМС. Прежде эту роль исполнял остров Иводзима. Замена его на Маге, согласно официальной версии, вызвана необходимостью сокращения расстояния до основных военных баз США, включая базу морской пехоты Ивакуни. Но главная причина, скорее всего, в другом. Маге расположен более чем в два раза ближе к китайскому побережью, чем Иводзима. «Остров может быть однажды использован в качестве «непотопляемого авианосца» для США в случае войны в Азии», — откровенничают американские СМИ.
Антикитайская направленность военного союза Вашингтона и Токио лежит на поверхности. Это соответствует общему курсу глобального капитала. В декларации декабрьского саммита НАТО Пекин впервые упомянут как угроза. «Мы признаём, что растущее влияние и международная политика Китая сопряжены… с вызовами, которыми нам следует заниматься сообща», — подчёркивается в нём.
Решение «сосредоточиться на Китае» министр обороны США Марк Эспер назвал очень важным шагом, призвав к переброске в Индийско-Тихоокеанский регион дополнительных военных сил. Перед этим госсекретарь США Майк Помпео обрушился с критикой на Коммунистическую партию Китая, обвинив её в стремлении к мировому господству и угрозе американской безопасности. По его словам, Вашингтон будет бороться с правящей партией КНР, среди прочего, поддерживая тех граждан страны, которые «не хотят нынешней модели устройства».
Для этого США работают над созданием регионального блока. За последний год одному только Тайваню передано оружия на 10 млрд долларов. В начале декабря власти острова пригласили американских военных специалистов. В том же направлении работает правительство Синдзо Абэ. Недавно состоялся японско-тайваньский диалог по морскому сотрудничеству, товарооборот растёт ускоренными темпами, произошло уже несколько слияний крупных компаний двух стран.
То же самое касается Индии. В конце ноября состоялись переговоры Токио и Дели в формате «2+2» (глав МИД и минобороны), по итогам которых было принято совместное заявление. Стороны договорились расширить военное и военно-техническое сотрудничество, проводя регулярные совместные учения всех родов войск, а также укреплять партнёрство с США. Ослаблять контроль над регионом, ставшим важнейшим в экономическом и политическом отношениях, мировой капитал не желает.
Комментарий редакции: История показывает, что международный империализм всегда оказывал давление на те страны, которые не желали плясать под его дудку. Агрессивная риторика, квалификация даже минимальных оборонительных действий как «подготовка к завоеванию», поливание грязью целые народы давно стали обыденным делом для «глобализма». Напомним, что гитлеровцы тоже стремились изобразить СССР неким агрессором, якобы готовившим вторжение в Германию. Но мы знаем, что это далеко не так. Это первое. Второе и, пожалуй, самое главное, — только принципиальная и жёсткая позиция руководства страны, наличие прочного экономического и оборонного фундамента, огромный уровень поддержки со стороны народа являются непременными условиями выживания в современном мире. КНДР имеет всё это. Мировой капитал, видя решительный настрой руководства этой страны, не решается пойти на новые провокации. Это прямой укор и вместе с тем урок тем, кто до сих пор считает, будто следование в фарватере «ведущим мировым державам» может привести к миру. Всё с точностью, да наоборот.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.