21–22 декабря в Москве, в Октябрьском зале Дома союзов проходила научно-практическая конференция «Россия-2024: или левый поворот, или национальная катастрофа?»
По представительству, на мой взгляд, это был, скорее, форум – собрались практически все левые и левопатриотические силы страны, а с учетом исключительно удачного места проведения, получилось весьма внушительно. При этом форум (я его так буду называть) получился не столько научным, сколько практическим, потому что в нем приняли участие, наверное, почти все известные политики и активисты левопатриотического движения в России и практики, живых выступлений и конкретных примеров было хоть отбавляй.
В рамках форума было проведено шесть секций – 21 декабря состоялись секции «Россия сегодня: народ и власть, протест и выборы», «Современное общество: классовая борьба и левопатриотические силы», «Глобальный кризис: война и мир». 22 декабря прошли секции «Социальное государство или неолиберальный тупик? Экономическая программа левопатриотических сил», «Как победить в информационной войне? Актуальный опыт левопатриотических СМИ» и «Национальный вопрос и права человека».
Ваш покорный слуга принял участие во втором дне работы – выступил на профильной секции «Национальный вопрос и права человека» вместе с главным редактором канала «День-ТВ» Андреем Фефеловым, журналистом Максимом Шевченко (он же был модератором секции), руководителем юридической службы КПРФ Вадимом Соловьевым, протоиереем Всеволодом Чаплиным и бывшим политзаключенным и известным политическим активистом Леонидом Развозжаевым.
Собравшиеся говорили, в частности, о том, что левые совершенно не представлены в так называемых «официальных» правозащитных структурах, хотя репрессиям подвергаются, вероятно, больше, чем все остальные вместе взятые, а потому необходимо создание собственной правозащитной организации. Привели в пример, в частности, выступление режиссера Александра Сокурова на Совете по правам человека, в который входят в большинстве представители либеральных и ультралиберальных взглядов. Режиссер Сокуров, по нашему мнению, занял весьма странную позицию – обрушился с критикой – на кого бы вы думали? Ну, разумеется, на губернатора Левченко. Видимо, у нас в стране нет других проблем в области соблюдения прав человека, о которых следовало бы сообщить президенту. Так или иначе, левым, которых, на наш взгляд, подвергают самым активным и разнообразным репрессиям, не приходится ждать защиты от так называемых официальных правозащитных структур.
В своем выступлении я, разумеется, просто в силу профессионального опыта дал обзор разного рода репрессий, которым подвергаются левые и левопатриотические активисты – начало собственно уголовно-правовым репрессиям было положено в 2004 году, когда за акцию против закона о монетизации льгот в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ пятеро активистов ныне запрещенной Национал-большевистской партии были приговорены в 5 годам лишения свободы. Позже приговор смягчили, большинство освободили условно-досрочно, но у общества это дело вызвало просто шок, потому что ранее за подобные акции политические активисты получали максимум 15 суток административного ареста. Помню, отзывы на приговор можно было встретить в весьма далеких от политики компьютерных журналах. Вспомнили дело 40 нацболов, которые за участие в мирной акции в общественной приемной администрации президента РФ были сначала обвинены ни больше ни меньше как в попытке насильственного захвата власти с санкцией статьи до 20 лет лишения свободы, а потом обвинение было переквалифицировано на массовые беспорядки, большинство провели в тюрьме год, но 8 человек просидели от двух до пяти лет.
После этого такие процессы стали множиться, и мы вспомнили так называемое Болотное дело, по которому были осуждены наши товарищи Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев, дело Владимира Бессонова, осужденного вопреки показаниям многочисленных свидетелей и видеозаписи происшествия, а также не забыли про разного рода административные репрессии, когда по надуманным основаниям, в основном связанным с реализацией права на свободу собраний и свободу слова, левые активисты подвергаются арестам или большим штрафам, а с редакций средств массовой информации взыскиваются разорительные суммы. Также, на наш взгляд, репрессиям, пусть и гражданско-правовым, подвергается, в частности, Павел Николаевич Грудинин, в преследовании которого и разорении его уникального предприятия мы видим прямую причинно-следственную связь с его участием в президентских выборах. И если так можно поступать с кандидатом в президенты, то почему так же и даже хуже не поступят с кандидатами в губернаторы, в мэры и просто конкурентами на выборах любого уровня?
Однако я призвал не идти по пути так называемых либеральных правозащитников и не ограничиваться только защитой активистов от разного рода репрессий и преследований. Все-таки задача левых и коммунистов прежде всего в защите самых главных прав человека – социальных прав.
Не так давно, 12 декабря, президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с судьями Конституционного суда РФ заявил, что нужны четкие, отлаженные механизмы, которые не позволят отрицать или умалять права граждан, закрепленные в Конституции РФ. «Важно, чтобы законодатели не отступали от общепризнанных мировых стандартов в сфере защиты прав и свобод человека», – добавил Путин.
Вот я и провел в своем выступлении краткое сравнение Всеобщей декларации прав человека и нынешней российской Конституции. Такого рода конституции, как наша, в курсе истории раньше назывались «реакционными» и принимались после поражения страны в войне, подавления народных бунтов и т.п. Общим местом в критике Конституции и, на мой взгляд, совершенно справедливой, стал явный перекос в пользу исполнительных органов власти в ущерб почти бесправным представительным, приоритет международного права над внутренним (такое можно найти разве что в послевоенной конституции Германии, а конституции США и Китая прямо говорят о приоритете внутреннего права над международным), а также практически полное отсутствие социальных прав, широко представленных ранее в Конституции СССР и РСФСР, да и большинства европейских стран.
Это право на жизнь, причем на жизнь достойную, право на труд, право на образование и медицину. Эти права были широко представлены во Всемирной декларации прав человека, основополагающего документа в области прав человека в мире, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года при самом активном участии СССР, авторитет которого после Победы над фашизмом был невероятно высок. Отсюда многие формулировки, начиная с первой статьи, а также большой блок социальных прав. Я даже позволю себе процитировать кое-что, потому что очень полезно обращаться к первоисточникам. Не сочтите за прикол, но я недавно, готовясь к программе, перечитывал «Манифест Коммунистической партии» – поразительно современный документ, как будто написанный в наше время антиглобалистами.
Итак, в самой первой статье декларации указано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Вы можете представить слово «братство» в каких-то официальных документах нынешней России? Я – нет. У нас даже из названий судов и представительных органов власти убрано слово «народный», хотя чем оно не угодило, и кто выступил против такого замечательного слова, никто объяснить не смеет.
В статье 22 говорится, что «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Ничего подобного в нашей Конституции нет.
В статье 23 говорится, что «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.»
Именно право на труд! А в нашей Конституции написано, что «труд свободен». Так и представляется начальник отдела кадров, который говорит уволенному для ускорения: «Свободен!»
В статье 24 указано, что «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».
В статье 25 говорится, что «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Увы, медицина становится все более и более недоступной для жителей нашей страны. Во многих районах ее после «оптимизации» просто нет, а во многих почти не осталось бесплатной медицины, а цены на платную столь высоки, что часто для обычного человека неподъемны. А ведь право на доступ к медицине напрямую связано с правом на жизнь.
В 26 статье декларации говорится, что «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Сейчас наша Конституция гарантирует и делает обязательным не общедоступное и бесплатное полное среднее образование, а лишь 9 классов – и это в XXI веке!
Как видим, наше законодательство и практика, увы, очень и очень недотягивают до тех стандартов, которые задает Всемирная декларация прав человека.
И главная проблема во всем этом чисто левая – бедность и социальное неравенство. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, и богатые имеют доступ ко всем его достижениям в медицине, в образовании, просто в комфортной жизни, а на долю бедных достаются разве что камеры видеонаблюдения, развешанные по всем улицам и система распознавания лиц, которая вычислит вас хоть на концерте, хоть на политической манифестации. Значительно усовершенствованные системы контроля за нами позволяют следить практически за каждым шагом любого члена общества.
В заключение я сказал, что защита социальных прав – главное дело левых и тут нам нет альтернативы. И процитировал последнее публичное выступление Иосифа Виссарионовича Сталина, заключительное слово на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 года, просто невероятное по глубине своего проникновения в будущее. Им я хочу завершить и эту статью: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности», – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять».
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь,
Московская обл.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.