М. Горбачёв, надуваясь, как мыльный пузырь, провозгласил «парад суверенитетов», который повсеместно пошёл под злостным лозунгом «Хватит кормить Россию». Последний лозунг был откровенной ложью с политическим подтекстом, и в условиях «перестройки» он сработал и помог развалить СССР. Председатель Совмина РСФСР И.С. Силаев перед поездкой Ельцина в Беловежскую Пущу представил ему справку, в которой обосновывал, что РСФСР — это самая экономически угнетённая республика Союза, являющаяся гигантским донором для 12 других республик союзного государства. Это была лукавая полуправда, тоже нацеленная на разрушение СССР.
В СИЛУ НЕПОМЕРНОГО властолюбия и неуёмных политических амбиций разрушители державы даже не представляли, что и в экономике, и в политике, помимо элементарной арифметики, существует мудрая высшая математика. Владевший ею И.В. Сталин за полгода до своей смерти писал:
«Если взять рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в разрезе, скажем, 10—15 лет, что было бы единственно правильным подходом к вопросу, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства не может идти ни в какое сравнение с той высшей формой прочной и постоянной рентабельности, которую дают нам действия закона планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства, избавляя нас от периодических экономических кризисов, разрушающих народное хозяйство и наносящих обществу колоссальный материальный ущерб, и обеспечивая нам непрерывный рост народного хозяйства с его высокими темпами».
Советский социалистический принцип рентабельности успешно действовал не только в отношении предприятий и отраслей, но и в не меньшей степени в отношении республик, краёв и областей. Целостность единого народнохозяйственного комплекса СССР обеспечивала эффективный вклад каждой республики в развитие великой державы. Арифметика националистических принципов в экономике продемонстрировала свою абсурдность в полной мере в постсоветский период.
Посмотрите, что произошло с «суверенной» Российской Федерацией в экономическом плане, когда она избавилась от дотаций бывшим республикам, входившим в состав СССР. Оказалось, что «свято место пусто не бывает». Вместо дотационных союзных республик, в том числе благодаря старанию Б. Ельцина и его преемников, в составе Российской Федерации появились не только дотационные области или бывшие автономные республики, но в число дотационных попали и нынешние федеральные округа. Сюда входят Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский и Южный. Среди федеральных округов положительное сальдо оказалось лишь у каждого второго. Сегодня в донорах ходят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный ФО.
Удивляться тут нечему: в условиях разрушения сложившихся хозяйственных связей, отягощённого деиндустриализацией страны, в результате которой с карты России исчезли многие ведущие отрасли экономики, отсутствия централизованного руководства в масштабах государства иной результат был просто невозможен. В обществе всё чаще возникают и обостряются межрегиональные конфликты.
Самым злостным паразитом на теле Российской Федерации оказался Центральный федеральный округ во главе со столицей Российской Федерации. Из-за несправедливо больших «доходов», концентрирующихся прежде всего в Москве, финансовые ресурсы искусственно стягиваются сюда из всех федеральных округов и субъектов РФ. Этому неизбежно способствует чрезмерно раздутый аппарат правительства, администрации президента, Федерального собрания (Государственной думы и Совета Федерации) и т.п. С ним по масштабам и по неэффективности соперничает огромный аппарат чиновников в не поддающихся счёту вертикальных структурах типа: госкорпорация — холдинг — субхолдинг, созданных вместо компактных и эффективно функционировавших советских промышленных министерств. О степени их соответствия по соотношению «производительность труда / зарплата» и говорить не приходится: разница по регионам и федеральным округам составляет несколько сотен процентов.
Ни президент, ни правительство РФ не делают решительных шагов в сторону реального федерализма. Вместо этого они предпочитают плодить всяческие чиновные структуры с назначением зарплат, несопоставимых с затрачиваемым трудом. Судя по всему, к этому причастен бизнес, интересы которого обслуживает нынешняя российская власть. Тесное сотрудничество высшей бюрократии и капитала как раз и является виновником того, что восхваляется ими «рыночная экономика», которая привела к ограблению большинства тружеников страны.
В УСЛОВИЯХ растущей социальной напряжённости было бы логично ожидать, что президент со своей администрацией и правительством озаботятся в первую очередь тем, чтобы вернуть народу ту собственность, которая хитрым и топорным обманом чубайсов и гайдаров перешла в руки мошенников, ныне именуемых олигархами. Было бы разумно вернуть, хотя бы частично, вывезенные ими за рубеж страны средства, которые осели в США, Швейцарии, Англии, Франции, Израиле и многих офшорах.
Вместо реальных шагов по подъёму экономики страны президент и правительство предпочитают отделываться лишь призывами и лозунгами плюс созданием всяческих бутафорских комиссий. Кому, например, нужна была комиссия, созданная для «поиска инструментов решения задач», поставленных президентом в его указах 2012 и 2018 годов. Эти «инструменты» вылились в пустые слова типа: «изыскать источники финансирования», «ускорить», «повысить», «увеличить», «расширить», «улучшить» да в несбыточные (взятые «с потолка») цифры по желаемому поднятию производительности труда. Кому нужен такой фонтан пустозвонства? Только тем, кто олицетворяет собой власть в стране.
И президент, и правительство возникшие в стране экономические проблемы неспроста пытаются решить путём организации всяческих комиссий, поскольку при этом придаётся видимость их бурной деятельности в области возрождения разрушенной ими же экономики страны.
С 2009 по 2018 год при правительстве и президенте было создано девять всяческих комиссий, отвечающих за экономическое развитие Российской Федерации. Но никаких положительных сдвигов в экономике так и не произошло. Сейчас минэкономразвития РФ в лице министра М. Орешкина предлагает создать при правительстве ещё одну подкомиссию «по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ». Она должна-де провести шесть очередных реформ: «по улучшению инвестиционного климата, по стимулированию инвестиционного спроса, по повышению эффективности рынка труда, по развитию конкуренции, по технологическому и инновационному развитию, по развитию финансирования и увеличению рынка сбыта российских товаров».
При сложившейся в стране ситуации одного министерства оказалось уже мало для ускоренного роста пустопорожней болтовни. К тому же у высоких вельмож появляется надежда таким способом снять с министерства ответственность за развал экономики и переложить её на специально созданную для этого подкомиссию.
Начиная с 1991-го не было ни одного года, когда бы производительность труда в стране поднималась выше 1,5%. Это значит, что все годы проведения «демократических реформ» в экономике РФ фактически господствовал застой, в то время как Китай, например, увеличил за этот же промежуток времени производительность труда в 7 раз.
Но власть уверенно идёт взятым ею курсом разрушения народного хозяйства. Так, в Российской Федерации количество госкорпораций существенно превысило число профильных промышленных министерств бывшего СССР. Заметим: их финансирование идёт из госбюджета, а прибыль (за счёт прежде всего ценообразования) формируется по рыночным принципам. В этом случае дивиденды остаются у членов советов директоров корпораций.
К этому добавим, что между госкорпорациями нет никакой координации. И это в то время, когда лишь по авиационной тематике их набирается до десятка («Объединённая авиастроительная корпорация», «Объединённая двигателестроительная корпорация», «Технодинамика», «Ракетное тактическое вооружение» и т.д.). В госкорпорациях отсутствовали учёт и контроль: они до недавнего времени были недоступны даже для Счётной палаты РФ. И лишь в середине 2019 года Государственная дума наконец-то (с 20-летним опозданием!) приняла закон, который позволит контрольному ведомству их проверять.
Имитируя бурную деятельность на экономическом поприще, власти несколько госкорпораций включили в «Ростех», сократив для приличия число заместителей президентов в корпорациях с 13—15 человек до 11 и представив это как великий успех в экономическом строительстве государства.
Между тем только в госкорпорациях авиационного профиля число менеджеров в 18 раз больше, чем было бы сотрудников в едином министерстве, которое бы курировало как гражданскую, так и военную авиацию, а также всю аэродромно-техническую структуру. Практика подтвердила, что создание некоординируемых между собой всяческих объединённых корпораций наносит (в частности, авиационной и судостроительной отраслям промышленности) непоправимый вред. И упорствовать далее, рассчитывая на их поддержку в осуществлении какой-либо модернизации, бессмысленно и крайне расточительно для государства, основные ресурсы которого находятся в руках алчных олигархов.
Автор: Георгий ШИБАНОВ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
В «самом злостном паразите» Москве разгоралось самое героическое сопротивление режиму. Мы потерпели поражение, но пересилили испуг. Нам всем сейчас ужасно больно за кровь, за слезы, зп гробы. Но мы хоть ночь дышали вольно, а вы до старости рабы. Потом были белоленточники, далее школяры Навального. А вы, доктора и профессора, продолжаете шуршать бумажками и ждать неминуемого конца.
Парад суверенитетов, насколько помнится, провозгласил БНЕ.»Берите суверенитета, сколько проглотите». Вместо многословия автора достаточно сказать одну фразу. Частное стало выше общего. Отсюда и все беды.