Капитализм как экономическая и социальная система давно исчерпал, изжил себя. Но он ещё держится, продолжает существовать, главным образом, благодаря политическому насилию, осуществляемому капиталистами при помощи государства, а также благодаря идеологической обработке рабочего класса капиталистами. Именно буржуазное государство является той силой, которая стоит на страже капитализма. Отстаивая свои экономические интересы или элементарные демократические права – право на забастовку, на демонстрацию – ведя борьбу с капиталистами, рабочий класс, сторонники социализма не могут не сталкиваться с концентрированной политической мощью капиталистической реакции, воплощённой в капиталистической государственной машине. Поэтому стихийная борьба рабочего класса неизбежно выливается в борьбу за государственную власть с целью ликвидации капитализма и установления социализма.
Но политическое насилие, осуществляемое капиталистическим государством, чревато полным уничтожением капитализма. Это доказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Эта величайшая в истории человечества революция обучила капиталистов, что господствовать одним только политическим насилием нельзя, она обучила их тому, что для них больше чем когда-либо важно править трудящимися массами путём их идеологической обработки. Идеологическая обработка рабочего класса является вопросом жизни и смерти для буржуазии. К открытому насилию буржуазия прибегает только тогда, когда она чует, что её власть колеблется. Поэтому огромное значение в классовой борьбе рабочего класса имеет идеологическая борьба, т.е. борьба с господствующим в капиталистическом обществе буржуазным (частнособственническим) сознанием за победу социалистического (коллективистского) сознания.
Чтобы уничтожить капитализм, рабочий класс должен осознать свои классовые интересы, проникнуться социалистическим сознанием. Социалистическое сознание придаёт стихийной борьбе рабочего класса осмысленный и целенаправленный характер. Но для этого рабочему классу необходима революционная теория социализма. Сам рабочий класс из-за отсутствия времени, средств и достаточного образования не в состоянии создать эту теорию. Она была выработана Марксом и Энгельсом из наблюдений и научного обобщения экономических противоречий капиталистического общества. Открыв законы общественного развития, законы развития капитализма, революционная теория социализма указала рабочему классу пути и средства борьбы за освобождение от эксплуатации, за социализм.
Но задача состоит не только в том, чтобы выработать революционную теорию социализма. Если рабочий класс сам не способен создать революционную теорию социализма, если она вырабатывается вне стихийной борьбы рабочего класса, то само собой понятно, что её необходимо внедрить в сознание рабочего класса. Это может сделать только революционная коммунистическая партия – партия Ленина и Сталина, партия большевиков.
Короче говоря, чтобы поднять рабочий класс на борьбу за уничтожение капитализма и утверждение социализма, необходимо его вооружить революционной теорией социализма. Вооружение рабочего класса революционной теории социализма является необходимым условием завоевания им государственной власти с целью замены капитализма социализмом. Опыт российского революционного рабочего движения показывает, что только сознательная классовая борьба рабочего класса, вооружённого революционной теорией социализма, способна привести к победе над капиталистами, ниспровержению капитализма и утверждению социализма. С другой стороны, опыт рабочего движения в тех капиталистических странах (Англия, Франция, Германия, Италия, США, Япония и т.д.), где рабочий класс находится под влиянием различных мелкобуржуазных, реформистских, теорий, показывает, что рабочий класс обречён на капиталистическую эксплуатацию.
Между тем внедрению революционной теории социализма в сознание рабочего класса препятствует одна огромная трудность.
Дело в том, что общественное сознание разделяется на два уровня: обыденно-практическое сознание и научно-теоретическое.
Обыденно-практическое сознание выступает как совокупность представлений, привычек, чувств, настроений, мыслей, возникающих у индивидов и социальных групп под воздействием непосредственных условий их труда и жизни. Они проявляются в повседневной жизни людей, и последние не задумываются, откуда берутся эти взгляды и что собой представляет общество, их породившее. Так, непосредственные условия труда и жизни рабочего: постоянный рост цен, налоговые поборы, страх потерять работу, бедность, кредитная кабала и т.д., порождают в нём ненависть к власти, враждебность к чиновникам, к богатым и т.д. Он понимает, что существующие общественные порядки несправедливы, он понимает, что подвергается эксплуатации как со стороны отдельных «успешных» людей, так и со стороны государства, наконец, он понимает, что необходимо бороться со своими угнетателями и борется с ними, но его борьба остаётся безуспешной, ибо она направлена против следствий, а не против причин, порождающих эти следствия.
Сознание рабочего на обыденно-практическом уровне ещё не поднимается до широких научных обобщений и зачастую остаётся на поверхности явлений. На этой ступени он ещё не доходит до понимания закономерного характера явлений общественной жизни. Он проникнут лишь сознанием ненависти к капиталистам, борьбы за свои экономические интересы: улучшение условий труда, повышения зарплаты, снижения цен, налогов, безработицы и т.д. Вместе с тем эта экономическая борьба побуждает его суммировать и обобщать факты общественной жизни, и, таким образом, помогает ему подняться на второй, высший уровень сознания – научно-теоретический.
Усвоение явлений общественной жизни в научно-теоретической форме, в виде теории представляет важнейший момент в развитии общества. Научная теория показывает, что наблюдаемая связь и взаимообусловленность общественных явлений имеет не случайный, а закономерный характер, т.е. характер устойчивой причинно-следственной связи. Если на уровне обыденно-практического сознания люди даже не задумываются над тем, откуда берутся явления общественной жизни, то на уровне научно-теоретического сознания они обнаруживают и формулируют законы явлений общественной жизни.
Определённые причины неизбежно порождают определённые следствия. Чтобы устранить эти следствия, нужно устранить причину, их порождающую. Рост цен, денежная кабала, безработица, жилищная нужда, бедность и т.д., одним словом – капиталистическая эксплуатация есть прямое следствие частной собственности на средства производства.
Частная собственность на средства производства неизбежно связана с отношениями господства и подчинения, и поэтому никакое реформирование общества при сохранении частной собственности на средства производства не может освободить его от эксплуатации. Последняя может быть уничтожена только на основе ликвидации частной собственности на средства производства. Единственным классом, способным сделать это, является рабочий класс. Особая роль рабочего класса определяется рядом характерных черт этого класса. Лишённый средств производства, он выступает как самая последовательная революционная сила капиталистического общества, заинтересованная в ликвидации частной собственности на средства производства. Но, чтобы рабочий класс смог уничтожить частную собственность на средства производства и тем самым ликвидировать всякую эксплуатацию человека человеком, он должен овладеть революционной теорией социализма.
Капиталисты превосходно понимают это. Капиталисты превосходно понимают, что без революционной теории социализма рабочий класс не способен победить их в борьбе за государственную власть и уничтожить капитализм. Поэтому она постоянно является объектом нападок со стороны социологов капиталистов: клевета на революционную теорию социализма и восхваление реформаторства – это постоянный элемент идеологической обработки рабочего класса социологами капиталистов. Однако даже идеологическая обработка рабочего класса не может предотвратить овладение им революционной теории социализма. И вот почему. Дело в том, что идеологическое (даже в ложное форме) воздействие на сознание людей основано на их убеждениях, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. В этом смысле идеологическая борьба рабочего класса возглавляется революционной коммунистической партией, руководители которой объясняют, исходя из анализа фактов общественной жизни, что делать, с чего начать, разъясняют логический ход событий. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки в общественной жизни. При таких условиях понятно, что полностью обнаруживается ложь капиталистов, лицемерный характер капиталистического общества, вследствие чего дальнейшее развёртывание идеологической борьбы для капиталистов становится невозможным, так как это приводит к полной победе идеологии рабочего класса над идеологией класса капиталистов.
И капиталисты превосходно это понимают. Поэтому они нанимают манипуляторов общественным сознанием, которые идут дальше идеологической обработки рабочего класса – превращают идеологическую обработку рабочего класса в психологическую войну против него, всего общества. Эти «ловцы человеческих душ» вырабатывают утончённые дифференцированные способы психического воздействия на людей, обращённые не столько к их разуму, сколько к эмоциям. Используется громадный аппарат психического воздействия на массы людей, прежде всего, средства массовой информации (телевидение, радио, интернет, печать). Все эти средства служат разложению классового (конкретного) самосознания рабочего класса, формированию в его сознании общих, размытых понятий (пресловутые «демократия», «права человека», «общенародные интересы» и т.д.), ориентации масс людей на те стандартные образцы поведения, мнений и суждений, которые выгодны капиталистами и государственной власти, созданию такого типа человека, которым легко манипулировать.
Короче говоря, капиталисты и нанятые ими манипуляторы общественным сознанием делают всё возможное, чтобы сознание простого человека осталось, прочно закрепилось на уровне обыденно-практического сознания, не поднялось на высший, научно-теоретический уровень. Важнейшие из психологических средств, препятствующие, блокирующие переход сознания человека с обыденно-практического сознания на научно-теоретический, следующие.
Во-первых, это реклама. Есть расхожее представление, что реклама является двигателем торговли. Допустим, что это так; привлекая внимание покупателя, она действительно способствует продаже товаров. Однако, чтобы купить, прежде всего, необходимо иметь деньги. И если денег нет, то никакой рекламой нельзя обеспечить продажу товара. Больше того: зачем рекламировать товары, без которых вообще невозможна человеческая жизнь: еда, одежда, обувь, жильё? Неужели люди перестанут есть, пить, одеваться, обуваться и т.д., если не будет рекламы этих жизненно необходимых предметов потребления? При социализме (СССР) рекламы не было, а в магазинах были очереди. При капитализме (РФ) реклама повсюду, но значительное количество товаров не реализуется, портится прямо на полках. Так, для чего же нужна реклама, какую роль она играет в капиталистическом обществе?
Реклама – это мощнейшая форма внушения, и в этом качестве она, внушая безудержное потребление, развлечение, лёгкое и быстрое обогащение, отбивает у простого человека интерес ко всему, что не относится к «сладкой жизни». Человеку, обработанному рекламой, даже в голову не приходит, что, чтобы «сладко жить», надо, прежде всего, создать всё то, что обеспечивает эту «сладкую жизнь». Он даже думать об этом не хочет, он хочет получить «всё и сразу» без каких-либо усилий, без труда: «возьми кредит и отдыхай на какой-нибудь Доминикане». Человек, думающий только о «сладкой жизни», конечно, ставит свои личные, эгоистические интересы выше интересов других, с пренебрежением относится к интересам общества и окружающих его людей; так у простого трудящегося блокируется формирование социалистического (коллективистского) сознания. А между тем, если у человека денег нет, то реклама практически ничего ему не даёт, кроме пустых мечтаний или кредитной кабалы. В результате такой человек впадает в безысходный пессимизм, не может понять причины своего бедственного положения, а следовательно, становится неспособным бороться со своими угнетателем – капиталистом. Чем больше и крикливее становится реклама, тем очевиднее становится тот простой факт, что реклама в действительности несёт в себе замаскированную идеологическую нагрузку – пропаганду крайнего индивидуализма и эгоизма, т.е. пропаганду буржуазных, частнособственнических, общественных отношений, в противоположность социалистическим, коллективистским, общественным отношениям. В то же время реклама, прерывая каждые 15-20 минут теле-радио передачи, интернет, фактически разрушает мыслительный процесс, вследствие чего человек (незаметно для себя) теряет способность осмысливать и адекватно отражать окружающую его действительность. Чтобы сказали депутаты, министры и другие высшие государственные чиновники, если бы их заседания и совещания прерывались бы каждые 15-20 минут рекламой?
Во-вторых, это исследования общественного мнения, настроений избирателей. С этой целью созданы десятки и сотни исследовательских центров, которые, посредством так называемых «опросов», обслуживают нужды буржуазных политических партий и правительственных органов. Эти исследования выполняют прямой социальный заказ финансовой олигархии, которой, во имя сохранения своего господства, далеко не безразличны проблемы голосования, политические и экономические настроения трудящихся масс. Кроме этой информационной функции или своего рода политической сейсмографии, стремящейся предугадать подземные толчки социального взрыва, многие исследования подобного рода служат цели прямой политической обработке трудящихся масс в духе выгодном финансовой олигархии.
В-третьих, это политические и грязные шоу, а также так называемая массовая культура. Все эти чисто коммерческие выгодные эрзац-развлечения построены таким образом, что, воздействую на подкорку мозга, психику человека, отвлекают его от проблем социальной жизни, от размышлений о необходимости её переустройства.
Что реклама, всевозможные шоу, опросы общественного мнения и т.д., есть орудие психологической войны против трудящихся, развязанную капиталистами, – это факт бесспорный. Поэтому надо делать всё возможное, чтобы самые широкие слои населения поднялись на решительную борьбу за запрет рекламы, грязных шоу, бесконечное обнародование результатов социологических опросов и т.д.
Как этого добиться?
Противопоставить психологическому воздействию на сознание людей ненависть и вражду, прежде всего, к шоуменам, рекламщикам, экспертам, аналитикам, поставщикам рейтингов и т.д. Необходимо разъяснять, что известные артисты, звёзды шоу бизнеса, спортсмены, политологи, экономисты, просто известные люди, которые рекламируют товары и участвуют в политических и грязных шоу, делают это не даром, а за счёт трудящихся, рабочего класса; реклама входит в постоянно растущие цены товаров, которые оплачивают все покупатели, астрономические зарплаты теле-радио ведущих оплачиваются из государственного бюджета, источником содержания так называемых «бесплатных» СМИ являются опят-таки налоги и рекламные деньги, которые государство хитроумно взимает со всего общества и т.д.
Короче говоря, чтобы поднять самые широкие трудящиеся массы против психологического, разрушающего воздействия СМИ на сознание людей, необходимо, прежде всего, добиваться того, чтобы простой трудящийся относился к рекламщикам и шоуменам, к этим скотам в облике людей, как к своим злейшим врагам, а не умилялся фотками какой-нибудь «светской шлюхи» или педераста, вроде Элтона Джона. Надо добиваться того, чтобы трудящиеся, рабочий класс поняли, что известные артисты и спортсмены в роли рекламщиков (Гармаш, Нагиев, Шарапова и прочая), это паразиты на их шее; их надо ненавидеть, а не восхищаться ими. Словом, надо делать всё возможное, чтобы под ногами этих людей с моралью животных горела земля.
За рабочий класс!
Рафик Кулиев
10 февраля 2020 г.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Советы хороши, Надо поднять, надо добиваться и т.п. Совраска в своём репертуаре. Многословие с пустословием вперемешку. Советчиков там в избытке. Автору показать бы свои советы на практике и поделиться успехами. Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
В революционной Франции времён Робеспьера, Сен Жюста и Кутона тоже было немало советчиков, когда потерпевший поражение отряд возвращался с поля боя. Тогда советчикам предлагали самим возглавить его. Но с одним условием. При поражении командира — советчика расстреляют. И желающих, как ветром сдувало. Однако находились такие командиры. Из них потом выросли наполеоновские маршалы, Ланн, Ней, Даву, Мюрат, Массена, , Моро и другие.