Американские киноакадемики в восторге от «Паразитов »
Присуждение всех главных «Оскаров» на прошедшей недавно в Лос-Анджелесе 92-й церемонии фильму южнокорейского режиссёра Пон Чжун Хо «Паразиты», уже увенчанному «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля в мае 2019 года, удивило прежде всего тем, что лучшим фильмом объявлен иностранный, да ещё снятый не на английском языке. В долгой истории прославленной премии это лишь второй подобный случай после франко-бельгийского «Артиста», удостоенного такой чести в 2011 году. Чем же покорили «Паразиты» взыскательных американских академиков?
ЕГО ЖАНРОВАЯ АМПЛИТУДА — от комедийной, почти анекдотической завязки до кровавого хоррора, переходящего в по-голливудски мечтательную открыточку в финале. Эта стилистика даже получила у кинокритиков персонализированное название «пончжунховизм», чем режиссёр, по его собственному признанию, очень гордится.
Итак, две семьи, зеркально отражающие друг друга (он, она, девочка, мальчик) и противоположные по своему социальному статусу: одна на высшей ступени благополучия (немыслимо шикарный дворец с садами и бассейнами), другая, прозябающая не просто в бедности, а в унизительной нищете (грошовые заработки, голодуха, подвальная теснота с писающими у окна пьяницами, тараканы, с которыми глава семьи расправляется ловкими щелчками).
При этом какой-либо социальный анализ ситуации (откуда богатство, почему нищета) вынесен за скобки. Зато, как и положено в сказках, на сцену является волшебный камень, прикосновение к которому сулит удачу. И волшебство начинает сбываться: разными, не вполне честными путями все четверо бедняков оказываются в прислугах у богатой семьи и благодарят судьбу за такое везение. Однажды, когда хозяева отбывают в загородное поместье, счастливцы позволяют себе расслабиться, затевают разгульный пир с хозяйскими винами и снедью, но внезапное возвращение господ заставляет их прятаться по углам и щелям, подобно тараканам, застигнутым включённым на кухне светом.
При этом обнаруживается наличие в доме ещё одного «таракана» — мужа бывшей экономки, постоянно живущего в погребе и питающегося хранящимися там продуктами. С этого момента киноповествование начинает обретать зловещие черты фильма ужасов, а волшебный камень становится орудием убийства.
Тема взаимоотношений богатых и бедных бытует в литературе и искусстве с тех пор, как она разделила людей в жизни. И отношение к ней художников менялось от эпохи к эпохе. Напомним классику. Изумительный «Принц и нищий» Марка Твена. Николай Карамзин с его «и крестьянки чувствовать умеют». Пушкин, обличавший «барство дикое без чувства, без закона». «Дети подземелья» Владимира Короленко… В кино — послевоенный итальянский неореализм, напоминавший, что «трудящийся достоин пропитания». Однако издревле и поныне бедность рассматривалась в гуманистическом искусстве как социальное бедствие, бедные — как объект сочувствия и заботы.
В многочисленных публикациях, посвящённых присуждению «Оскара» «Паразитам», высказывается мнение, что мастера мирового кино после такого решения академиков повернутся лицом к социальным темам. Возможно, ведь «Оскар» действительно во многом определяет самочувствие мирового кинематографа. Но с каким знаком совершится такой поворот? Не с тем ли, которым отмечен новый фильм К. Тарантино «Однажды в… Голливуде», также награждённый «Оскаром», где кинозвёзды победоносно сжигают из огнемёта посягнувших на неприкосновенность их особняка обкуренных босяков? Или с тем презрением, которым обливает бедняков Пон Чжун Хо в «Паразитах», уподобляя их гнусным насекомым, жирующим в кладовках богачей? Похоже, что нынешних мастеров кино вдохновляют входящие в моду идеи либертарианства с его отвращением к народу и наглой асоциальностью. Гуманизм, ау!
Финал «Паразитов» рисует нам розовую мечту юного героя фильма: поступить в университет, разбогатеть и купить дом, где произошли столь чудовищные события. Поцелуй в диафрагму: объятия с отцом, выходящим на свет божий из «тараканьего» погреба, где он поселился. Красиво. Но невозможно.
Владимир ВИШНЯКОВ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Взаимная ненависть между бедными и богатыми существовала всегда. И так как бедных было большинство, богатые вынуждены были скрывать свою ненависть под маской благотворительности. Раба нужно было не только заставить работать на господина, но и постоянно держать в морально униженном положении, доказывая ему, что он недочеловек и большего, чем имеет, не заслуживает. Причем паразитами обе стороны считали друг друга. Бедные, потому что богатые жили результатами их труда. Богатые потому, что вынуждены были делиться с голью тем, чтг уже было отобрано у неё. Это противостояние егоизма и альтруизма продолжается веками.