По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Леонид Доброхотов
В 1987 году американский социалист Бернард (для краткости Берни) Сандерс был так очарован перестройкой в СССР, что даже провёл медовый месяц с супругой в Ярославле. В начале этого года Сандерс — ведущий претендент на пост кандидата в президенты США от Демократической партии — в ужасе от напоминаний прессы о том самом пребывании в России и дистанцируется от всяких подозрений в симпатиях к «русским» всеми доступными ему способами.
ПОНЯТНО, что у читателя сразу должны возникнуть два вопроса: откуда мог взяться социалист в люто антикоммунистической Америке, а если уж он там появился, то почему так рьяно отказывается от идейного родства с Родиной Октября?
Тут необходимо напомнить, что вообще-то социалистические настроения в США зародились ещё в конце XIX века. В начале ХХ века там существовало уже несколько социалистических партий и групп, из которых в 1919 году образовалась Коммунистическая партия США. Одним из основателей был её замечательный журналист, писатель и друг нашей страны Джон Рид — автор великой книги об Октябре «Десять дней, которые потрясли мир». Не надо забывать и тот исторический факт, что всемирные праздники 1 Мая и 8 Марта родились в США.
В 1920—1930-е годы Компартия была массовой, боевой организацией американского рабочего класса и левой интеллигенции. Она была верным другом Советской России и СССР, активным членом Коминтерна. Выдающиеся деятели науки и культуры Америки симпатизировали тогда идеям социализма и нашей стране (среди них — член Компартии писатель Теодор Драйзер, физик Альберт Эйнштейн, киноактёр Чарли Чаплин и другие). Одним из свидетельств авторитета Компартии в творческой среде Америки того времени является тот факт, что попытка голливудского актёра (будущего президента США) Рональда Рейгана вступить в её ряды в 1938 году была отвергнута.
Конгресс производственных профсоюзов (КПП) США в те годы был по сути массовой революционной организацией рабочего класса. А движения «Руки прочь от Советской России!» в годы военной интервенции США в нашу страну (1918—1920 гг.) и солидарности с СССР и Красной Армией в годы Второй мировой войны также принадлежат к славным страницам истории прогрессивной Америки.
Укрепление идей социализма в Америке происходило на фоне антикоммунистической истерии и погромов против левых, вызванных страхом правящих кругов перед примером Красного Октября. В ходе «рейдов» генпрокурора Альберта Палмера и Герберта Гувера после Октября 1917 года были арестованы тысячи левых, в том числе просоветски настроенных активистов, 249 из них были вообще высланы на пароходе «Буфорд» в Советскую Россию.
При этом уже тогда — в первой половине ХХ века — в рабочем и социалистическом движении Америки начали проявляться оппортунистические течения, приведшие к перерождению и маргинализации немалого числа социалистических партий, движений и групп, к появлению в них антикоммунистических и антисоветских настроений. Так после войны произошло с КПП, объединившимся с либеральным профсоюзом АФТ (Американская федерация труда) в политически реакционный блок АФТ—КПП.
Не минула доля сия и Компартию страны. После войны под влиянием хрущёвских «разоблачений» Сталина, под объединёнными ударами американской охранки в лице ФБР и своего переродившегося генсека Эрла Браудера, в обстановке маккартизма и «охоты на ведьм» Компартия понесла большие репутационные и организационные потери, лишь частично восстановив своё влияние в последующие годы. Именно с 1950-х годов США превратились в мировой заповедник лютого антикоммунизма и антисоветчины (а по сути — русофобии), что наложило отпечаток на политическое сознание и психологию целых поколений американцев и сказывается там до сих пор.
С другой стороны, под влиянием кризисных моментов в экономике и внешней политике (прежде всего войны во Вьетнаме) в конце 1960-х — начале 1970-х годов в США среди «среднего класса» и студенчества зародилось оппозиционное движение «новых левых», руководствовавшихся идеями Франкфуртской школы, Герберта Маркузе и других западных интерпретаторов марксизма. При всей своей массовости и даже революционности «новые левые» отвергали или игнорировали опыт реального социализма.
Именно тогда в Америке зародился альтернативный проект «американского демократического социализма», переполненный всеми видами оппортунистических идей от Бернштейна, Каутского и меньшевиков и в то же время опирающийся на американский исторический опыт и традиции. Впрочем, вскорости рейганомика свела левые и тем более социалистические настроения в США почти на нет.
Однако «никогда не говори никогда». В начале нового века Америку потряс финансовый кризис (2008 год), вызвавший сильнейший социальный шок в основной массе населения. За ответом на вопрос, что и почему произошло, многие американцы в очередной раз потянулись к «Манифесту Коммунистической партии». Помню длинную очередь за этой срочно переизданной тогда книгой на нью-йоркском Манхэттене. Социалистические настроения в США стали оживать на глазах. Выяснилось, что, вопреки либеральным иллюзиям, общий кризис капитализма продолжается и нарастает в соответствии с видением классиков марксизма. Росло социальное неравенство (сейчас одному проценту населения страны принадлежит 60% национального богатства), резко обозначилось отсутствие социальных гарантий, усугубились проблемы здравоохранения и образования, возник миграционный кризис, обострились проблемы расовых отношений, преступности и полицейского насилия, нарушений прав человека, судебного произвола, экологии. И всё это на фоне угрожающего роста чудовищных по объёму дефицита бюджета и национального долга. По стране волна за волной проходили массовые протесты, самым сильным из которых был «Захвати Уолл-стрит!».
Реакцией на эти события стал рост левых оппозиционных настроений, в том числе в духе «американского демократического социализма». Общедемократические левые требования сочетались в нём не только с игнорированием революционной перспективы и реального опыта мирового социализма, но и с антироссийскими лозунгами.
На практике этот новый этап проявился на президентских выборах 2016 года, будучи связан с фигурой независимого сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса. Родившийся в 1941 году в Нью-Йорке, в небогатой еврейской семье эмигрантов из Польши, Сандерс первые свои левые социальные навыки приобрёл в израильском кибуце (некое подобие сельскохозяйственного кооператива с коллективистской — в отличие от привычного в США индивидуализма — идеологией его членов). Другим «левым университетом» для него — помимо Чикагского университета, который он окончил, — стало участие в антивоенном движении 1960—1970-х годов. Его политическая карьера связана с членством в Социалистическом союзе молодёжи и со штатом Вермонт, где он прошёл путь последовательно от поста мэра крупного города до члена палаты представителей и сенатора (вплоть до настоящего времени) конгресса США.
Левые взгляды Сандерса в условиях Америки делают его в глазах сограждан радикальным политиком, которых средний избиратель обычно побаивается и сторонится. Тем более удивительным был успех вступившего в предвыборную борьбу в 2016 году за пост президента сенатора Сандерса. В его программе присутствовали требование государственной помощи бедным, повышение минимума заработной платы, бесплатное высшее образование и медицинское обслуживание для всех граждан, равноправие для женщин, отмена налоговых льгот для богатых, ужесточение контроля над банками и запрет на депортацию нелегальных иммигрантов. Опросы показывали, что эти требования приобрели широкую популярность.
Многие в нашей стране вообще не считают Сандерса социалистом, что понятно и объяснимо с учётом непохожести его политического образа и программы с тем, что мы понимаем под социализмом. И действительно, он не требует общественной собственности на средства производства и вообще не выступает против капиталистического способа производства. Его идеал — смешанная экономика, хотя и при значительном усилении роли государства в экономической и особенно социальной политике (кейнсианский вариант экономики). По собственному признанию Сандерса, он — сторонник социал-демократической скандинавской модели.
Что конкретно включает его предвыборная платформа? Предоставление обусловленных законом оплачиваемых отпусков, декретных и больничных коммерческими предприятиями (чего в Штатах отродясь не было); снижение стоимости лекарств (а они без рецепта стоят в США бешеных денег); внедрение программ социальной помощи пожилым; повышение доступности студенческих займов на оплату обучения в частных вузах; обеспечение детей дошкольного возраста полным пакетом бесплатных образовательных услуг; помощь ветеранам; поддержку рабочих кооперативов и самоуправления; внедрение прогрессивного налогообложения скандинавского типа, рост налогов на прирост капитала у особо богатых (до 90% налогов) при снижении налогообложения на рабочий класс, а также на малообеспеченных, малый и средний бизнес, повышение налога на наследство до 65%; рост установленной законом минимальной зарплаты до 15 долларов в час (сейчас МРОТ в разных штатах составляет от 5 до 12 долларов).
Сандерс за рост государственных капиталовложений в инфраструктурные проекты, что должно способствовать массовому созданию новых рабочих мест; «дробление» крупнейших финансовых институтов и банков, с тем чтобы крах крупнейших из них не вёл к национальному и мировому финансовому кризису.
Предлагается бесплатное высшее образование через создание полностью бесплатных государственных университетов («образование должно быть правом, а не привилегией», — говорит Сандерс). И, наконец, бесплатное медицинское обслуживание с правом больших скидок на лекарства по бесплатным страховкам.
Естественно, что подобная программа на прошлых президентских выборах привлекла на сторону Сандерса миллионы «представителей» рабочего и «среднего класса», ветеранов, инвалидов, безработных и других обездоленных.
Тут надо отметить, что в программу входят и такие пункты, которые у подавляющего большинства наших граждан вызывают справедливое удивление и протест: к примеру, свободная продажа марихуаны, поддержка гомосексуалистов, других представителей нетрадиционной сексуальной ориентации и т.п. Но здесь надо иметь в виду, что подобные требования десятилетиями присутствуют в программах американских левых. При этом Сандерс, в отличие от правых сторонников Трампа, выступает за резкое ограничение продажи личного оружия.
Программа Сандерса в условиях Америки настолько леворадикальна, что вызывает протесты и возражения не только республиканцев, но и верхушки Демократической партии. Именно поэтому на выборах 2016 года почти несомненная победа Берни Сандерса над другими претендентами в ходе первичных выборов была у него украдена в результате махинаций, организованных Национальным комитетом партии. В результате официальным кандидатом от демократов стала дискредитировавшая себя Хиллари Клинтон, с чем Сандерс (прекрасно зная, что праймериз были сфальсифицированы) на предвыборном съезде партии безвольно согласился. В итоге Клинтон проиграла выборы Дональду Трампу.
Интересно, что в ходе президентской кампании этого года история пока повторяется. Сандерс вновь претендент на пост кандидата от демократов и на трёх прошедших турах первичных выборов в штатах Айова, Нью-Гемпшир и особенно в Неваде (43% голосов) числится среди победителей.
В своих предвыборных речах (а он яркий оратор) Сандерс клянёт истеблишмент демократов и республиканцев за коррупцию и пренебрежение интересами простого народа, заявляя о победоносном характере поддерживающей его «многонациональной, многорасовой коалиции» с возрастающей симпатией женщин, ветеранов и огромным энтузиазмом молодёжи.
Впереди у Сандерса сложные выборы в состоящей преимущественно из «чёрного» электората Южной Каролине и решающе важный «супервторник» 3 марта сразу в 13 штатах (плюс демократы, живущие за границей). После этого его перспективы на занятие поста официального кандидата от Демократической партии на предвыборном съезде партии в Милуоки, штат Висконсин, 13—16 июля будут более или менее ясны.
Почему более или менее? Да потому, что после 3 марта праймериз демократов будут проходить ещё во многих других штатах (хотя на выбор демократов там, конечно же, будут давить результаты предшествующих первичных выборов). И самое главное: события на самом предвыборном съезде, за которым окончательный выбор, по нескольким причинам тоже далеко не предопределены.
Во-первых, верхушка демократов по-прежнему не хочет видеть «радикала» Сандерса кандидатом от партии. Когда одного из лидеров этой партии и её фракции в конгрессе, спикера нижней палаты Нэнси Пелоси спросили, как она относится к провозглашаемому Сандерсом социализму в США, её ответ был не менее негативным, чем проклятия по адресу социализма со стороны Трампа. Стоит заметить при этом: социологи говорят о том, что среди молодых американцев 44% являются сторонниками социалистического выбора для США, а капитализм поддерживают 42%. Среди старшего поколения у социалистов также немалая поддержка — 34%.
Большую тревогу у боссов демократов вызывает факт увеличения числа членов конгресса США условно социалистической ориентации, и прежде всего двух молодых прогрессивных представительниц национальных меньшинств: 38-летней Тулси Габбард из штата Гавайи и 29-летней Александрии Окасио-Кортес из 14-го округа города Нью-Йорка.
В любом случае верхушка демократов категорически не желает впервые за историю партии видеть социалиста своим официальным кандидатом на пост президента. И для реализации этого нежелания у неё есть несколько ранее уже испробованных средств. Одно из них — это «суперделегаты», то есть никем не избираемые на предвыборный съезд, но представляющие партийных активистов, руководителей партийных организаций штатов и графств. Внедрённый в устав Демократической партии более 50 лет назад институт суперделегатов (их 800 человек, это 20% всех делегатов съезда) призван блокировать левонастроенное большинство делегатов съезда под предлогом, что, в случае избрания «радикала» официальным кандидатом от партии, его на президентских выборах не поддержит «осторожный» избиратель.
Другое средство — различного рода манипуляции с результатами праймериз и в ходе самого голосования на съезде.
С учётом опыта президентских выборов 2016 года результаты выдвижения Сандерса на пост официального кандидата и в этом году вызывают сомнения. Впрочем, надо учитывать, что соперники у него откровенно слабые. Долго считавшийся основным претендентом бывший при Обаме вице-президентом Джон Байден не без влияния украинского скандала с его сыном провалился на двух из трёх прошедших праймериз.
Выдвинувшийся миллиардер и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в свою очередь провалился на дебатах. Казавшиеся ранее перспективными дамы Элизабет Уоррен и Эми Клобушар по итогам первых дебатов и праймериз также просели.
Не ясны перспективы пока идущего в первой тройке молодого мэра одного из американских городов Пита Буттеджаджа, своей смутной политической программой и даже внешностью напоминающего французского президента Эмманюэля Макрона. Впрочем, его не очень привечают афроамериканцы из-за его нетрадиционной сексуальной ориентации.
Важным вопросом является переполненная противоречиями внешнеполитическая программа Сандерса. С одной стороны, в ней содержатся позитивные предложения: улучшить отношения США с Кубой, возобновить отношения с Ираном, поддержать право палестинцев на самоопределение, выступать против исламофобии и вообще воздерживаться от вмешательства в дела других государств. По вопросу ограничения ядерных вооружений он призывает восстановить диалог с Москвой.
В то же время Сандерс является сторонником усиления давления США и новых санкций против нашей страны «в случае дополнительной российской агрессии против Украины». Думается, что такое поведение вызвано прежде всего русофобским психозом, достигшим сейчас в Америке уровня, невиданного за всю историю.
Если же пытаться оценить перспективы сенатора из Вермонта, то пока на его стороне убедительная, массовая коалиция избирателей, их ненависть к опостылевшему капитализму. Против — верхушка демократов и популярность действующего президента (по данным последних опросов, за Трампа 65% избирателей, за Сандерса — 27%). Не могут не сказываться также и возраст претендента (78 лет) и недавно перенесённый инфаркт. Тем не менее избирательная гонка в самом разгаре, и пока Сандерс в ней — вполне резвый скакун.
Комментарий редакции: В целом, значительная часть «левого» движения стран Запада давно встала на оппортунистические позиции. Это видно даже невооружённым глазом. Одно то, что они, подчас ставя вопрос об усилении роли государства в экономике (даже в прямой форме), ни слова не говорят о замене буржуазной системы управления диктатурой пролетариата, автоматически обрекает их стать заложниками интересов олигархии. Предположим, сперва они сменили курс, национализировали ключевые отрасли экономики. А политическая власть у капиталистов сохранилась. Что это означает? В дальнейшем — по мере преодоления страной кризиса, начинают расти их амбиции. И стремясь к максимизации прибыли, эксплуататоры начинают помышлять об устранении всех ограничений. Вот таким способом происходит рецидив неолиберализма, со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается их внешнеполитических подходов. Упомянутый в статье Сандерс открыто выступает за усиление санкционного нажима на Россию. Нам ни холодно ни жарко от того, кто победит на выборах президента США. Все кандидаты на пост главы американского государства выполняют волю ФРС и международных ТНК, заинтересованных в экспансионистской политике. Поэтому только появление силы, борющейся за обобществление средства производства, за власть трудового народа, положит конец империалистическому беспределу.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Жак Фреско был прав. Только полный отказ от денег, положит конец этому идиотизму. Отступать будут всегда. Как пример, у человека грипп, но человек идёт в аптеку и берет колдрекс, который быстро приводит в нормальное состояние, сопли, температура, головная боль проходит. Человек думает, что он здоров, но не тут-то было, инфекция то никуда не делась. Т.е. надо, в первую очередь, брать инфекцию под контроль, но только полностью уничтожив её, человек выздоровит.
Насчёт их театра абсурда, под названием большая политика, у нас тоже самое. Вешают лапшу на уши, то одни, то другие. Просто разделяют народ на левых, правых, центристов. Что только не придумают. А люди просто хотят жить по-человечески и пользоваться благами цивилизации.
Встаёт вопрос что делать? Клоунов изобличать, которые искустно разводят лохов, чтобы люди увидели их настоящую сущность.
А само понятие собственность теряет смысл, когда нет денег. Но, человеку необходимо личное пространство. Про личное пространство могут много рассказать путешественники, участники экспедиций. Как пример, одна группа пыталась достигнуть южного полюса на машинах. Через месяц все раздраженные, постоянные конфликты. Конечно, нехватка кислорода сказалась на людях и технике, все измотанные. Но, нехватка личного пространства провоцировала конфликты. Но, люди опытные, справились и достигли цели, что не скажешь об обществе в целом.