В ИСТОРИИ советского искусства личность поэта и актёра Владимира Высоцкого считается весьма неоднозначной со многих точек зрения, в том числе — с политической. При этом почти никому не известно, что поэтическое творчество Высоцкого началось ещё в школе: своё первое стихотворение восьмиклассник Володя написал 8 марта 1953 года на смерть товарища Сталина, глубоко потрясённый этой всенародной трагедией. Впрочем, сама тема неудивительна: войну Володя пережил ещё ребёнком, много запомнил о событиях того времени. Для него война и вдохновитель нашей Победы в ней Сталин — это время, которое ярче всего проявило характер советского народа и руководящую волю его вождя. Поэтому стихотворение на смерть Сталина, названное автором «Моя клятва», было создано сердцем и совестью юного поэта, о чём и свидетельствуют его строки.
Всеволод НАДЕЖДИН.
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье
Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает
тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть
поскорей
На вождя дорогого чело…
Жжёт глаза мои страшный
огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый
стон,
Плачет сердце о мудром
вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут
сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой
и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам,
Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых
своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках
будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет
светить
Вечным солнцем и вечной
звездой.
Владимир ВЫСОЦКИЙ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Но время шло, и восторженная любовь к «отцу народов» сменилась на чувство прямо противоположные. Будущий бард рос в определенных кругах московской интеллигенции, где Сталина ненавидели лютой ненавистью даже те, которых обошли репрессии 37 года.
Очевидно это наложило свой отпечаток на мировоззрении поэта.
«Известный польский актёр Д. Ольбрыхский, хорошо знавший Высоцкого, в одной из своих книг припоминает любопытный эпизод. Однажды Высоцкий вёз его и других польских актёров по Подмосковью. Путь пролегал мимо дачи Сталина. «Тут сдох Сталин», – сказал Володя. – «На этой даче умер Сталин», – перевёл я. – «Ты переводи как следует! – взорвался Высоцкий. – Я сказал: сдох!»»