По материалам публикаций на сайте ЦК КПРФ
17 марта на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил член Комитета ГД по обороне П.С. Дорохин
— Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, товарищи! Я хочу сказать сразу, что мы ни на секунду не сомневаемся в той огромной роли, которую Валентина Владимировна Терешкова сыграла в истории и развитии нашей страны. И ее роль вписана золотыми буквами. И поэтому мы относимся к ней, наша фракция, с огромным уважением.
Сегодня наше заседание проходит действительно на фоне знаковых событий. Вчера, как вы знаете, 16 марта, мы отмечали шесть лет со дня референдума по воссоединению Крыма. Вы помните, какой был заряд энтузиазма, какой подъем, и многие из вас, и я в том числе, участвовал в этих событиях. И действительно это ещё одно из тех событий, которое вписано навсегда в историю нашей страны, в развитие нашей страны.
В то же время приближается другое общенародное голосование, но не референдум, по поправкам в Конституцию, о котором сейчас уже говорилось. Мы понимаем важность и ответственность, и значимость этого события, и поэтому, чтобы поднять уровень его ответственности, мы вносили свои поправки. И некоторые из них тоже, на наш взгляд, были бы знаковыми.
Это необходимость проведения Конституционного Собрания и проведения, так сказать, всей процедуры через него, это референдум, именно не общенародное голосование, а референдум прямого действия, который имеет другой статус. Мы говорили о необходимости закрепить в новой редакции Конституции право собственности на землю, на недра, на стратегические предприятия за всем народом. Мы выступали за отмену пенсионной реформы, понижение пенсионного возраста. Мы говорили о необходимости включить туда вопрос о детях войны. К сожалению, это не было принято. Поэтому позиция КПРФ здесь была достаточно логичной. Мы воздержались от голосования.
Кроме того, на фоне обострения пандемии коронного вируса мы видим, что всё-таки наступает определённый экономический кризис, по-прежнему ухудшаются экономические показатели страны, сопровождаемые обрушением рубля и падением стоимости нефти, нашей кормилицы. Акции отечественных предприятий тоже падают.
На фоне этих событий на прошлой неделе проводился Орловский экономический форум, который был проведён по инициативе КПРФ в городе воинской славы Орле, где участвовали одни из наиболее видных представителей экономического направления. И вот констатация кризиса и констатация необходимости принимать определённые меры была выражена, диагноз был поставлен.
Я хочу сказать, что форум направил свои социально-экономические соображения и Правительству Российской Федерации, и президенту страны Владимиру Путину. Главное, кроме экономических вопросов, здесь ещё два структурных — это необходимость создания коалиционного правительства народного доверия из представителей всех парламентских политических партий после принятия новой Конституции, и второе – направить экономическую политику в русло стратегического планирования. И игнорирование этого предложения КПРФ, на наш взгляд, лежит в основе всех или большинства наших проблем.
На наш взгляд, российское правительство могло бы быть более гораздо эффективным в своей работе, если бы восстановило в структуре исполнительной власти специальный уполномоченный орган — Госплан или Росплан. В своё время и президент поэтому выразился достаточно положительно. С ним кабинет смог бы избежать многих проблем в своей работе, уже ставших хроническими, их пять и я их перечислю, чтобы была видна необходимость возрождения структуры для стратегического планирования для многих непосвящённых или кто не следит за этой темой. Тем более, что закон о стратегическом планировании несколько лет назад был принят Государственной Думой и у нас есть базис.
Проблема первая — неспособность реализовывать нацпроекты. Президент обсуждал данную проблему с главой Счётной палаты Кудриным и с председателем правительства Мишустиным. Глава государства поручил им взять исполнение нацпроектов на контроль. И обеспокоенность Путина понятна — нацпроекты пробуксовывают, однако это скорее не вина правительства, а его беда. Основная её причина — в отсутствии научно-выверенного системного подхода к достижению намеченных целей. По сути, национальные проекты представляют собой финансовые потоки, мало связанные друг с другом.
Развивать же экономику с помощью нескоординированных программ, как это пыталась, это то же самое, как пытаться сделать дома, например, генеральную уборку, одновременно моя пол и стряхивая на него пыль с полок. В итоге не исключаю, нацпроекты могут повторить судьбу майских указов президента, датированных 2012 годом.
Проблема вторая — неумение выстраивать работу на длительную перспективу. Обратите внимание на следующие обстоятельства. Все нацпроекты рассчитаны строго до 31 декабря 2024 года. И мы не можем не задуматься над вопросом — чем кабинет министров будет занимать себя потом?
Если у власти есть некое видение развития страны в ближайшую пятилетку, то почему они не закладывают его более далекое будущее, это видение?
Кстати, о пятилетках. Здесь власти удачно вспомнили о советском еще формате работы, когда экономическое развитие государства велось по стратегическим программам, рассчитанным на определенный срок. Вот только ноу-хау требует воспроизвести полностью, восстановить Госплан или Госкомитет по стратегическому планированию Российской Федерации.
Но вернемся к проблемам нашего правительства.
Проблема третья — неготовность найти работу имеющимся финансовым средствам. Известна цифра: в прошлом году власти не смогли освоить астрономическую цифру — это 1 триллион рублей.
Можно предположить, что они просто не знают куда и как инвестировать эти деньги. А не знают потому, что опять же не имеют под рукой специального инструмента для претворения разработанных планов в жизнь. И снова приходится поднимать вопрос о необходимости возрождения Госплана.
Кстати, здесь также можно вспомнить Силуанова, заявившего, что резервы Фонда национального благосостояния стране хватит на 3-4 года жизни в условиях низких цен на нефть.
Сказанное демонстрирует, что у нашего правительства до сих пор нет структурной стратегии по развитию России. Власти планируют свою деятельность, исходя из стоимости главного экспортного товара, будто мы действительно являемся всего лишь бензоколонкой для других держав.
При этом кабинет министров аккумулирует огромные средства в разных фондах, уклоняясь от их инвестирования в развитие страны.
Проблема четвертая — отсутствие единого подхода к управлению государством.
Не секрет, что наши крупные чиновники часто вступают в споры друг с другом, чем больше напоминают лебедя, рака и щуку из известной басни. Конкурируют как вице-премьеры, так министерства и госкорпорации. И по факту государственная машина начинает крутиться вхолостую или с перебоями. Сорванное одним ведомством задание тормозит работу остальных.
Прекратить эти дискуссии можно одним махом — взять и восстановить во власти Госплан, ведь пререкания невозможны там, где работают согласованно и на научно выверенной базе.
Проблема пятая — непредсказуемость управленческих решений.
Отечественные бизнесмены, например, жалуются на шараханье нашего правительства, на постоянное появление у него взаимоисключающих хотелок и в целом на неясность правил игры в российской экономике, это очень важно. Пожалуй, только Росплан в состоянии устранить причины этих жалоб, упорядочив деятельность кабинета и подчинив её понятной логике, системной логике.
Должен отметить, что правительство, озаботившись возрождением института стратегического планирования ведь ничем не рискует. Ведь механизм, по которому будет работать Госплан, известен, понятен и, к слову, с успехом применяется многими развитыми государствами. Органы стратегического планирования присутствуют в структуре управления практически всех экономически мощных держав и стран, демонстрирующих завидные темпы роста. Здесь можно упомянуть и США, и Японию, и Францию, и Индию, и так далее.
В самом деле, планирование — необходимая часть работы над любым проектом: от изготовления стула до строительства атомной электростанции, сколько материалов нужно запасти, сколько рабочей силы привлечь, какие отрасли будут также вовлечены в эту деятельность и так далее, всё нужно учитывать. Не уверен, что при нынешней организации нашего кабинета такое планирование вообще осуществимо.
Могу предположить, что вновь появившийся в структуре власти Госплан подобному своему советскому предшественнику в первое время займётся наблюдением, будет собирать и обобщать данные об экономике, фиксировать проблемы, и только после того, как вся полученная информация будет проанализирована, примется за составление программы экономического развития страны.
К слову сказать, в Иркутской области в бытность губернатора Левченко от КПРФ стратегическое планирование региональное было взято на вооружение Левченко, показало эффективность работы и сразу же показатели по промышленному производству и другим направлениям в несколько десятков процентов увеличились. Это как раз говорит о том, что действительно этот опыт необходим.
И в своё время, как вы знаете, когда советская страна была и в годы индустриализации, с 1913 года по 1940 год в 12 раз выросла у нас ВВП, мы выдержали испытания Великой Отечественной войной и быстро возродились именно благодаря стратегическому планированию.
Теперь перед современной Россией стоят не менее масштабные задачи, но и ситуация в целом напоминает то, что уже было в своё время, сейчас отставание в станкостроении, в низком развитии промышленности и, естественно, плюс враждебное окружение. В общем, после ликвидации Госплана в 90-е мы вернулись на исходные позиции.
Считаю, что пора вновь совершить рывок к экономическому развитию, на чем, к слову, настаивает и президент страны. Единственный способ совершить данный рывок — доверить его разработку и реализацию новому Госплану. Наша партия знает, как наладить работу этой структуры, какими полномочиями её наделить, по каким алгоритмам следует ей действовать.
Правительству достаточно лишь обратить внимание на наши рекомендации, и мы снова станем великими. Спасибо.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
С какого-то перепуга тов. Дорохин так расшаркивался перед Терешковой, плюнувшей в душу нам, советским людям, со своим «обнулением», голосованием против Закона «О детях войны!», и за повышение пенсионного возраста и т.д. Нынешнее ее предательство нельзя замаскировать прошлыми заслугами и делать ей какие-то скидки на возраст. Был хороший человек раньше, стал предателем, как и ее хозяин — «горе-гарант» Стыдно за такого нашего депутата. Мы его не просили так унижаться и унижать членов КПРФ и наших сторонников.