Наёмные работники в России всё чаще стали постигать смысл забытой аксиомы о том, что за свои права эффективнее бороться не в одиночку, а сообща
Капитализм в России за тридцать последних лет своего существования не принёс людям труда никаких приятных сюрпризов. Всё то же: эксплуатация, переработки, экономия на зарплатах, невыплаты, сокращения, увольнения… В одиночку бороться с хозяевами и начальством, за которыми стоит вся махина государственной поддержки, практически бесполезно. «Старые», или «традиционные», профсоюзы в трудовых спорах чаще всего выступают на стороне работодателя.
ТРУДЯЩИЕСЯ давно уже поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, отстаивать свои права нужно объединёнными усилиями. Но от понимания до практических шагов, как известно, дистанция огромного размера. Как всегда, пример показал рабочий класс, когда ещё в начале 1990-х годов появились независимые профсоюзы горняков, моряков, металлургов, докеров и многие другие. Тогда в забастовках и акциях протеста рабочих участвовали сотни тысяч человек по всей стране.
С тех пор рынок труда в России значительно изменился. Согласно статистическим данным, за последние три десятка лет в стране сократилось производство трaктoров нa кoлёснoм хoдy в 15 рaз, кoрмoyбoрoчных кoмбaйнов — в 20, зeрнoyбoрoчных — в 11 рaз, экскaвaтoров — в 17, бyльдoзeров в 29, трaктoров гyсeничных — в 270 рaз (!). Тяжёлoe мaшинoстрoeниe, производство стрoитeльной и сeльскохoзяйствeнной тeхники и с ними связaнных кoмплeктyющих yничтoжeны eдвa ли нe пoлнoстью. Практически рухнул выпуск троллейбусов, автобусов, самолётов, вертолётов. В современной России практически не производятся отечественные мотоциклы, телефоны, фотоаппараты, телевизоры, современные станки, часы, персональные компьютеры, не шьётся в каких-либо значимых масштабах одежда и обувь… Да много чего ещё.
А ведь всё это означает не только исчезновение отечественной продукции, но и массового рабочего класса. С другой стороны, массово появляются «новые трудящиеся»: сотрудники охраны и бытовых услуг, офисные и торговые работники, бюджетники и чиновники, другие представители постиндустриального мира. Это тоже трудящиеся, их тоже эксплуатируют, их трудовые права также нарушают. Но в отличие от рабочего класса, им очень трудно даётся объединение, ведь зачастую здесь каждый конкурент друг другу, каждый сам за себя, чем и пользуются их работодатели, руководствуясь простой истиной: разделяй и властвуй.
Однако возникла оптимистичная тенденция последних лет: людям надоело бояться и они поняли, что молчаливой покорностью ничего не добьёшься, кроме ухудшения своего положения. Начали появляться действительно независимые, порой очень небольшие, но зубастые новые профсоюзы.
Самыми боевыми на сегодня, безусловно, являются профсоюзы рабочих российских филиалов мировых автогигантов, таких как «Форд» во Всеволожске Ленинградской области или завода «Фольксваген» в Калуге, а также профсоюзы врачей и преподавателей.
Само рождение таких профсоюзов связано с немалыми трудностями: увольнениями инициаторов, давлением на желающих объединиться, подкупом колеблющихся, прямым прессингом властей, чаще всего выступающих на стороне работодателя. Однако новые профсоюзы не только выживают, но и закаляются в борьбе. Хотя, как признавался мне один из активистов независимого профсоюза медиков, самыми главными проблемами он видит даже не противодействие властей, рассматривающих их деятельность чуть ли не как политическую оппозицию, и не напор работодателя, но страх, равнодушие, неумную покорность, атомизированность, неверие в возможность успеха объединённых действий, отсутствие солидарности самих работников. Хуже того: добившись с помощью профсоюзов защиты своих интересов, некоторые просто выходят из него, чтобы не навлекать на себя гнев начальства.
И всё-таки люди понемногу приходят к мысли о том, что безмолвной покорностью проблемы не решаются. Согласно информации Центра социально-трудовых прав, из 2070 протестных акций, зафиксированных в прошлом году, на трудовые протесты приходится 277. По его данным, важным фактором проявления протестной активности стали разногласия между работниками и работодателями в секторах, где цифровизация, с одной стороны, привела к существенному увеличению предложения на рынке труда, с другой стороны, необходимость объединять разрозненных работников в секторах, переживающих так называемый эффект уберизации (от названия компании Uber — замена посредников-людей цифровыми платформами).
Сегодняшний этап развития этих маленьких, но удаленьких профсоюзных организаций знаменуется их небольшими, но неуклонно растущими победами. Боевые новые профсоюзы медиков стали грозой нерадивых главврачей, которые в своём совершенно незаконном стремлении не пустить представителей профсоюза даже просто на территорию их лечебного учреждения пользуются всеми возможными методами вплоть до закрытия всех дверей или экстренного вызова Росгвардии. Используя метод итальянской забастовки, которая заключается в «работе по правилам» (то есть в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, без переработок и сверхнагрузок, незаконно навязываемых медработникам администрацией лечебных учреждений), членам профсоюза удаётся отменить «штрафную» систему и добиться повышения зарплат медиков, как, например, было в Удмуртии.
Благодаря усилиям независимого профсоюза в начале этого года стали выплачивать долги по зарплате консьержам, обслуживающим дома нового микрорайона в подмосковных Люберцах. В борьбу за свои трудовые права втягиваются сегодня даже работники государственного Банка России, чей независимый профсоюз уже несколько лет противостоит сокращениям и дискриминации персонала. Своё влияние он начал оказывать уже и на рядовых сотрудников коммерческих банков, которые также страдают от нарушения их трудовых прав. В феврале этого года первичка независимого профсоюза появилась в Санкт-Петербурге в одном из многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявили о себе профсоюзные ячейки на сельхозпредприятиях и в МУПах. И даже среднеазиатские гастарбайтеры начинают вливаться в ряды активных членов независимых профсоюзов.
Конечно, новым организациям существовать приходится в максимально тяжёлых условиях. И хотя вмешательство работодателей и государственных органов в деятельность профсоюза запрещено законом, они ещё как вмешиваются! В ход идёт всё. Мелкие, но чувствительные для простых людей пакости, вроде невыдачи бесплатных проездных на общественный транспорт исключительно членам нового профсоюза и перевод водителей в кондукторы на Ижевском муниципальном предприятии. Вплоть до незаконного отказа в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и увольнения, как случилось с заместителем председателя первичной профсоюзной организации в Банке России. Увольнения, вызов к следователю, давление на близких, привлечение к административной ответственности, невыплата премий и т.д. — вот основные методы борьбы работодателя с людьми, которые не желают мириться с бессовестной эксплуатацией.
Однако новые небольшие профсоюзы, как стойкий оловянный солдатик, не только выстаивают, но в последнее время и набираются сил. Не в последнюю очередь, видимо, этому способствует общее ухудшение положения с правами трудящихся в стране. Людям осточертело молча страдать и гнуть выю. В объединении многие видят свет в конце туннеля, возможность сообща выбраться из трясины несправедливости и унижения. Думается, мы скоро увидим новое массовое возрождение борьбы, в том числе и представителей самых неожиданных профессий, за свои трудовые и человеческие права.
Мария ПАНОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.