В Советском государстве писатели были не просто в почёте, но и теми, на кого равнялись, кому верили, от кого ждали ответов на самые животрепещущие вопросы. Иван Фотиевич Стаднюк был непреклонен в убеждении, что «писатель — это звучащая человеческая совесть, выражающая боль и радость, любовь и ненависть — всё то сложное, трудно передаваемое, что складывается из взволнованной мысли и ощущений сердца».
УКРАИНЕЦ по национальности, подолянин, родившийся 100 лет назад в живописном селе Кордышивка на Винничине, в советскую литературу он пришёл как писатель русский. И в советское время в этом не было ничего удивительного. Его биография типична: десятилетка, Украинский коммунистический университет журналистики в Харькове, осенью 1939 года — призыв в армию и два десятка лет службы. В те годы среди народов-братьев не было конфликтов на национальной почве. Бацилла украинского национализма если и существовала, то в зародыше и будоражила больное сознание лишь крайне ограниченного числа лиц. Но и преуменьшать опасность её влияния, особенно в среде национальной интеллигенции, также не следует: события конца 80 — начала 90-х годов прошлого столетия показали всю пагубную разрушительную силу этой искус-ственно созданной заразы, которую писатель не просто не принимал, но всем своим существом ненавидел и презирал.
Прожив большую часть жизни в России, Стаднюк, однако, не забывал своих украинских корней. Однажды на шуточный вопрос великого Шолохова о том, как хохлу живётся в Москве, писатель тоже с юмором, но и не без гордости ответил, что он «хохол московского розлива».
Первые писательские опыты совсем не предвещали того, что в будущем Стаднюк выдвинется в число лучших советских прозаиков, создателей крупномасштабных, с эпическим размахом произведений. Курсант Смоленского военно-политического училища посещал литературные курсы под руководством известного советского поэта Н.М. Грибачёва. Иван Фотиевич с благодарностью вспоминал об участии в совещании молодых красноармейских писателей, проходившем 7—8 мая 1941 года в зале Дома командиров Западного особого военного округа в Минске. С напутствиями к молодым литераторам тогда обращались выдающиеся белорусские писатели Якуб Колас, Янка Купала, Кондрат Крапива. Впечатления те запомнились на всю жизнь: «Вот таким, вторым для меня местом на земле, второй моей родиной является Белоруссия, где получил первое литературное крещение, а потом первое боевое. … Никто из нас, участников этого совещания, не ведал тогда, что стоим мы на пороге великих и тяжких испытаний и что не скоро постигнутое здесь станет нашим творческим подспорьем». Немаловажно отметить и тот факт, что огромное влияние на будущего писателя, закалённого на фронтах Великой Отечественной войны, прошедшего по её огненным дорогам с редакцией газеты «Мужество» 27-й армии, где он служил старшим литсотрудником, а затем и ответственным секретарём, аж до самой Австрии, оказала и Смоленщина. «Не могу не сказать о родном мне Смоленске, где стал членом КПСС, где в военно-политическом училище постигал не только марксистско-ленинскую теорию, но и военные знания, приобретал физическую закалку; верю, что именно всё это помогло мне остаться самим собой в первых боях близ границы, сдюжить всё тяжкое, что выпало на нашу долю в трудные месяцы боёв на Смоленских возвышенностях летом 1941 года, а затем пройти по дорогам войны до Победы. И как самой высокой оказанной мне честью, бесценной духовной наградой горжусь тем, что мне присвоено звание Почётного гражданина Смоленска». Писатель отплатил прославленному городу добром, внеся свою лепту в присвоение Смоленску звания города-героя, обратившись с важнейшей информацией о героических событиях июля 1941 года и ходатайством в Политбюро ЦК КПСС.
Многое из пережитого в годы Великой Отечественной войны нашло своё воплощение на страницах книг писателя. Вот лишь один памятный момент. Именно майор Стаднюк, находясь в ноябре 1943 года в освобождённом Киеве, узнаёт от одного из очевидцев о подробностях жуткой трагедии Бабьего Яра и первым направит информационную телеграмму об этом в ленинскую «Правду», а затем и напишет об услышанном в газете «Мужество». С «Правдой» писатель будет связан и в последующие годы, неоднократно выступая на её страницах. Кстати, он и проживал, будучи уже известным писателем, на улице «Правды», где и сейчас размещается редакция печатного органа коммунистов страны. А на склоне лет о тех судьбоносных днях он поведал в мемуарном сочинении «Исповедь сталиниста».
В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ Стаднюк находит свою неповторимую нишу в большом мире советской литературы. Из-под его пера выходят разные по жанру и стилистике произведения: военные повести «Человек не сдаётся», «Сердце помнит», «Плевелы зла»; сценарии фильмов «Артист из Кохановки», «Ключи от неба»; пьесы «Любовь и тыква» и «Горький хлеб истины». Особый успех имели повесть в рассказах и одноимённый сценарий «Максим Перепелица». Кинофильм же, с незабываемым Леонидом Быковым в главной роли, и по прошествии шести десятилетий по-прежнему любим зрителем. Примечательно, что в добродушном балагуре и хвастуне Максиме писатель, по его признанию, отобразил и собственные черты характера. Он и сам в молодые годы был горяч, прямолинеен.
По-настоящему крупной вехой в творчестве Стаднюка стал роман «Люди не ангелы», над которым писатель работал в 1960—1965 годы. Уже первая книга романа, написанная в 1962 году, показала, что автор взялся за освещение остроконфликтных и полных глубокого психологизма картин из жизни украинского крестьянства послеоктябрьского периода, обнажив всю драматичность того непростого времени, не сгущая при этом красок в описании событий, связанных с коллективизацией, раскулачиванием, голодом 1932—1933 годов, репрессиями. Достоверность, философичность, продуманность монологов, вкрапление авторских суждений на самые жгучие темы народной жизни поставили это произведение в ряд наиболее значимых книг о судьбе советской деревни.
Автор достоверно отразил реалии того сложного времени, не допустив при этом преувеличений в изображении врагов Советского государства. Они действительно были, хотя нынешние либеральные подпевалы пытаются всячески этот факт затушевать. Их писатель видел и на войне. О них он напоминал и в книге «Исповедь сталиниста», когда писал об известных ему случаях диверсионной работы врага на советской территории. Ведь засылались-то на нашу землю не немцы, а, как правило, отщепенцы, коих взрастила земля русская. Кстати, одного из власовцев, бывшего односельчанина, он повстречал в Австрии и ввёл под вымышленным именем в число действующих лиц романа «Люди не ангелы».
Роман поставил перед читателем немало не потерявших и в наше время значимости и актуальности вопросов. Почему одни готовы жертвовать собой во имя Родины и высоких идеалов, а другие озабочены исключительно собственным благополучием в своём обособленном мирке? Как удаётся недостойным людям попадать во власть? Отчего одни не боятся отстаивать правду и говорить о ней открыто, не страшась навлечь на себя гнев начальства, а другие лишь заглядывают ему в рот.
Стаднюк не уходил и от горьких проблем современности. Как коммунист, возвышая свой писательский и гражданский голос, он остро поставил во второй книге романа вопросы об управлении колхозами и в целом сельскими территориями, о необходимости кардинального улучшения жизни селян, о недопустимости принятия на государственном уровне таких непродуманных управленческих решений, как пресловутое хрущёвское разделение партийных, комсомольских и советских органов на сельские и промышленные.
«Люди не ангелы» высветили перед советской читательской аудиторией нового самобытного мастера, живописующего картины современности. Но, как пишет зрелый сорокапятилетний автор, «во мне проснулась давняя мысль о самой главной своей книге — романе о Великой Отечественной войне». В его статье «Этих дней не смолкнет слава» читаем: «Война была неисчислимо многоликой, потрясшей всю нашу страну и все слои общества; нет границ возможностям её художественного осмысления, и это осмысление под силу только всей литературе, но не одному или нескольким избранным писателям. Более того, поскольку по законам искусства и согласно принципам социалистического реализма художникам доступно создавать из быстротекущего периода эпохи, наполненного событиями, потрясениями и страстями, нетленные кристаллы, то возвести из этих кристаллов нетленный памятник во славу нашей Победы над фашизмом может литература в тесном взаимодействии с другими видами искусства».
Потрясающим памятником «во славу нашей Победы» стал роман Стаднюка «Война». Одно из ключевых произведений на военную тематику в советской литературе поставило Стаднюка в один ряд с такими крупнейшими мастерами, освещавшими самую драматичную страницу в отечественной истории XX века, как А. Бек, О. Гончар, К. Симонов, А. Чаковский, Ю. Бондарев. Принципиальное своеобразие романа-эпопеи, над которым писатель работал с 1967 по 1980 год, прежде всего в том, что в нём показаны события, предшествовавшие войне, и её начальный период, вплоть до сражений, развернувшихся на смоленской земле в июле 1941 года. Мы встречаем в нём не только рядовых защитников Родины, но и крупнейших государственных деятелей и военачальников во главе со Сталиным. Помог Ивану Фотиевичу взяться за роман один из старейших советских писателей — С.И. Малашкин. Он познакомил Стаднюка с В.М. Молотовым. Виднейший деятель большевистской партии и соратник Сталина не просто открыл писателю глаза на суть интересовавших его вопросов, но и в ходе многочисленных встреч помогал ему, вычитывая главы романа. Вячеслав Михайлович раскрыл Стаднюку многогранную фигуру Сталина. Знакомству с Молотовым писатель придавал огромное значение. Он его безмерно уважал и понимал ту роль, которую сыграл этот выдающийся человек в судьбе страны.
Стаднюк осознал самое главное и принципиальное: организатором Победы, взявшим все нити управления в свои руки, был Сталин. Без его гениальной способности анализировать и принимать выверенные решения не произошло бы сплоче-ния армии и народа в нерушимый монолит. Не признавать определяющей роли Сталина в организации Победы Стаднюк считал недопустимым. В романе выведен достоверный портрет Сталина, показан его внутренний мир.
ПИСАТЕЛЕМ была проделана колоссальная работа. Он заручился поддержкой крупных военачальников, с которыми неоднократно встречался. Многое поведал ему бывший нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин. Благодаря обращению в 1975 году к заведующему Общим отделом ЦК КПСС К.У. Черненко писатель был допущен к секретным документам Ставки и ГКО. Он получил тысячи писем, среди них были и те, которые пролили свет на ряд вопросов. Проходил Стаднюк, по его словам, и «сквозь густые сита двух отделов ЦК КПСС, Главного полит-управления Советской Армии, Института марксизма-ленинизма, Института военной истории, Главлита, военной цензуры». Эти ведомства в советское время не позволяли пичкать широкого читателя откровенной белибердой, которой сегодня хоть отбавляй.
Нельзя не сказать и о том, что первоначально Стаднюк планировал назвать роман «Мир на плахе». Однако главный редактор журнала «Октябрь» В.А. Кочетов категорически настоял на названии «Война». Одобрил он и вторую книгу романа, готовившуюся к печати в 1973 году. Но помешала смерть Кочетова. Новый же главный редактор А. Ананьев печатать книгу, уже находившуюся в вёрстке, отказался. Это к вопросу о партийной принципиальности и готовности брать на себя ответственность за принимаемые решения.
Роман «Война» имел огромный успех. Пристально изучали роман и на Западе, радиоголоса которого объявляли писателя главным сталинистом Советского Союза…
Известный писатель М.А. Захарчук в размещённой в интернет-газете «Столетие» статье о Стаднюке, приуроченной к 95-летию со дня рождения Ивана Фотиевича, приводит такие слова мастера, произнесённые в одной из бесед с ним: «Иные критики на дух не переносят моих романов «Война» и «Москва, 41-й». А между тем я тебе так скажу: сейчас в нашей стране мало кто знает — да почти никто — о событиях 41-го года столько, сколько знаю я. Естественно, поэтому у меня и иное отношение к Сталину, как полководцу и дипломату, чем у людей, которые стараются списать на него все ошибки того сложного периода, в том числе собственные или своих близких. … И для меня смешно выглядят те «правдолюбцы» и критики, которые «драконят» мои романы за якобы содержащуюся в них апологетику Сталина.
Меж тем я вождя никогда «живьём» не видел. Его образ и характер, как государственного и военного деятеля периода Отечественной войны, сложились в моём воображении под впечатлением печатных и устных суждений самых выдающихся наших полководцев, руководителей промышленности, учёных, политиков, дипломатов, чтимых во всём цивилизованном мире. Они звучали после смерти Сталина, да и сейчас звучат. В них — не пустое славословие, а оценка конкретных (верных или ошибочных — другой вопрос) деяний вождя и их последствий. А со сколькими документами мне пришлось работать! И потом, скажи мне на милость, почему я не должен верить Жукову, Василевскому, Мерецкову, Коневу, Рокоссовскому, Штеменко, Хрулёву, Шахурину, Исакову, Кузнецову, Сабурову, Громыко? Но верить шустрому Волкогонову, женоподобному Радзинскому, плодовитым, как кролики, братцам Жорику и Роику Медведевым. Наконец, учти … я встречался с Молотовым, даже по рюмке с ним не единожды пропускал. Вот он был для меня своеобразной академией в постижении хода и исхода самой страшной в истории человечества войны.
…А у нас сейчас серьёзные люди стесняются называть Сталина полководцем, выигравшим войну против Гитлера. Ну может ли быть бо`льшая идеологическая нелепость? … А я вот по разрешению ЦК партии работал в архивах ГКО, Генерального штаба, Ставки Верховного Главнокомандования. Сталиным и членами Политбюро была проделана титаническая работа в начальный период войны. О конструктивной деятельности вождя в тот период сказано в воспоминаниях буквально всех (до единого!) наших военачальников. Неоценима роль Сталина и в создании антигитлеровской коалиции, второго фронта. Я почему так много тебе об этом говорю? Да потому, что нельзя смаковать лишь горькие моменты из нашей истории. Это принижает, умаляет значение наших побед и в войне, и в мирной жизни. И если мы сами позволяем себе цинично лгать о собственной войне и нашей Победе, то что же тогда говорить о наших недругах? Они же будут на корню изничтожать величайший, беспримерный подвиг советского народа. Дивлюсь: неужели эта истина не доходит до людей?»
КАВАЛЕР девяти орденов, среди которых ордена Ленина и Октябрьской Революции, коммунист, член правлений писательских союзов СССР и РСФСР, секретарь Московской писательской организации, многолетний депутат Моссовета, Иван Фотиевич Стаднюк прожил жизнь во всех отношениях достойно. Осталась светлая память о нём. Самостоятельной жизнью продолжают жить и его произведения.
Руслан СЕМЯШКИН, член Крымского рескома КПРФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.