В последнее время в органах государственной власти произошла перестановка, однако без каких-либо кардинальных перемен. Предложенные Путиным меры социальной защиты в большей степени являются имитацией социальной политики и ничего новаторского в них практически не просматривается. А вот анализ хозяйственной деятельности отечественных предприятий вызывает острую необходимость пересмотра всего налогового законодательства и, в частности, Налогового кодекса РФ, Главы 21 – «налог на добавленную стоимость» (НДС).
В этом сложном, и поэтому труднодоступном для понимания неспециалистов налоге, заложен ряд положений, требующих обстоятельного анализа и разъяснения, с тем чтобы каждый гражданин смог оценить его экономическую сущность, целесообразность и результативность.
Данная статья ставит своей целью хотя бы частично разрешить эту проблему.
Для начала следует обозначить круг плательщиков налога. Согласно Налоговому кодексу плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели. Исходя из этого определения, можно считать, что к категории налогоплательщиков относятся предприятия и индивидуальные предприниматели, задействованные в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг).
Следующим шагом следует обозначить те хозяйственные операции, которые признаются объектом налогообложения. Согласно кодексу, объектом налогообложения признается только одна хозяйственная операция – это реализация, т.е. продажа товаров, работ и услуг.
Налоговой базой при реализации (продаже) товаров (работ, услуг) является стоимость этих товаров, рассчитанная по рыночным ценам.
Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как процентная доля налоговой базы.
Конкретные размеры этой доли, т.е. ставки налога, устанавливаются Налоговым кодексом.
Рассмотрим механизм начисления, возмещения и уплаты этого налога в бюджет налогоплательщиками.
Начнем с продавца. Осуществляя хозяйственную операцию по продаже товара (работы, услуги), продавец — налогоплательщик обязан увеличить его стоимость, рассчитанную по рыночным ценам, на сумму налога на добавленную стоимость. Сумму налога, включённую в стоимость проданного товара и взысканную с покупателя, продавец обязан перечислить в федеральный бюджет в сроки, установленные законодательством.
В свою очередь покупатель – налогоплательщик, приобретя товар (работу, услугу) по стоимости с учетом НДС, законодательно получает право возместить, т.е. вернуть из федерального бюджета, сумму налога, уплаченную продавцу.
В реальной практике товарообмена плательщики налога на добавленную стоимость выступают на рынке как в качестве продавцов, так и в качестве покупателей. Поэтому они выполняют одновременно две функции: функцию сборщика (получателя) налога, выступая в роли продавца, и функцию плательщика налога, выступая в роли покупателя.
По окончании налогового периода налогоплательщики подсчитывают общую сумму налога, собранного ими в качестве сборщиков, и общую сумму налога, уплаченного ими в качестве покупателей, за отчетный период. Сумму разницы между двумя этими величинами налогоплательщики перечисляют в федеральный бюджет.
Действующий механизм сбора и уплаты налога подтверждает его статус как налога косвенного, при сборе и уплате которого налогоплательщик не несет прямых убытков от своей хозяйственной деятельности.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от их социальной значимости, а также от характера и содержания хозяйственных операций и установлены кодексом в размерах: 10, 20 и 0 процентов.
По ставке 10 процентов осуществляется налогообложение стоимости реализуемых продуктов питания повседневного спроса, товаров для детей, медицинских товаров и некоторых других услуг.
На остальные товары, работы, услуги применяется ставка более высокого размера — 20 процентов. И это логично и справедливо.
А вот нулевая ставка провоцирует массу вопросов, а ее применение таит в себе коварный смысл, хотя на первый взгляд это неочевидно. Попробуем в этом разобраться.
Продавец — налогоплательщик с нулевой ставкой де-факто не взыскивает с покупателя налог на добавленную стоимость. Следовательно, никаких взносов от этого налога в федеральный бюджет не перечисляет.
Однако, для осуществления своей хозяйственной деятельности такой налогоплательщик, выступая на рынке в качестве покупателя, вынужден оплачивать продавцу стоимость товаров (сырья, материалов, комплектующих и т.д.), выполненных работ и оказанных услуг с учетом НДС.
Невольно встает вопрос о том, как поступить с расходами, вызванными оплатой НДС. Логично было бы отнести расходы по НДС на собственные издержки производства или обращения. Но это согласно логике. В реальности дело обстоит несколько иначе. И вот оказывается, что согласно законодательству этой категории налогоплательщиков, как и другим налогоплательщикам с размерами ставок 10 и 20 процентов, также предоставлено право возмещения (возврата) затрат по НДС за счет федерального бюджета.
Справедливо ли это? Скорее всего нет!
И так, что же это за каста привилегированных структур с нулевой ставкой НДС, которые, не внося ни гроша в казну, изымают из нее денежные средства, компенсируя тем самым свои расходы по НДС?
Оказывается, это организации, осуществляющие операции по продаже товаров на экспорт, по транспортировке нефти и нефтепродуктов, оказанию услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа за пределы территории РФ и других работ и услуг, обслуживающих, как правило, экспорт.
При этом возникает немаловажный вопрос о размерах возмещения (возврата) налога этим привилегированным организациям. Может быть размеры возмещения настолько незначительны, что ими можно было бы пренебречь? Ничего подобного!
Как показывает статистика, суммы таких возмещений измеряются триллионами рублей в год и размеры их растут из года в год.
Так, например, за период с 2013 по 2017 год сумма возмещенного (изъятого) из федерального бюджета налога (в изложении Главы 21 Налогового кодекса РФ это возмещение формулируется как «сумма начисленных налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена» – попробуйте читатель разобраться в такой формулировке без консультации специалиста? ) составила: в 2013 году 1,4 триллиона рублей, в 2014 году 1,6 триллиона рублей, в 2015 году 1,7 триллиона рублей, в 2016 и 2017 годах по 1,9 триллиона рублей ежегодно (источники: отчеты 1-НДС).
О какой социальной справедливости и экономической целесообразности можно говорить при таком раскладе, особенно на фоне сегодняшнего прогрессирующего процесса обнищания рядовых граждан, и, не в последнюю очередь, за счет повышения размера НДС, и введения новых налогов и поборов ?
В связи с этим невольно встает вопрос о причастности населения к этому «мудреному» налогу. Чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к чекам контрольно-кассовых машин, которые каждый из нас получает при покупке товаров и оплате услуг. В них, как правило, фигурирует сумма налога на добавленную стоимость. Это означает, что, оплачивая стоимость товара, мы оплачиваем и сумму НДС. Да, мы этот налог не вносим непосредственно в государственный бюджет, эту функцию за нас выполняет продавец-налогоплательщик, но то, что мы реально несем расходы по этому налогу из своего кармана — это неопровержимый факт.
А вот возмещение из федерального бюджета расходов по этому налогу рядовому покупателю – физическому лицу — законодательством не предусмотрено. Видимо по той причине, что мы де-юре не обозначены в качестве налогоплательщиков в Налогом кодексе РФ.
Не кощунство ли это по отношению к гражданам страны, на которых возложено бремя налога на добавленную стоимость?
Следует отметить, что прошлогоднее повышение ставки налога на 2 процента, с 18 до 20 процентов, вызвало определенное напряжение в общественном сознании, но резкой реакции на со стороны граждан при этом не последовало. А зря!
По-видимому, одной из причин такой пассивности явилась труднодоступность понимания сути налога в формулировках Налогового кодекса РФ.
С учетом издержек, которые несет государство от налоговой политики в угоду определенной немногочисленной категории бизнесменов, не пора ли поставить вопрос о коренном пересмотре Налогового Кодекса, и, в первую очередь, об отмене 0 ставки НДС для экспортеров и их обслуги.
Вместе с тем, полностью отказываться от нулевой ставки налога на добавленную стоимость нет необходимости. Ей просто надо найти иное применение. Нулевую ставку налога надо распространить на предприятия розничной торговли. В результате этой меры предприятия торговли де-факто перестанут взимать с населения этот налог. Это означает, что стоимость товаров и услуг для населения будет снижена на 10 или 20 процентов. Свидетельством этого будет чек контрольно-кассовой машины, в котором, против букв «НДС», будет стоять ноль. Естественно при этом возникнет вопрос о возмещении расходов по НДС предприятиям розничной торговли (в случае, когда они выступают на рынке в роли покупателей товаров, работ, услуг). А вот эту функцию должно будет взять на себя государство. Но можно смело утверждать, что расходы бюджета по возмещению НДС предприятиям розничной торговли с лихвой будут перекрыты доходами в бюджет от экспортеров с размером ставки НДС, превышающей 0 процентов.
Предлагаемый вариант освобождения населения от уплаты налога на добавленную стоимость без всякой натяжки можно будет квалифицировать как первый шаг к реализации прав каждого гражданина на получение доли дохода от продажи за рубеж природных ресурсов страны.
Адресуем этот вопрос Правительству Российской Федерации!
Одновременно предложим законодателям привлечь к работе по внесению изменений в налоговый Кодекс РФ специалистов от всех политических партий, желающих участвовать в этом процессе, и в первую очередь от КПРФ, как партии, защищающей интересы трудового народа.
В.А. Рушникова, секретарь Первомайского райкома МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.