По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Кажется россиянам уже ясно, что никто в беде им помогать не собирается. Со всей откровенностью и циничностью глава Сбербанка Герман Греф заявил, что у российских властей нет возможности и необходимых инструментов для того, чтобы раздавать деньги населению в условиях пандемии коронавируса.
«Вы знаете, здесь как в том анекдоте: назовите три причины, почему следует отступить. Причина первая: у нас нет снарядов. Так же и здесь: у нас нет такого количества снарядов», — сказал он в интервью главе комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову. Деньги есть только на огромные зарплаты Грефу и другим приближенным к Кремлю.
В России может быть применен оригинальный способ борьбы с ростом цен, который способен будет лишь поставить на грань выживания десятки миллионов человек. Все тяготы кризиса будут, как это часто и бывает, на плечи простых тружеников.
Сразу несколько крупных производителей сельскохозяйственной продукции обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором изложили свое видение повышения рентабельности их предприятий. В документе, надо признать, есть ряд вполне логичных предложений вроде сохранения льготного процента по кредитам для сельсхозпроизводителей и отмены маркировки для молочной продукции и воды в бутылках.
Но главное предложение может серьезно ухудшить очень многих россиян. Производители предлагают государству запретить торговым сетям делать скидки и устраивать акции.
По данным различных исследований, проведенных ранее, еще до эпидемии больше половины россиян покупали продукты по акции. Как правило, крупные ритейлеры в некоторые дни серьезно уменьшали ценности. Это позволяло магазинам не допустить просрочки товаров и освободить полки для новых партий. Граждане не только имели возможность купить продукты дешевле, но и разнообразить рацион, ведь за полную стоимость многие вещи давно стали недоступны.
Россияне, которые ходят в магазины, знают, что в последние пару недель цены на многие товары буквально взлетели. Это при этом, что многих коснулось падение доходов. Впереди еще массовое разорение малого и среднего бизнеса и рост безработицы. Как выжить в таких условиях?
Оказывается, сельхозпроизводители предлагают все трудности полностью переложить на плечи простых людей. Единственно, вряд ли они добьются желаемого результата. Ведь повышение цен будет означать и падение спроса. Если раньше человек покупал разные товары, то теперь будет выходить из дома исключительно за хлебом.
Хотя есть ли альтернатива?
Много раз были слышны предложения заморозить цены на товары первой необходимости. Но специалисты говорят, что торговые сети не откажутся просто так от своей прибыли и начнут торговать продуктами с черного хода, а в самом зале людей будут встречать пустые полки. Получается, у россиян будет весьма непростой выбор: переплатить, но купить домой какой-нибудь еды, либо же остаться вовсе без продуктов.
Руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что ситуация с ценами на продукты в магазинах действительно зашла в тупик:
— Назрело регулирование цен, но не административными методами. Государство должно определить максимальные наценки, которые могут дать сети. Закон должен определить, что розничные сети не могут увеличивать стоимость товаров более чем на 10−15%, а лишние звенья их цепочки должны быть убраны.
Сейчас мы увидели, что в связи с пандемией заметно возрос спрос на продукты первой необходимости. Но при этом сельхозпроизводители находятся на грани рентабельности.
Нужны четкие правила назначения наценки.
Но дальше начинается самое сложное. Правительство должно обеспечить, чтобы люди, чьи доходы упали, не сильно пострадали от роста цен. Но из-за падения спроса снизится и производство, вырастут цены. Проще говоря, в условиях спада ситуация и впрямь выглядит нерешаемой.
«СП»: — То есть и производители правы, и торговые сети не хотят терять прибыль.
— Торговые сети тоже хотят сохранить рентабельность и не допустить снижения спроса. Сейчас торговля идет по простой схеме. Вначале сети занижают закупочные цены, а потом ставят максимальные наценки. В итоге за всё переплачивает конечный покупатель.
Конечно, сейчас люди недовольны ростом цен в магазинах. Но от этой ситуации страдают и потребители. Решить проблему можно только регулированием наценок.
Возможно, потребуется назначить и минимальные закупочные цены внутри страны. Иначе сельское хозяйство ждет коллапс.
«СП»: — Заморозка наценок не приведет к появлению черного рынка и дефицита?
— Торговые сети от своей прибыли, конечно, не откажутся. Но высокие цены бьют по покупателю, низкие — по производителям. То есть и высокие, и низкие цены плохи для экономики.
Единственный способ решить проблему — перезапустить экономику. Государство должно установить новые правила игры и следить за их выполнением. Иначе будут все возможные неприятности.
«СП»: — Сужение спроса неизбежно скажется на экономике в целом.
— Во-первых, сейчас резкое падение ждет сферу услуг. Конечно, покупать люди будут тоже меньше.
Мы видим, что выросли цены на самые простые продукты первой необходимости. На гречку, крупы, мясо птицы, то есть без люди обойтись не могут. Разнообразие покупаемых товаров неизбежно снижается, то есть в целом спрос падает.
Собственно, акции скидки возникают на товары, которые плохо продаются. Скидки делают на продукты, которые тяжело продать. Несмотря на то, что сейчас спрос вырос, некоторые виды товаров продаются всё равно плохо.
Поэтому и нужно перезапустить экономику на новых принципах. Во время общей депрессии все проблемы фактически неустранимы, всегда будет кто-то страдать. У рядовых граждан. У рядовых граждан денег будет меньше, они пострадают больше всех.
Комментарий редакции: Фрагментарные, не согласованные между собой меры объективно неспособны исправить ситуацию. Действительно, надо решать возникшую проблему. Но при сохранении основ мертворождённой неолиберальной доктрины «вашингтонского консенсуса» добра ожидать не придётся. Так, в статье справедливо доказана необходимость введения государственного регулирования цен посредством установления максимального уровня торговой наценки на товары народного потребления. Мы полностью солидарны с этим. Но надо также решить вопрос о существенном увеличении финансирования АПК. В частности, государству следует заключать с производителями контракты о приобретении у них продовольствия. В общем, надо решить целый спектр вопросов в целях пресечения роста цен. К ним относятся задачи, связанные и с недопущением повышения цен на энергоносители и на транспортные перевозки, и с содействием развития «народным предприятиям» (как хозяйствующих субъектов, не только выпускающих качественную продукцию в стабильном порядке, но и проявляющим принцип социальной ответственности). Однако в условиях диктата криминально-компрадорской буржуазии обо всём перечисленном останется лишь мечтать. Будет ли олигархия добровольно отказываться от системы, укрепляющей её доминирующее положение? А то, что Россия и народ ввергнуты в результате её насаждения в бедственно положение, для «верхних десяти тысяч» это дело десятое. Тем более, что они представляют собой «младших партнёров» «глобализма», объективно заинтересованного в стремительном сокращении российского населения, в консервации полуколониальной экономической модели в нашей стране и, в конечном итоге, в создании предпосылок, облегчающих международному капиталу возможность осуществления раздела и стопроцентной колонизации России. Поэтому только активная борьба трудового народа за социализм, за Ресоветизацию положит конец деструктивным процессам.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Тут целая цепочка получается. Страна сидит на трубе. Экономика разрушена. На селе населения 30% примерно. Город- 70%. Больше 50% импорт продуктов и товаров. Нефть в цене упала. А тут еще вирус. С ростом заражения власть не справляется. Изоляция лишь разрушает экономику и калечит население, ухудшая его здоровье. Запасы продовольствия ограничены. До нового урожая далеко. На горизонте появляется голод. С ним может столкнуться большинство населения. Власть не пострадает. У нее готовы убежища за границей. Большинству предстоят испытания. Никто ему не виноват. Оно само выбрало себе свою судьбу. Вирус может ослабеть к лету или летом.