Недетское детство или когда дети быстро становились взрослыми

Недетское детство или когда дети быстро становились взрослыми

Недавно в преддверии Дня Великой Победы на канале “Культура” был показан художественный фильм “Иваново детство” кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского. Впервые в мировом кинематографе в послевоенный период была сделана попытка показать восприятие войны лишённым детства ребёнком. Можно смело утверждать, что попытка эта удалась, поскольку в 1962 году маститое жюри Венецианского кинофестиваля присудило фильму высшую награду — Золотого Льва.

Напомню, что фильм снимался по мотивам повести военного писателя Владимира Осиповича Богомолова “Иван”, написанной за несколько лет до этого. Между литературной версией и киноверсией есть, конечно, различия, например, в повести фамилия главного героя — Буслов, а в фильме он уже — Бондарев. Но в целом и повесть, и фильм передают жуткую атмосферу того, каким недетским было детство на войне.

Маленький герой Иван по ходу действия произносит фразу:

“А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало”.

И эти слова объясняют всё.

Поделюсь, теперь, что три с лишним года назад мне довелось познакомиться в Совете ветеранов Ленинского района в ближнем Подмосковье с человеком, жизненный путь которого в некоторой степени перекликается с судьбой Ивана из повести и кино.

Это был Владимир Фёдорович Дегтярёв, родившийся 07.09.1930 и переживший те страшные годы.

Семья Володи жила в Крыму, отец погиб при обороне Севастополя, мать была партизанской связной, которая была выдана предателем гитлеровцам. В застенках гестапо вместе с матерью оказался и одиннадцатилетний мальчик. К каким только ухищрениям не прибегали мучители, чтобы получить от партизанки нужную информацию о партизанах и подпольщиках. Была даже заготовлена инсценировка казни ребёнка. Не добившись ничего, гитлеровцы казнили мать на глазах сына. А потом отпустили мальчишку в уверенности, что “урок” он усвоил хорошо.

Наши забрали фактически оказавшегося на улице подростка в партизанский отряд под Симферополем, где Володя пошёл по стопам матери — стал связным. Десятки километров проходил он каждый день от партизан к подпольщикам и обратно.

В 2017 году на одной из встреч в детской аудитории в библиотеке ветеран Великой Отечественной войны, позднее один из первостроителей города Видное, проработавший 55 лет на градообразующем предприятии Московском коксогазовом заводе/МКГЗ, так вспоминал о своих партизанских тропах в Крыму:

“Даже просто пройти ночью по лесу было страшно. Услышишь хруст или шорох — всё внутри обрывается! Часто бывало, особенно поначалу, что просто падаешь на землю и вслушиваешься, ждёшь. Выждешь, переведёшь дух и идёшь дальше…”

Вспоминается, как несколько раз в повести и фильме главный герой Иван говорил про себя в похожей ситуации: “ Нервеность во мне какая-то…”

Прозвучал на той встрече в детской библиотеке вопрос от одного из слушателей, родившегося в XXI-м веке:

“Когда, будучи ребёнком, вы пробирались сквозь тёмный лес, что вам помогало преодолевать страх? Преданность общему делу, сплочённость против врага или личное желание отомстить врагам, порушившим вашу жизнь?”

Ответ о том времени спустя многие десятилетия из уст убелённого сединами ветерана войны и труда прозвучал и похожий, и не похожий на те слова, который произнёс герой Иван из повести и фильма.

Сегодняшний Владимир Фёдорович сказал по-своему:

“По-другому просто было нельзя. Надо было идти, и я шёл. Во мне не было чувства мести. Наверное, был патриотизм, хотя само это слово тогда было мне не известно. Была просто любовь к Родине, которой я уже научился гордиться. В 1930-е годы у нас было многое, чем можно было гордиться. Были введённые в строй в годы первых пятилеток Днепрогэс и Магнитка, были новые современные самолёты. Был легендарный Валерий Павлович Чкалов, были папанинцы, которые осваивали северные моря. Была Челюскинская эпопея, когда в спасении экипажа судна участвовал в том числе и родившийся на территории современного Ленинского района Подмосковья лётчик Василий Сергеевич Молоков, ставший одним из первых Героев Советского Союза. Много было достижений в нашей великой стране!”

К счастью, судьба партизанского разведчика Володи сложилась не так, как у военного разведчика Ивана из повести и фильма.

В 1943 году в Крым с Большой земли прибыла группа разведчиков, перед которой была поставлена задача — осуществить сбор информации о противнике для подготовки к освобождению Крыма и Севастополя. Среди них был мичман из разведотдела штаба Черноморского флота Фёдор Фёдорович Волончук, 1910 г.р., уже имевший немалый опыт партизанско-диверсионной деятельности в Крыму. Уже после войны им была написана об этом опубликованная в Воениздате книга “По тылам врага”.

А тогда в 1943 году партизанский связной Володя Дегтярёв был прикомандирован к группе с Большой земли в качестве проводника. Побывали наши разведчики и в оставшемся непокорённым Севастополе, где собрали нужные сведения о дислокации врага и установили связи с местным подпольем.

Ещё до освобождения Крыма — в начале 1944 года Ф.Ф. Волончук после выполнения задания отбыл из Крыма с штаб Черноморского флота. С собой он забрал Володю Дегтярёва, которому шел четырнадцатый год. Перед подростком командиром была поставлена другая задача — учиться.

В домашнем архиве семьи Дегтярёвы хранится справка, выданная Крымским Штабом Партизанского Движения Дегтярёву Владимиру Фёдоровичу, что он действительно состоял в партизанском отряде, действующем в Крыму, в должности разведчика с 1 ноября 1942 г. по 18 января 1944 г.

Дальше была учёба в ремесленном училище и начало трудовой деятельности на восстановлении разрушенных в войну заводов. В 1949 году слесарь-инструментальщик Владимир Дегтярёв был командирован на подготовку к пуску МКГЗ в современное Видное. И “прикипел”, выражаясь его словами, к подмосковной земле.

55 лет было отдано родному заводу, здесь сложилась семейная жизнь с Валентиной Фёдоровной, здесь выросли дети, здесь проводил он после выхода на пенсию активную общественную работу.

Несколько раз после войны был Владимир Фёдорович в Крыму. В один из приездов в 1980-е ему удалось разыскать своего командира Фёдора Фёдоровича Волончука, с которым он потом он переписывался.

Крымского партизана-разведчика не стало в середине февраля 2018 года. Осенью нынешнего года ему бы исполнилось 90 лет.

Но уже post-mortem нашла героя войны заслуженная награда. В день 5-летия воссоединения Крыма к России детям Владимира Фёдоровича — Юлии Владимировне и Виталию Владимировичу был передан учреждённый Государственным Советом и Советом министров Республики Крым памятный знак за номером 474 “70 лет партизанскому движению в Крыму”.

В тот же день — 18.03.2019 у подъезда дома в Видном по улице Гаевского, 16б была при участии подмосковного волонтёра Екатерины Александровны Соколовой и при поддержке городской администрации была установлена памятная табличка “ЗДЕСЬ ЖИЛ ГЕРОЙ”. На торжественной церемонии сын героя Виталий Владимирович впервые публично поведал о том, как начиналась партизанская стезя отца — с гестаповских застенков в Симферополе.

Сам Виталий узнал об этом от мамы незадолго до её смерти (Валентина Фёдоровна умерла раньше своего мужа), но с самого начала в самой семье детям было запрещено матерью когда-либо заговаривать об этом с отцом.

К слову сказать, сам Владимир Фёдорович на встречах в разных аудиториях давал другую версию гибели своей мамы-подпольщицы. По его словам, он несколько раз приносил в тюрьму узелок с продуктами для мамы, а в последний раз передачу не приняли, сказав, что мать перевели в другое место.

Вот таким разведчиком по смыслу оставался Владимир Фёдорович всю свою мирную жизнь, даже когда рассказывал о своём военном детстве, о недетском детстве, когда дети быстро становились взрослыми.

ВЕЧНАЯ СЛАВА!

С ДНЁМ ПОБЕДЫ! 

В. Михайлов

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *