Автор статьи — Сергей Кухарец
Сегодня мы поговорим об одном из самых недооцененных жанров «перестроечного» кино — фантасмагория-фарс.
Особенности этого жанра в том, что комический сюжет позволяет осветить важные политические проблемы, а посредством абсурда показываются те или иные недостатки ,а иногда и программа действий определенных актеров политического процесса.
Всего таких фильмов в 1980-е и даже в 1990-е вышло немало
Самые кассовые из них: «Город Зеро» и «Сны» (К.Шахназаров), «Убить дракона» (М.Захаров), «Ширли-Мырли» (В.Меньшов), «Настя» (Г.Данелия), «Слуга» ( В.Абдрашитов), «Сафари-6»( А Аболс).
Но разобрать хочется в кинокартине «Город зеро».
Вышедший на экран в 1989 году, он разделил поровну кинокритиков и зрителей — 50 процентов говорили, что это гениальный фильм, наподобие шедевра. Другие в ужасе удивлялись — ничего не понятно, как вообще такое можно снять.
После своего выхода «Город Зеро» транслировался по телевизору всего один раз — в год своего 20 летия на канале «ДТВ» (сейчас «Че»).
В 1996 г. при Комитете по безопасности Госдумы прошел семинар, посвященный технологии разрушения общества. Одно из последних заседаний посвящено разбору фильма «Город Зеро». Все участники (среди них депутаты ГД ФС РФ, политологи и культурологи) сошлись на том, что фильм весьма точно предвосхищает процесс разрушения «культурного ядра» советского общества.
Кинокритики считают, что Шахназарова мог консультировать его отец-Георгий, известный политолог и правовед, помощник М.С. Горбачева.
Сам Шахназаров отметил» следующее: «Если в двух словах, то это картина о манипуляции сознанием и о попытке манипуляции противостоять. Главный герой находится перед выбором – принимать или нет навязываемую ему абсурдную картину мира. После недолгих колебаний он ее принимает. Так и проще, и комфортнее. В его защиту могу сказать, что большинство из нас давно сделали аналогичный выбор, зачастую не отдавая себе в этом отчета…».
Сюжет начинается тихо и ненавязчиво: главный инженер Московского завода Варакин приезжает в командировку на завод провинциального города.
И именно с посещения места назначения он становится свидетелем странных и абсурдных событий, при том, что люди, с которыми он общается, воспринимают его как привычный порядок вещей.
Секретарша директора завода сидит в приемной совершенно голая. И никто на нее не обращает внимания. Все остальное выглядит точно так же, как в приемной директора любого другого завода — портрет В.И. Ленина, доска почета, графики выполнения и перевыполнения, заводская стенгазета.
Варакин раздавлен, ряд нелепостей в поведении директора лишь подкрепляют главный удар. Он выходит уже больным, привычные атрибуты порядка — портрет Владимира Ленина, доска соцсоревнования — уже не защищают от хаоса в голове.
Дальше — еще хуже. Варакин идет обедать в ресторан, и ему неожиданно приносят торт в виде головы. Инженер отказывается есть этот торт, после чего повар, приготовивший торт, заканчивает жизнь самоубийством.
После самоубийства следователь и прокурор начинают убеждать его в том, что это убийство является политическим преступлением.
Варакин собирается уехать в Москву, потому что его в городе Зеро, собственно, ничего уже не держит. Однако это Варакину так кажется, что его ничего не держит. Фраза кассира «Билетов нет, начальник не поможет» расставила все точки в сознании и сломала его.
Чувства Варакина развиваются по схеме: возмущение, когда он понимает, что попал в необычную ситуацию; растерянность, когда выясняется, что это «не так» удивляет только его одного; попытки разобраться и понять правила игры; откровенный страх, когда он понимает, что из города выбраться невозможно, смирение, когда ясно, что бороться бесполезно. В финальной сцене Варакин садится на лодку без весел и уплывает.
В фильме показано, как можно за два дня довести советского человека до полного сумасшествия, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и фантазию.
Следующим фильмом который можно расценивать как своего рода продолжение «Города Зеро» является снятый через 4 года фильм «Сны».
Его сюжет прост: Графине 1893 года кажется, что она работает официанткой в столовой в Москве 1993 года и примеривает на себя всевозможные роли вместе с мужем — графом Призоровым. Она видит себя то министром финансов, то певицей, то победительницей конкурса красоты СНГ. Причем психиатр утверждает, что сны абсолютно реальные.
Особого внимания достоит их диалог
«А что там за страна которую вы видите во сне?
СНГ
Как это расшифровывается?
Не знаю. Да они и сами не знают.
Царь там есть?
Они без царя живут давно
Понятно. Демократическая республика, как у французов?
Как же может такая держава существовать?
А вот существует».
Параллельно используя те же приемы(переплетение абсурда с реальностью и установление их взаимосвязи), режиссер показывает тот квази-государственный порядок, случившийся уже в начале-середине 90-х г.г.
Только в «Снах» проводится параллель с царской Россией и через пародийную подачу материала преподносится мысль об утрате корней и своевременности любых реформ, только направленных на государственное благополучие. Об этом говорит супруг графини граф Призоров (О.Басилавшвили) в докладе императору Николаю II.
Сравнивая их можно сказать: Карен Георгиевич смог донести до зрителя ту мысль и те смыслы, которые не решались донести политики и интеллигенция.
Потому данные фильмы можно причислить смело не только к шедеврам, но и к свидетельствам политического процесса той эпохи.
И вам совет –теперь на карантине смотрите хорошее кино независимо от времени.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Эта бредятина выдавалась породистыми лемократами за собственное прозрение. Помешанные на своей «гениальности» яйцеголовые умники, разрушавшие СССР, любимцы Марии Егоровой Pico LA, понятия не имели, что происходит с народом и почему. Сейчас стало ясно перерождение советского нарола, которое тогда понимали ЮВА и МСГ. Его объясняет всесильное учение вполне прозаическими причинами, дклекими от безумных фантазийй непризнанных «гениев демократии».