146 лет назад родилась Инесса Арманд – профессиональная революционерка, большевичка, деятель международного коммунистического движения, соратница В.И. Ленина.
Инесса – Елизавета Арманд родилась в Париже 8 мая 1874 года, спустя три года после падения Коммуны. Отец Инессы – француз Теодор Стефан, мать – Натали Вильд, из обрусевших англичан. Оба они родом из состоятельных семей, стали артистами, лишившись многих материальных благ.
Когда Инессе пришла пора идти учиться, родственники Натали предложили помощь – взять девочку к себе, в Москву. В 1880 году Инесса расстанется с любимыми родителями, младшими сёстрами, родным городом. Отца больше не увидит – он умрёт от воспаления лёгких, когда Инесса будет уже подростком.
Тётя и бабушка, прихожане англиканской церкви были далеки от политики. Воспитывали Инессу строго, в английском духе, дали ей прекрасное домашнее образование. Инесса в совершенстве владела французским и английским языком, хорошо знала немецкий, виртуозно играла на фортепиано.
В доме была большая библиотека, и за чтением Инессы, очень религиозной, с чуткой душой, тщательно следили. Фраза из одной «разрешенной» книги оказала огромное влияние на её жизнь. Л.Н. Толстой в романе «Войне и мире» писал, что после замужества Наташа Ростова стала «сильной, красивой и плодовитой самкой». Спустя много лет Инесса рассказывала дочери: «Я помню, эта фраза показалась мне ужасно обидной, — она била по мне, как хлыстом, и она выковала во мне твёрдое решение никогда не стать самкой — а остаться человеком».
В 17 лет Инесса успешно сдала непростой экзамен на звание домашней учительницы. В 19 лет вышла замуж за Александра Арманда, старше её на несколько лет, которого знала с детства. Владельцы фабрик, домов, земель, Арманды были либеральными хозяевами и интеллигентными людьми. Их дети воспитывались в атмосфере свободы мысли, критики существующей власти.
В конце 19 века в воздухе витали идеи социальной справедливости и неизбежности грядущих перемен. Александр был гласным губернского земского собрания, занимался благотворительностью. А его брат Борис прямо на фабрике Армандов в Пушкино призывали рабочих бороться за свои права. Инесса пришла в ужас от посещения этой фабрики, далеко не худшей по тем временам: духота, гниль на стенах, и здесь же трудятся женщины и дети. Но пока ещё она далека от революционного пути.
В 1890-е годы рождаются трое детей Инессы и Александра — Александр, Федор, Инесса, в 1901 году – дочь Варя. Инесса – счастливая мать и жена, и всё же в душе её нет покоя. В 1894 году, после рождения первого ребёнка, священник не пустил её в церковь: женщина после родов – грязная, и ей нужно прежде очиститься. Инесса разорвала с церковью, хотя по душевному порыву после свадьбы приняла православие.
Уже в 1898 году мировоззрению Инессы соответствовала книга народника П.Л. Лаврова «Исторические письма», призывавшая «энергически бороться за лучшее будущее для миллиардов незаметных особей…». Инесса боролась. Учительствовала в школе для крестьянских детей в Ельдигино, основанной вместе с Александром в 1898 году, в 1900 году стала председателем московского «Общества улучшения участи женщин», созданного для «борьбы с развратом и тесно связанным с ним пьянством», с безграмотностью. Власти отклоняли все инициативы Инессы: бесплатную народную библиотеку, дешевые квартиры для крестьянок, журнал о жизни женщин в разных странах. Проститутки, после жизни в приюте, открытом обществом, возвращались к прежним занятиям. Благотворительные усилия поглощала реальность, в который человек был предметом купли-продажи.
В начале 1900 годов, благодаря сыну Армандов, Владимиру, Инесса познакомилась с марксизмом, который давал огромный заряд вдохновения, надежду на преодоление отчуждения между людьми, порожденного частной собственностью, на всестороннее развитие творческих и духовных возможностей человека. Перестраивался весь её внутренний мир. Она полюбила Владимира, студента, младше себя на 12 лет. Елизавета Драбкина писала: такой любви «чужда мораль общества, которое обрекло на гибель Анну Каренину. Она скрепляется чистым, свободным, бескорыстным чувством». Но Владимира и Инессу не изгоняют из семьи. Дружба Инессы и Александра будет продолжаться долгие годы.
Зимой 1903/1904 годах Инесса с детьми почти на год едет в Швейцарию, где рождается их с Владимиром сын – Андрей. Здесь она читает книгу В.И. Ульянова (Ленина) «Развитие капитализма в России», доказывавшей неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое. В Россию Инесса вернется твёрдой сторонницей большевизма, тайно перенося в вещах нелегальные книги и газеты. Они с Владимиром и детьми переезжают в Москву, где входят в социал-демократическую ячейку, зарабатывают на жизнь уроками.
Инесса была убеждена в том, что любовь не вредит революционной работе. Однако говорила: «Разлад между интересами семейными, личными и интересами общественными является для современного интеллигента самой тяжёлой проблемой, так как сплошь да рядом приходится жертвовать либо тем, либо другим. И как не вырешишь, одинаково тяжело».
В феврале 1905 года Инесса была арестована в ходе поиска полицией эсера Ивана Каляева. Дочь вспоминала: «Я проснулась ночью…и увидела в комнате жандармов, производивших обыск. Они все переворачивали вверх дном, даже детские постели. Мать стояла тут же совершенно спокойная; она улыбнулась мне и сделала знак, чтобы я не плакала».
Месяцы тюремного заключения и разлука с детьми не сломили Инессу. Уже в советское время она будет разъяснять работницам: мать «любит своих детей не тогда, когда она с ними сидит дома, отказываясь от борьбы за их освобождение, а когда она становится борцом…вместе с рабочим разбивает рабские цепи и этим готовит своим детям светлую, свободную, радостную жизнь».
Она будила мысль рабочих, создав несколько ячеек, где учила политической экономии, вела кропотливую работу низового партийного пропагандиста и организатора среди рабочих, железнодорожников. Одновременно училась сама – в Московском университете на юридическом факультете, поскольку для борьбы нужны были знания. В 1908 году за революционную работу Инесса была сослана в Мезень Архангельской губернии. На вокзале её ждали Александр и дети – с букетом полевых цветов, которые будут с ней и в одиночной камере в пересыльной тюрьме в Архангельске. Дочь Инна говорила: «Мать очень любила нас, и только постоянные преследования заставляли её жить в разлуке с нами».
За Инессой последовал Владимир, но вскоре она настоит на его возвращении: болезнь усугублялась в условиях крайнего севера. Инесса давала уроки, работала с книгами, посылала заметки в столичные газеты. Спустя год бежала из ссылки за границу. Через две недели после её приезда, в январе 1909 года, после операции умер Владимир. «Для меня его смерть – непоправимая потеря, так как с ним было связано всё моё личное счастье, а без личного счастья человеку прожить очень трудно», — писала Инесса друзьям.
Она нашла в себе силы продолжать жить и работать. Год упорных занятий – и в 1910 году Инесса закончила Новый Брюссельский университет по курсу социальной экономики и политики, получив ученую степень лиценциата экономических наук (среднее между кандидатом и доктором наук), изучала рабочее движение во Франции и Бельгии.
Знакомство Инессы с Лениным состоялось в 1909 году, в Бельгии или Франции, документальных описаний его нет. В.И. Ленин, друг, товарищ, учитель, умел взять у человека лучшее для работы. Ц.С. Бобровская (Зеликсон), член парижской группы, вспоминала: «Нас постоянно тянуло к Владимиру Ильичу как к естественному центру…». Крупская писала: «Никогда не было у Ленина семейной и кружковой замкнутости», он «страстно привязывался к людям…». В доме Ульяновых было особенно уютно, все наслаждались слаженностью этой семьи.
В 1910-1912 годах все надежды Владимира Ленина и большевиков были устремлены навстречу второй русской революции.В 1910 году Инесса с детьми переезжает в Париж. Горячее отношение к делу, организационный опыт, совершенное знание языков и европейского менталитета ввели её в президиум парижской группы большевиков. Крупская вспоминала: «Мы виделись каждый день. Инесса стала близким нам человеком. Очень любила её и моя старушка-мать…». Весь период эмиграции Инесса будет вести переписку с заграничными группами большевиков, переводить работы Ленина, подбирать для него документы и книги, сопровождать во время международных конференций, вести переговоры от его имени.
Рабочий-большевик Григорий Котов вспоминал: «Казалось, жизни в этом человеке неисчерпаемый источник. Это был горящий костёр революции, и красные перья в её шляпе казались как бы языками этого пламени».
Каменев писал, что в Инессе «невольно приковывала к себе внимание резкая черта сдержанности, в которой, даже при малейшем внимании, легко было рассмотреть внешнюю форму богатой и сложной душевной жизни». Инна Арманд замечала, что мать, «с виду даже несколько замкнутая, в действительности была весьма общительна, внимательна к людям», «была очень хорошим товарищем».
На музыкальных вечерах, которые устраивала Инесса, тяготы эмиграции – безденежье, тоска по родине, отступали, и особенно хотелось жить, любить, бороться. А.С. Гречнев-Чернов, член парижской группы, вспоминал: «Когда она опускала пальцы на клавиши и начинала играть, вы сразу же чувствовали — это настоящий поэт рояля. Так тонко и трепетно ощущались ею дух, стихия, внутренний ритм исполняемого произведения».
Весной 1911 года Инесса организовывала партийную школу в Лонжюмо, в которой занималось 40 рабочих, читала лекции по политической экономии, по истории рабочего движения в Бельгии. Осенью 1912 года партия направляет её в Петербург вместе с Г. Сафаровым готовить предвыборную кампанию в IV-ую Государственную Думу, в которую пройдёт 14 представителей РСДРП. Вскоре последовал арест, после которого Инесса пробыла в тюрьме 8 месяцев, и у неё начался туберкулёзный процесс.
Александр Арманд внес огромную сумму – и Инессу освободили. После недолгого отдыха с детьми осенью 1913 года она бежала за границу, в Краков, где находился большевистский центр. Крупская вспоминала: «мы все, вся наша краковская группа, очень сблизились с Инессой. В ней много было какой-то жизнерадостности и горячности. К Инессе очень привязалась моя мать… Уютнее, веселее становилось, когда приходила Инесса». Подолгу гуляли Ленин, Крупская и Арманд по лугам – по-польски – блоням. Инесса «горячо настаивала на широкой постановке пропаганды среди работниц, на издании в Питере специального женского журнала для работниц».
Вернувшись в Париж, в январе 1914 года, Инесса пишет письмо В.И. Ленину письмо-исповедь, которое так и не отправила: «…Я тогда совсем не была влюблена в тебя, — вспоминала она работу в Париже, — но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль…».
Любовь, преданность Ленину Инесса пронесла через всю жизнь. Доверие и уважение, привязанность Ленина к Арманд были очень велики. Так, в 1914 году Инесса по поручению В.И. Ленина читала за него доклад на заседании Международного социалистического бюро. Когда Инесса, всегда критичная и требовательная к себе, сомневалась в том, что справится с задачей, Владимир Ленин написал ей: «Я уверен, что ты из тех людей, которые растут и крепнут, оказываясь одни на ответственном посту». Слова Ленина «мне хотелось бы тебя поцеловать тысячу раз…», которые недобросовестные исследователи выдают за «признак интимных отношений» с Арманд, были написаны ей как раз перед поездкой и заканчивались так: «…и пожелать тебе успеха» (Разбор подобных искажений, мифов и слухов содержится в книгах Ж.Трофимова, В.Мельниченко, Р. Арманд).
Через журнал «Работница», первый номер которого с большими трудностями вышел в марте 1914 года, большевички помогали работницам «сорганизоваться, стать сознательнее, вести рука об руку с товарищами мужчинами великую общепролетарскую борьбу за лучшее будущее». Когда в начале Первой Мировой войны власти уже закрыли журнал, Инесса писала обращение редакции «Работницы» к женщинам-социалисткам о необходимости вовлечения работниц «в борьбу против всякого явления шовинизма, …национальных блоков», прервавших международные связи социалистов. Работницы должны были «противопоставить знамени национализма знамя социализма».
В Первую Мировую войну сыновья Инессы были на фронте. «Война создает положительно невыносимую атмосферу! А ведь я ещё из более счастливых матерей, которые никого не потеряли…», — признавалась дочери в конце 1916 года. «И все-таки я часто плачу. Уж очень тяжелые времена приходится нам всем сейчас переживать…». В эти тяжёлые годы, вспоминала Крупская, «Инесса особенно много сделала для распространения большевистских, интернационалистких идей в международном масштабе». В 1915 году Инесса представляла большевиков на пяти международных конференциях. Морис Терез признавал, что во многом благодаря Инессе идеи интернационализма проникли в ряды рабочих и молодёжи Франции (В 1920 году, когда ушла из жизни Инесса, были образованы коммунистические партии в Бельгии и Франции).
В феврале 1917 года рабочие и работницы России восстали против войны, бессмысленной, ужасной бойни, на которой наживались капиталисты. Весной 1917 года большевики возвращаются через погруженную в войну Европу в Петроград. Вопреки известной версии, Арманд и Ульяновы находились в разных купе. Большевику Д. Сулиашвили, который как раз ехал с ними в одном купе, запомнилась Арманд, заходившая в купе перед отправкой поезда, а также Владимир Ленин, занимавший верхнюю полку, погруженный в изучение газет.
Первые месяцы после февральской революции Инесса на митингах, в статьях, защищает курс на немедленную социалистическую революцию. В июне 1917-го большевики (и в их числе Инесса) были избраны гласными в Московскую городскую Думу. В эти дни, когда В.И. Ленина и большевиков окружили «самой грязной, низкой и бесстыдной клеветой» выходит статья Инессы в защиту лидера большевиков. В конце были слова: «Правда и жизнь за нас, и победим всё-таки мы».
Осенью 1917 года младшему сыну Инессу угрожал туберкулез. Она увезла Андрея из Москвы, вернулась уже в разгар октябрьских боев. Воплощению идеи Октября, мечты о коммунизме в жизнь, в быт, в дела будет посвящена работа Инессы.
С конца зимы 1918 года по август 1919 года Инесса была председателем Московского губернского совета народного хозяйства. Под её руководством была успешно проведена работа, необходимая для восстановления промышленности в губернии: обследование производства, учет, регуляция снабжения и финансирования в губернии. Коммунист М. А. Икан вспоминал: в «непривычной роли красного хозяйственника товарищ Инесса очень быстро стала авторитетнейшим работником». Инесса постоянно была с массами, выезжала на места, лично изучала ситуацию на фабриках, заводах.
Жила Инесса с дочерью Варей в тесной комнате. Жалованья хватало только на паек, который полагался по карточкам – фунт хлеба, перловка, селедка или вобла, спички и керосин. До революции любившая нарядиться, Инесса одевала простые платья, считая покупку дамских туалетов неразумной тратой народных денег. Дочь Инна вспоминала, что мать «возвращалась домой поздно, до последней степени усталая, но всегда полная энергии».
В мае – начале июня, когда в Советскую страну началась интервенция, Инесса готовила партийные кадры, способные руководить на местах в этой тяжелейшей ситуации. Московская губернская партшкола, организованная Инессой весной 1918 года, стала «предшественницей и зачинательницей системы партийно-советского просвещения». В августе 1918 года Инесса руководила в Москве группой французских интернационалистов. Издавали брошюры, листовки, газету «Третий Интернационал» для распространения среди войск интервентов.
Мировая обстановка требовала, чтобы работницы могли заменить рабочих на руководящих должностях, работать на фронте и в тылу. В мае 1918 года не было ещё никакой работы среди женского пролетариата, и на первой конференции работниц их было менее 200. Благодаря развернутой Инессой и другим большевичкам работе, в газетах, на митингах, собраниях, на Всероссийский женский съезд в ноябре 1918 года прибыло более 1147 работниц.
На съезде Инесса выступила с докладом о возможностях, которые дала революция для переустройства быта. Предложения об организации кухонь, столовых, прачечных казались тогда женщинам фантастическими, а разговор о создании ясель и детских садов у некоторых делегаток вызвал бурный протест: «Своих не отдадим!» Делегатка Е. Коган-Писманик вспоминала Инессу на съезде: «Худенькая, тихая, она зябко куталась в серый платок, прикрывающий её плечи. Волосы закручены на затылке узлом, большие проницательные и добрые глаза её заглядывали прямо в душу. Неутомимая революционерка, она постоянно была окружена делегатками и отвечала на их многочисленные вопросы».
Много сил приложила Инесса,чтобы разрушить представление о том, что работница не может идти в партию, потому что у неё семья и дети. В годы Гражданской войны доносила до женщин: «красный тыл должен соединиться с красным фронтом», «Все в Красную Армию и всё для Красной Армии»! «Каждая работница должна почувствовать себя гражданкой, для которой даже в самых мелких случаях своя хата не может быть с краю, когда дело касается торжества революции». Десятки, если не сотни статей Инессы обращены к работницам. В 1919 году она написала популярную брошюру: «Как я стала защитницей советской власти». Писала даже пьесу «Деникинцы» «чёрными и красными чернилами на четвертушках листа, с обеих сторон».
В феврале 1919 года Инессу направляют в ответственную командировку во Францию в качестве члена миссии Всероссийского Общества Красного Креста. Между советским и французским правительством была достигнута договоренность о том, что миссия заберет на родину солдат русского экспедиционного корпуса, оставшихся во Франции после окончания Первой мировой войны. Из них готовили врагов Советов, несогласных держали в лагерях. Вскоре мир узнал о совершившемся обмане: прибывшую миссию в составе И.Ф. Арманд, Д. З. Мануильского и Я. Х. Давтяна заключили под домашний арест. И всё же миссии удалось вывезти из Франции тысячу русских солдат.
В августе 1919 года Инесса утверждена заведующей Женского отдела ЦК РКП (б). Большевичка Е. Д. Стасова вспоминала, что для заведующей Женотделом «не существовало мелочей, работы рядовой и ответственной…». И сама Инесса была «олицетворением скромности, всякая рисовка и тщеславие были глубоко чужды её чистой, как хрусталь, душе…По-ленински принципиальная, прямая, порой резкая, но добрая, Инесса пользовалась большой любовью и уважением среди работниц».
Работа Инессы основывалась на глубоких знаниях – ещё в эмиграции она начала писать докторскую диссертацию о женском движении, вопросах семьи и брака. Сейчас ей были созданы новые формы работы – делегатские собрания. При активном участии делегаток советская власть, несмотря на разруху, на беспрерывные нападения белогвардейцев, заботилась об охране материнства и детства, расширяла область социального обеспечения. Делегатки становились членами партии, сами начинали работать в Советах.
Время было трудное, в обстановке разрухи и войны распространялись болезни: «сыпняк, инфлуэнца, испанка, холера». В феврале 1920 года у Инессы было воспаление легких, она пыталась переносить болезнь на ногах. Ленин писал ей: «Выходить с 38 (и до 39)- это прямое сумасшествие! Настоятельно прошу Вас не выходить и дочерям сказать от меня, что я прошу их следить и не выпускать Вас». В квартире на Манежной площади, выделенной Инессе, не было отопления, не работал телефон.
Едва оправившись от болезни, Инесса занялась организацией Международной конференции коммунисток, где была «и главным докладчиком, и оппонентом, и переводчиком, и дипломатом, и гидом». К концу конференции Инесса, по свидетельству Крупской, «еле держалась на ногах. Даже её энергии не хватило на ту колоссальную работу, которую ей пришлось провести». В то время планировалась поездка Инессы во Францию, нагрузка международной работой, в Коминтерне. Но было очевидно, что ей необходим отдых. Хворал сын Андрей. Для лечения болезни легких доктор посоветовал климат Кисловодска.
22 августа Инесса с Андреем прибыли в Кисловодск. В городе была разруха, неорганизованность. Власть была взята совсем недавно. Рядом, в горах, бесчинствовали банды белогвардейцев. По ночам проводились тревоги, коммунистов снабжали винтовками, разбивали на отряды и посылали вышибать врага.
Полина Виноградская вспоминала, что Инесса «прибыла настолько утомленной, истощенной и нервной, что ей тяжело было видеть людей. Она избегала встреч, ее раздражал говор, смех; она всё больше старалась уходить далеко в горы».
Что происходило в душе Инесса в те дни, говорит дневник, который она вела в Кисловодске. В одной из первых записей слова: «… Горячее чувство осталось только к детям и В.И. Во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В.И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которым оно раньше было так богато. …А сейчас иссякает и горячее отношение к делу. …и это ужасно! В особенности теперь, когда жизнь так и клокочет вокруг».
Первое время Инесса целыми днями спала, постепенно её состояние менялось: «..мне надоело уже бездействие, но внутренняя мертвенность осталась». Мучил страх за детей, уже взрослых, их жизни в трудное, грозовое время.Признавалась себе: «Я…совсем не похожа на римскую матрону, которая легко жертвует своими детьми в интересах республики. …Я не могу удерживать их от опасности – не имею права их удерживать. Но страдаю от этого и боюсь за них бесконечно».
В одной из последних записей: «…в моей жизни любовь занимает и сейчас большое место, заставляет меня тяжело страдать, занимает значительно мои мысли. Но всё же я ни минуты не перестаю сознавать, что как бы мне не было больно, любовь, личные привязанности – ничто по сравнению с нуждами борьбы…»
Инесса, как и её соратники, была живым человеком, с богатым и сложным внутренним миром, с высокой требовательностью к себе, с внутренними конфликтами, естественными в то время, когда сам мир перестраивался, менялся до основания.
Здесь, в Кисловодске, Инесса последний раз играла на фортепиано. «Мы очень долго её упрашивали, — вспоминала Полина Виноградская. — Она упорно не соглашалась… Наконец села к роялю и стала играть нам Шопена, Листа и других классиков. Полились дивные звуки, и все мы сидели как зачарованные….»
В середине сентября 1920 года Кисловодск стали окружать белогвардейцы, завязались бои. Когда у многих началась паника, Инесса вела себя спокойно, просила эвакуировать сначала всех женщин и детей, но вынуждена была подчиниться приказу и о своей немедленной эвакуации. Так как после трех недель отдыха Инесса и Андрей недостаточно поправились, решили не возвращаться в Москву, а направиться с отдыхающими в Нальчик.
В дороге случались перестрелки, поезд подолгу стоял на станциях, страшно загрязненных и забитых людьми, негде было помыть руки, еду, что попадалась. Прибыв в Нальчик, участвовали в собрании местных коммунистов. Вспоминали, что «Инесса затронула вопрос о вышедшей тогда брошюре Владимира Ильича «Детская болезнь левизны в коммунизме», говорила долго и восторженно». В эту же ночь ей стало плохо. Два дня продолжалась борьба за жизнь. 24 сентября в Ленину в Москву пришла телеграмма: «Заболевшую холериной товарища Инессу Арманд спасти не удалось…»
В октябре 1920 года, когда ушла Инесса, отдел работниц опубликовал в газетах «Обращение к работницам Москвы»: «Пусть будет жива о ней память среди тех, кто теперь среди голода и разрухи идёт упорным трудом к светлой жизни». Семена, посеянные Инессой, горячей большевичкой, в сердцах работниц, дали свои всходы. Между работой Инессы и героизмом советских женщин, самоотверженно работающих в тылу, уходящих на фронт в Великую Отечественную войну, глубокая связь.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.