Проф. д.ф.н. Орлин Загоров
Болгария
Сегодня исключительно важно осознать тот факт, что Победой, завоеванной 75 лет назад, подтверждается законность первой в мировой истории успешной социалистической революции, которая 100 лет назад ознаменовала закат одной эпохи и наступление новой, и что эта победа была завоевана во имя вечных стремлений к торжеству благоразумия, единственно способного установить новую цивилизацию. В ней благоразумие берет верх над безумием; любовь − над злобой; свобода − над насилием, созидательное соревнование − над коррумпирующей конкуренцией; солидарность и сострадание − над мерзостью; общее благоденствие − над жаждой личного процветания определенного меньшинства за счет тысяч и миллионов обездоленных. Как раз в этом и заключается глубокий смысл идеи о новой гуманистической цивилизации, о новой духовности и новой нравственной философии, отстаивающей счастье большинства как единственный и безусловный критерий прогресса.
Объявленный мировой олигархией после войны в Ираке “новый мировой порядокˮ не имеет другой цели, кроме как навязать народам индустриальную цивилизацию в ее капиталистической версии, поднимающей в культ преследование материального благополучия меньшинства, сосредоточившего в своих руках 80% мирового богатства. Зависимость от возрастающих пороков плоти ведет к глубокому духовному кризису, который постепенно ускоряется и углубляется, чтобы привести к полному опустошению внутреннего мира современного человека, который ни перед чем не останавливается, чтобы удовлетворить свою неразумную зависимость, опустошая таким образом себя и мир. Разум все еще не осознает, что это опаснее десятков пандемий, поразивших человечество в отдаленные и близкие времена. Апологеты порочной цивилизации цинично пытаются внушить человечеству, что нет альтернативы этой цивилизации. Но правда и то, что здравый разум постоянно напоминает нам, что история человечества − это история борьбы справедливости с несправедливостью, свободы с насилием и рабством, гуманизма с безчеловечностью, бедности миллионов с богатством ничтожного меньшинства, правды с неправдой. Это меньшинство готово пожертвовать всеми остальными формами жизни для того, чтобы сократить население планеты до того “золотого миллиардаˮ, в который входят как раз это меньшинство и разложившаяся до самой низкой степени морального разложения так называемая интеллигенция, которая обслуживает его, разделяя с ним скромные крохи приобретенного бесчестным путем богатства.
Альтернативой этой социальной остроконечной пирамиде является гуманистическая цивилизация, основанная на вкорне различающейся глобальной этике, самое яркое выражение которой − идея социальной справедливости, чей основной признак это высокая духовность, а справедливость − ее основополагающая ценность, превратившаяся в глобальную добродетель. Она и есть визия того состояния духа, к которому мы стремимся, чтобы оставить за собой мир, который лучше, богаче, красивее того, что мы застали и в котором мы живем. Это и есть главная цель эволюции человека. Придется, прежде всего, сменить технико-технологическую и потребительскую парадигму, доминирующую до сих пор в индустриальной цивилизации, культурно-нравственным и духовно-идеологическим императивом. В социально-экономическом плане это означает осуществить переход от техногенной, в том числе и информационной, цивилизации к антропогенной (человеческой, облагороженной, одухотворенной, гуманистической), для которой высшая ценность и конечная цель прогресса это человек и его гармоническое развитие.
Правда об иррациональной сущности капитализма видна в бесчисленном количестве фактов. Некоторые из них стали известными еще во времена Шарля Фурье. Достаточно рассмотреть их с точки зрения здравого смысла. Мир, в котором мы сегодня живем, покорен посредственностью и профанацией, а носители их живут в нем с арогантным самочувствием, ведущим к систематическому духовному одурению и обнищанию тысяч и миллионов людей в мире. Причина всего этого − порочная индустриальная цивилизация. Глубокий всеобщий кризис, который переживает современное человечесто, коренится в нарушенном единстве культуры и цивилизации. Это показывает, что в основе глобального кризиса коррумпированного духа лежит отсутствие адекватной экзистенциальной культуры. С течением времени это превращается в опасный дефицит инстинкта самосохранения современного человечества, которое постепенно теряет волю к сопротивлению инерции самоуничтожения, смиряясь с вечным страхом приговора, который выносит над самим себя.
Обобщая, мы неизбежно приходим к выводу, что современная технологическая цивилизация не способна поддерживать постоянное человеческое стремление к богатому смыслу жизни. Она скрывается за заманчивыми технологиями индустриальной революции, удаляясь от человеческой сути и превращаясь в разрушительную силу, угрожающую самим основам жизни путем углубления экологического кризиса в глобальном масштабе, как яркого выражения бездуховности и агрессивности в мире, в котором богатства и ключ к ядерному апокалипсису находятся в руках ничтожного коррумпированного меньшинства. Загрязненная внешняя среда является результатом внутренней духовной пустоты. Уже совсем очевидно то, что современная цивилизация находится в тотальном кризисе и внутреннем опустошении, причиненных отсутствием гуманистической цели. Человечество вовлечено в инерцию технологических инноваций, впадая в состояние непонимания того, в чем оно участвует; оно роботизируется и наконец, доводит себя до состояния десапиенизации гомо сапиенса. Некоторые исследователи приходят к грустному заключению, что еще к концу этого века гомо сапиенс может исчезнуть с лица Земли.
Вот почему 75 лет спустя Победы над гитлеристской Германией как ядра смертельной заразы, поддерживаемой мировой олигархией, человечество больше не имеет времени на ошибки. Оно стоит перед безальтернативным императивом: следовать урокам Великой Отечественной войны, объявленной СССР для защиты достижений произошедшей 100 лет назад Великой Октябрьской социалистической революции: положить конец насилию и безмерной эксплуатации природы и ее ресурсов, ограблению плодов чужого труда, безумному использованию плодов человеческого разума, чтобы восторжествовало вечное искушение свободного выбора человеческого духа. Это должно случиться, раз мы стоим сегодня перед дверью нового мирового порядка. Если мы углубимся в анализ таким образом сформулированной проблемы, прежде всего, должны найти объяснение парадоксу, выражающемуся в том, что нейтрализовав зло в его гнезде, Красная армия пошла освобождать свои братья славяне, потому что они все еще оставались в плену нацистских палачей, готовивших их физическое уничтожение, наряду с евреями, цыганами и коммунистами, с целью установления нового мирового порядка, в котором должны были первенствовать богоизбранные народы во главе с германской белой расой. Почти все эти славянские народы сегодня перешли в лагерь своих вчерашних палачей, а к своему освободителю относятся с враждебностью, чтобы нравиться своим подлинным врагам. По сути дела мы, что сегодня собрались, чтобы выразить свое преклонение перед памятью миллионов жертв, павших в неравной битве, целью которой было помешать осуществлению адских планов маниакальной гитлеровской банды, обязаны не допустить ничем не оправданной слабости наших предков. Мы не должны забывать, что эта слабость является результатом порочной капиталистической цивилизации: будучи ее жертвой, человек все еще не выполнил своей роли, он медленно осознает свои новые ответственности. Он пока еще остается в плену и пассивно созерцает свою же стихию разрушения. В нем все еще не запустились силы противостояния этой стихии. Чтобы запустить эти силы, нужны новый гуманизм, новое мышление, новый нравственный настрой, имеющие смысл философии созидания и устойчивой экзистенциальной культуры. Но это, со своей стороны, предусматривает сознание глобальности, преданность справедливости и отвращение к насилию. В этой новой философии находит свою метафизическую обосновку и новая цивилизация. Поэтому ядро нового гуманизма и его сущность следует искать в душе человека как атрибута непрерывности жизни. Ключ к этой истине скрыт в человеке. Он является источником всех проблем; он является объектом наших интересов и забот; он является началом и концом всех надежд.
Существуют серьезные основания для оптимистического предположения, что после бесчисленных проявлений неразумности, сегодня человечество ищет решения, адекватного его разуму. Поворот в ориентации философского мышления наступил, когда человечество осознало необходимость выработки совершенно нового метода мышления. По необходимости утверждается и постулат, что человек − самое уникальное и изумительное творение природы и истории, что его будущее − бесконечное и прекрасное. Духовная эволюция только-что начинается. Известно, что люди используют только часть капацитета своего мозга. Это путешествие, которое только-что начинается. Исторический этап из миллионов лет, через который человечество прошло до сих пор, был лишь подготовкой к подлинному расцвету человеческой сущности.
В конце концов, человек выжил, стремясь к будущему самыми передовыми средствами, которыми располагал, но мысли, чувства, политика и институции застыли в прошлом, которого уже не существует, но человек, думая, продолжает использовать его категории и принципы.
Однако эти ощущения и рождают идею новой цивилизации. В качестве ее прочного знака утверждается идея устойчивого развития, предусматривающего изменение цивилизационной модели, господствующей на Земле. На практике это означает переоценить разумность человеческих решений и действий; гарантировать экологическую безопасность; обеспечить новые измерения проблемы адаптации; найти новые механизмы решения демографической проблемы, новую парадигму революций в жизни человечества, новые формулы духовной эволюции человека.
Идея новой цивилизации все более убеждает нас в том, что ее возникновение есть результат возрастающей актуальности целого ряда проблем, часть которых первоначально связана с экологическим кризисом современного мира. Началом глобальной озабоченности последствиями этого кризиса считается первая Международная конференция по проблемам окружающей человека среды, прошедшая в Стокгольме в 1972 году. Двадцать лет спустя, в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Конференция ООН по устойчивому развитию обобщила все это как “Будущее, которого мы хотимˮ. Но она так и не указала на корни этой универсальной парадигмы в Евразии, где с древных времен она занимает центральное место в непреходящей восточной мудрости. Знакомство новых поколений с ней может помочь процессу их приобщения к евразийской мечте, которая все более властно поднимается как знамя нового мира.
Европа и Азия − это единое целое на земной суше. В отличие от других континентов, их не разделяют океаны. Их разделяет гора Урал. Имея это в виду, Арнольд Тойнби писал: “Противопоставление Европы и Азии − одно из менее всего полезных наследств, которые современный Запад наследил от эллинского мира. Существует бесспорная географическая реальность, которую мы называем Евразиейˮ. Все яснее проявляется тенденция превращения Евразии в уравновешивающий, гармонизирующий и стабилизирующий геополитический полюс, который может нейтрализовать стремления евроатлантической олигархии к мировому господству. Накоплены также данные о наличии базисной индоевропейской личности в качестве основы единой евразийской цивилизационной идентичности. Ядро этой уникальной духовной реальности сформировалось в результате тысячелетнего сожительства десятков народов и устойчивого синтеза восточной мудрости и славянской духовности. Следовательно, евразийская идея не очередная политическая мимикрия, а глубинная стратегия, подпитываемая гуманистическими позывами здравого разума. Запад должен преодолеть свои страхи того, что в евразийском пространстве роль “Третьего Римаˮ после Византии всегда играла Россия. Поэтому специфика евразийского пространства в большой степени определяется Россией. В контексте этой точки зрения евразийская идея все более превращается в специфическую цивилизационную парадигму, нуждающуюся в углубленных разработках в историческом, политическом, экономическом, философском и культурологическом плане.
В своей глубокой сути евразийская идея и славянская духовностя имеют общие корни. Слаянская духовность является устойчивой составной частью европейской духовной идентичности. Они имеют общую генетическую основу. Корни их следует искать в древней культуре, ее распространении в Европе и проникновении в Византию, в европейском Возрождении, а затем и в Просвещении. На этой основе формируются евразийская мечта и специфическая славянская духовность. Этот синтез определяет современные тенденции в развитии европейской духовной идентичности.
Сложность описанного исторического процесса ставит перед всеми странами Старого континента от Атлантики до Урала и Древнего Востока трудную дилемму с единственной альтернативой – сделать цивилизационный выбор, основанный на новом синтезе Востока и Запада, на гармоническом сочетании созидательной энергии и способности к одухотворению результатов своей деятельности. Это привилегия, которой эволюция одарила разум. На фоне этого сложного и продолжительного процесса, названного эволюцией, выделяется стремление народов к выбору в пользу гуманистической цивилизации. Этот выбор − антипод современной испорченной цивилизации.
Изменение экзистенциальний парадигмы относительно смысла человеческой жизни является объективным основанием рассматривать евразийский проект как закономерный переход к новой цивилизационной модели. Сегодня мы являемся свидетелями превращения благоразумия в доминирующую цивилизационную парадигму. Особенно важно осознать значение неизбежного синтеза восточной мудрости и славянской духовности с учетом возростающей роли целостного евразийского цивилизационного процесса. Это и есть важнейший урок процесса мобилизации мирового разума для отпора смертельной пандемии Covid-19. Она подсказывает испытывающему экзистенциальный дефицит здравому мировому разуму, что уже истекло время философии, согласно которой каждый человек должен бороться против всех остальных во имя своего выживания и благоденствия. Чтобы понять иррациональную суть этой философской формулы, достаточно не разрешить силам сатаносферы сквернить поданную для помощи руку и не забывать о чудовищных конспирациях и безумных войнах, которые они затевают и ведут против человечества.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Великолепная публикация, посвященная, пожалуй, главной на сегодня теме десапиенизации, как выражается автор или расчеловечиванию, в просторечии. Великолепно описано, что надо и не сказано, как это делать. Не сказано, к сожалению, о диамате, как основе законов движения материи, об истмате, о его саязи с технологическими
укладами и научно техническими революциями. А ведь именно они определяют общественное бытие человечества и, следовательно, его общественное сознание. Поэтому истмат и требует коррекции, как связанный лишь с одним из видов материи, в отличие от незыблемого диамата, определяющего законы движения материи в целом. В рамках такой философской концепции, определяемой, как всесильное учение, и удается рассмотреть, используя законы движения материи в целом, возможность движения человечества по пути устойчивого развития. До какого этапа, покажет время. Но это уже задача будущих поколений. А возможностей исчезнуть с лица планеты у человечества более, чем достаточно.
Прекрасное описание борьбы ego vs alter, снова упирается в утопический коммунизм Кампанеллы. Да, нужна замена технико-технологической парадигмы духовно-идеологическим императивом, но как это осуществить. На это должен ответить диамат в рамках расширенного и откорректированного истмата. И всесильное учение указывает возможный путь этой замены, опирающийся на незыблемые законы движения материи. Конгениально. Спасибо за потрясающе глубокую и актуальную публикацию.