В воскресенье, 31 мая, состоялся организованный Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель» онлайн-митинг, посвящённый окончанию учебного года, а также злободневным проблемам образования, которые связаны в том числе с переходом на дистанционное обучение из-за начавшейся в марте в нашей стране эпидемии коронавируса.
КАК ОТМЕЧАЮТ в профсоюзе «Учитель», два месяца удалённого обучения стали серьёзным испытанием как для учителей, так и для школьников. В связи с вынужденным внезапным переходом на новый формат работы у педагогов значительно выросла нагрузка, что при выплате зарплаты в квитках своего отражения не нашло. К тому же за время работы из дома у педагогов значительно возросли расходы на оплату электроэнергии и интернета. И опять же — всё это осталось без каких-либо компенсаций. Мало того, у ряда учителей зарплата даже уменьшилась! В особенно уязвимом положении оказались педагоги дополнительного образования, чья зарплата частично формируется из денег, внесённых родителями обучающихся.
Активисты профсоюза сообщают, что бюрократическая нагрузка, связанная с разного рода отчётами, у учителей увеличилась. По некоторым данным, в ряде регионов будут урезаны расходы на образование. Всё это побудило организовать онлайн-митинг, в ходе которого учителя из разных регионов страны — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Камчатского края и других — высказались о волнующих их проблемах.
В профсоюзе «Учитель» отмечают необходимость компенсации затрат, связанных с дистанционной работой в марте — июне 2020 года, и оплаты дополнительных часов занятий в новом учебном году, ведь при такой форме обучения не все школьники могут успешно освоить программу, а это значит, что педагогам с ребятами придётся дополнительно заниматься. И очень важно уже сегодня заявить о необходимости оплаты такой нагрузки, чтобы она не превратилась в бесплатную.
Первым на онлайн-митинге выступил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он подчеркнул, что завершившийся учебный год по понятным причинам был очень тяжёлым для всего преподавательского сообщества, кроме того, увеличилось количество нарушений трудовых прав.
— Сначала многие педагоги столкнулись с тем, что администрации учебных заведений отказывались переводить их на удалённую работу, — рассказал В. Луховицкий. — Люди вынуждены были рисковать здоровьем, добираясь до школ, и проводить занятия из пустых кабинетов. Среди проблем также отказ заключать с работниками дополнительные соглашения, отсутствие компенсаций учителям за дополнительную нагрузку. Педагоги дополнительного образования, например, работающие в детских школах искусств, вынуждены изощряться, чтобы проводить уроки с ребятами дистанционно. Им не дали возможности заниматься, допустим, методической или подобной работой, не связанной с проведением занятий, что в этой ситуации было бы логичнее всего. Педагоги жалуются, что эти уроки просто превращаются в имитацию деятельности. Легче всего дать почувствовать педагогу, что он некомпетентен, чем разбираться с кучей возникающих вопросов.
Власть и администрации учебных заведений воспользовались тем, что учителя в связи с возникшей ситуацией с распространением инфекции оказались разобщены. Им показалось, что на педагогов легче давить поодиночке. Например, члену нашего профсоюза, работавшей во Дворце творчества детей и молодёжи на Миусах, Ларисе Хибовской уже больше полугода администрация не выдаёт дубликат трудовой книжки. Сегодня они так объясняют: мол, во дворце никого нет и некому поставить печать. История же такова. В конце октября 2018-го Л. Хибовская была незаконно уволена, но спустя время по решению суда восстановлена на работе. Когда она решила впоследствии уволиться по собственному желанию, администрация отказалась выдать ей дубликат трудовой книжки и исправить запись с увольнением «по статье». Несмотря на решение суда и на то, что Л. Хибовская не собирается возвращаться на работу во дворец, администрация не оставляет попыток признать её увольнение «по статье» законным.
В московской школе № 1550, где активно действует ячейка нашего профсоюза, под шумок уволили председателя профкома нашего профсоюза, продолжается давление на других педагогов. Работодатели прикрываются эпидемией, «взывают к совести», мол, всем сейчас тяжело, надеются, что поодиночке учителя не будут выступать, требовать соблюдения трудовых прав. Но этого не произойдёт, мы не будем терпеть откровенный произвол, который прикрывается красивыми словами. Мы должны постоянно напоминать власти о своём существовании, профсоюз продолжит проводить онлайн-встречи, обсуждение проблем педагогов и поднимать актуальные вопросы перед чиновниками.
Вместе мы добьёмся успеха. Уже есть первые результаты, например, профсоюз первым поставил вопрос об отмене ОГЭ в девятых классах, о переводе учителей на дистанционную работу, мы требовали заключения с педагогами дополнительных соглашений.
Педагоги должны быть готовы к тяжёлому началу нового учебного года. В Санкт-Петербурге в районах уже раздаются указания о подготовке к сокращению кадров. Уже сейчас в Москве директорам сообщают, что расходы на допобразование будут сокращены. Прикрывать всё это беззаконие власти, думается, будут кризисом, вызванным коронавирусом.
Мы должны активно препятствовать сокращению расходов на образование и не допустить того, чтобы за счёт учителей решались экономические проблемы. Мы будем продолжать требовать, чтобы учительская ставка оплачивалась в размере не меньше, чем два МРОТ по стране, а также отмены новой системы оплаты труда.
Далее выступили педагоги, члены профсоюза из разных уголков нашей страны. Они рассказали на личном примере, с чем им пришлось столкнуться в процессе дистанционного обучения.
Учитель истории и обществознания Марина Шарова из г. Реж Свердловской области отметила, что педагоги сегодня находятся в авангарде событий, они быстро перестроились на дистанционное обучение, хотя, возможно, не все были готовы к этому.
— Учителя приложили неимоверные усилия, чтобы освоить новые программы и методики в изменившихся условиях, — сказала М. Шарова. — Но вместо поддержки государство от нас опять отвернулось. Мало того! Получается, что нам самим приходится платить за то, чтобы иметь возможность работать: увеличенные счета за электроэнергию и интернет никто не отменял, а это нагрузка на бюджеты семей, особенно в регионах, где и так небольшие зарплаты. Так почему чиновники не могут решить даже вопрос выплаты компенсаций? Мы должны объединяться, только в единстве наша сила, только совместными усилиями мы заставим чиновников с нами считаться.
Следующей выступила Юлия Корнилова, преподающая в столичной Лингвистической экономической школе-лицее, где 22 мая была создана первичка профсоюза «Учитель».
— Толчком к созданию профсоюзной организации в школе стал переход на дистанционное обучение, когда обострился ряд старых проблем, — рассказывает Ю. Корнилова. — Ученикам объявили о переходе на дистанционное обучение 16 марта, но никак не разъяснили порядок работы преподавателей, не было издано никаких приказов, распоряжений и т.д. Не сообщили даже о том, что зарплата будет снижена, мы узнали это только по факту. Часть педагогов не была обеспечена работой, а руководство заявляет, что они «ничего не делают». А раз так, то, видимо, и платить им не нужно. Хотя это незаконно: в подобных случаях работодатель обязан оформить простой. У нас же ничего этого сделано не было.
На данный момент руководство учебного заведения имеет задолженность по зарплате перед частью сотрудников, добиваться этих выплат намерено наше первичное отделение.
Кроме того, администрация не выдаёт работникам копии трудовых соглашений и расчётных листков по зарплате. Участились случаи принуждения педагогов к отпуску за свой счёт практически на 4 месяца (с марта по июнь), к заключению срочных трудовых договоров, что является незаконным. Мы будем добиваться конструктивного диалога с администрацией по всем этим вопросам.
Джамиля Кряжева, учитель географии из Красногорска Московской области, отметила важность проявления солидарности педагогов и призвала вступать в профсоюз «Учитель», чтобы совместно бороться за соблюдение трудовых прав в школах. По её словам, она неоднократно сталкивалась с нарушениями трудового законодательства, в частности, последней каплей стало принуждение администрацией школы к занятиям с отстающими учащимися, которые не оплачивались. В итоге в нашей школе, говорит Д. Кряжева, была создана первичка, и данный вопрос был урегулирован. С помощью профсоюза решены и другие проблемы, с которыми в одиночку вряд ли удалось бы справиться.
Учитель начальных классов из Петропавловска-Камчатского Юлия Руденко рассказала о том, как в её школе была организована первичка профсоюза «Учитель», и об успехах, каких удалось добиться почти за год её существования. Среди вопросов, которыми пришлось заниматься в первую очередь, — внезапное снижение заработной платы, несправедливость распределения стимулирующих выплат.
Учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга, председатель территориальной организации профсоюза «Учитель» Александр Кондрашёв заявил, что многие проблемы, с которыми педагоги обращаются в профсоюз, можно решить «на месте», объединившись с коллегами в своей школе. На одного человека легче надавить, сила — в сплочении.
Чиновники следят за нашей деятельностью, подчеркнул он, и вынуждены реагировать на наши выступления. А если численность профсоюза увеличится в разы, решать проблемы станет гораздо проще.
В митинге также приняли участие преподаватель Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства, региональный координатор профсоюза «Учитель» в Иркутской области Юрий Раддац и представитель профсоюза «Учитель» от дошкольного отделения школы №1550 Москвы Светлана Иванникова.
Все выступавшие на онлайн-митинге призвали следящих за трансляцией не бояться действовать, присоединяться к профсоюзу «Учитель», ведь единство и сплочённость решают многое.
Алёна ЕРКИНА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.