На старте 2020 года нарастающие кризисные процессы в России значительно обострились из-за вовлечения страны в пандемию новой коронавирусной инфекции, отличающейся высокой контагиозностью и отсутствием в распоряжении врачей специфических средств лечения и профилактики.
По данным на 2 июня 2020 года, число случаев заражения коронавирусом в России достигло 423741, жертвами инфекции стали 5037 человек. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Москве, где эти показатели за указанный период составили, соответственно, 185374 человек и 2624 человека.
По заключению специалистов, одной из причин быстрой оккупации России коронавирусом явились благоприятные для пандемии условия, связанные с недостаточностью у большинства граждан ресурсов здоровья, необходимых для эффективного сопротивления инфекции. Пусковой механизм такой связи легко срабатывает в условиях застойной бедности, неполноценного питания, изматывающего нервного напряжения, например, у безработных и в малообеспеченных семьях.
В Российской Федерации основной социально-демографической группой, подверженной заражению коронавирусом, являются люди трудоспособного возраста (моложе 65 лет), что можно объяснить патогенным воздействием рыночных трудовых отношений в капиталистическом обществе.
В значительной мере, разворачивающаяся трагедия пандемии в России является следствием многолетнего периода разрушительных действий капиталистической власти в отношении унаследованной от СССР передовой системы государственного здравоохранения. В постсоветский период была упразднена Российская академия медицинских наук, полным ходом, в ущерб интересам большинства граждан, идет коммерциализация медицинской практики. Здравоохранение отягощено недостаточным финансированием, необоснованной ликвидацией значительного числа медицинских организаций.
В период, предшествовавший пандемии коронавируса, наряду с ранее искусственно созданным, под предлогом «оптимизации», дефицитом коек для инфекционных больных, резко обострилась проблема кадрового обеспечения стационаров, в т.ч. врачами-пульмонологами, столь востребованными для лечения больных коронавирусной инфекцией. По имеющимся данным за 2017 год, численность специалистов такого профиля на всю страну составляла всего две тысячи человек, что в десять и более раз меньше, чем в европейских странах. На сегодняшний день эта задача остаётся нерешённой.
Следует подчеркнуть, что «оптимизация» здравоохранения (а, по сути, – ликвидация системы доступной бесплатной медпомощи) осуществляется властью, в первую очередь, для того, чтобы напрочь выскрести из медицины её изначально высокую моральную сущность, несовместимую с насильно навязываемыми России жестокимикапиталистическими рыночнымиотношениями, ибо сохранение природного единства морали и медицины неминуемо приводит общество к укреплениюсоциалистического мировоззрения в массовом сознании народа.
С учётом тяжёлых испытаний, которым под гнётом коронавируса подвергаются в настоящее время все жители Москвы, в особенно тревожном свете предстают коммерческие планы расширения в столице международного «медицинского туризма». Осуществление руководителями города таких планов чревато значительно возрастающим риском завоза в Россию «иностранных» инфекций. Кроме того, поскольку медицинские услуги приезжим иностранцам оказываются за деньги, то прогнозируемое значительное расширение объёма таких услуг, а также числа их зарубежных потребителей, неминуемо будет способствовать замещениюбесплатной медицинской помощи жителям Москвы преимущественно платными услугами.
Уместно отметить, что в подобном медицинском кластере в подмосковном инновационном центре «Сколково» федеральныизаконом закреплено, что медицинская помощь в этом административном образовании оказывается только в рамках частной системы здравоохранения.
Упущенное время, как следствие безответственного отношения городской власти к своим обязанностям оперативного реагирования на возникшую в конце прошлого года угрозу проникновения из-за рубежа заразной болезни,оказаласькрайне дорогостоящим.
По оценкам Министра здравоохранения России Михаила Мурашко (30 мая 2020 года), на борьбу с коронавирусом в России потратят в общей сложности около 500 миллиардов рублей.Естественно, эта сумма не охватываетвсе государственные расходы в связи с продолжающимся разгулом пандемии, в отношении которой, к сожалению,не были своевременно приняты адекватные предупредительные меры.
Общеизвестна истина – предупредить болезнь дешевле, чем её лечить!
По многим показателям провальные результаты государственных мер по борьбе с пандемией в городе Москве позволяют констатировать, что правительство столицы не выполнило требования нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения прав жителей города Москвы на защиту от угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан.
Большие масштабы распространения коронавирусной инфекции в России, тяжёлые последствия её влияния на здоровье граждан, на экономику и другие сферы жизнедеятельности общества, в сочетании с проявленной неспособностьюдействующих государственных структур своевременно и в необходимом объёме реагировать на начальные признаки и развитие трагическойситуации,актуализируют вопросо рассмотрении указанногокомплекса проблем в качествеугрозы национальной безопасности России.
В юридическом отношении такой подход является абсолютно обоснованным. Согласно нормам,закреплённым президентским Указомот 31 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «возникновение эпидемий и пандемий» представляет собой угрозу национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан.
На основании ознакомления с официальной информацией по вопросам развития пандемии коронавирусной инфекции, а также по результатам экспертных оценок специалистов, МГК КПРФ определил ряд требующих неотложного решения задач, не учтённых (недостаточно учтённых) в действиях власти.
1. В открытом доступе нет аналитических материалов о проблемах и ошибках, характеризующих начальный и последующие периодыборьбы с пандемией.
Систематическое предоставление такой информации для сведения широкой общественности способствовало бы,
во-первых, формированию у граждан мотивации к активному личному участию в решении важной государственной задачи борьбы с распространением коронавирусной инфекции, и,
во-вторых, повысило бы доверие граждан к действиям и рекомендациям медицинских работников.
2. В системе осуществлённых (осуществляемых) мер по повышению эффективности борьбы с коронавирусной инфекцией не получила развития практика независимой экспертной оценки этой работы, а такжеусиления её общественной значимости, в связи с чем необходимо:
— в средствах массовой информации сократить число и продолжительность времени выступлений «мультипрофессиональных» чиновников высокого уровня, предоставив эфир и печатные площади в газетахведущим представителям российского научного сообщества для доведения до сведения граждан правдивой информации и научно обоснованных рекомендаций, которыебудут содействовать консолидации общества на почве борьбы за его здоровье и выживание,
— привлечение к такой работе специалистов, рекомендованных фракцией КПРФ в Государственной Думе, позволитначать возврат в здравоохранение всего лучшего, что было достигнуто в этой сфере в советский период нашей истории.
3. Признаками безответственного отношения администрации города Москвы к удовлетворению потребностей граждан, обусловленных тяжёлыми условиями продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции, являются:
— необеспечение своевременной оценки риска осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции на фоне развившегося неблагополучия по этому признаку в других государствах,
— недостаточное обеспечение безопасности медицинского персонала в связи с оказанием медицингской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией,
— недостаточная оснащенность медицинских организаций средствами индивидуальной и коллективной защиты, эффективными средствами экстренной профилактики и лечения лиц с коронавирусной инфекцией,
— необеспечение в полном объёме потребности жителей Москвы в индивидуальных средствах защиты от инфицирования коронавирусом, дезинфектантах, других санитарно-гигиенических средствах и изделиях указанного назначения, актуальных в условиях пандемии,
— повсеместно фиксируется низкий уровень санитарной культуры работников торговли продуктами питания, работников аптек, что свидетельствует о значительных недостатках в санитарно-просветительной работе с этими контингентами,
— не организована подгототовка и распространение (в том числе бесплатно) санитарно-просветительной литературы по вопросам, связанным с жизнью общества, трудового коллектива, семьи, человека в условиях пандемии,
— не обеспечено поддержание высокого уровня противоэпидемической готовности к возникновениюновых чрезвычайных ситуаций, вызываемых сочетанным воздействием коронавируса и другими новыми, ещё неизвестными патогенами,
— не выполняется первый этап (2019-2020 годы)реализации «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», закреплённойУказом Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254, предусматривающий «развитие системы биологической безопасности и предотвращения распространения инфекционных заболеваний» (п. 32, ч.3),
— рост эпидемической значимости коронавирусной инфекции не оценен в качестве угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья жителей Москвы, в результате чего своевременно не проведен комплекс предупредительных и иных мероприиятий, предусмотренных при возникновении и развитии такой угрозы.
4. В качестве первоочередных стратегических мер для выхода из ситуации неустранённых угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан РФ установить следующие:
— в связи с тяжёлыми последствиями ущерба государству и гражданам, нанесённого в результате безответственного отношения органов власти города Москвы к проведению предупредительных мер против заноса и распространения коронавирусной инфекции в столице определить подобное отношение как угрозу национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан в городе Москве,
— усилить научную поддержку мер по устранению угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан РФ, в т.ч. восстановить деятельность Российской академии медицинских наук,
-в Совете Безопасности РФ рассмотреть вопрос о состоянии национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации и мерах по её укреплению.
Первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
К сожалению, набор предлагаемых мер столь же невнятен и не профессионален, как и набор принятых мер. А ведь уже известны меры, принятые победителями вируса и их впечатляющие результаты. Пример показали страны Азии, причем практически независимо от существующей в них политической системы. Об этом в принятом
документе ни строчки. Четкая стратегия, быстрота и натиск обьединяют действия победителей. У нас было все наоборот. Взяли
худшее от Запада и не взяли лучшее от Востока. Впереди возможно продолжение. Не научимся у других, будем пожинать плоды собственной бестолковости.