Горькие заметки после инцидентов на похоронах выдающегося советского писателя-фронтовика
Угрюмая Москва, напрягшаяся от проникшей в неё опасной заразы, переходила на объявленный свыше «режим самоизоляции». Людей словно замкнули в стенах квартир. А ведь были среди этих неожиданно заключённых такие, которые в то хмурое утро переживали особое смятение.
Вот и я в их числе. С вечера 29 марта, когда объявлено было об уходе из жизни Юрия Васильевича Бондарева, вплоть до назначенного дня похорон, всё придумывал возможные способы, как же добраться на прощание с любимым писателем и многолетним другом.
Увы, отпадали эти варианты по разным причинам один за другим. Пока наконец знакомое обострение мучительной боли в ноге не вынесло свой твёрдый вердикт.
То есть, как ни терзался, на похороны Юрия Бондарева я так и не смог попасть. Узнал потом, конечно, что упокоился он на Троекуровском кладбище, что были рота почётного воинского караула, оркестр и ружейный салют. Но ещё через некоторое время мне стали известны такие шоковые подробности происходившего, от осмысления которых никак не отойду до сих пор.
Красное знамя может поднять каждый?!
Что же случилось при прощании со знаковым человеком Советской эпохи сперва в ритуальном зале Центральной клинической больницы (ЦКБ), а затем на кладбище? Позвонил в ответ на опубликованный в «Правде» очерк про Бондарева и, сильно волнуясь, рассказал о нанесённых ему посмертных оскорблениях мой давний знакомый — столичный рабочий-ветеран Олег Александрович Прудников.
По заводской своей специальности он токарь высшего, шестого разряда, по военной — десантник, служил в ВДВ СССР. А ещё я знал: это в полном смысле слова советский человек, почему, собственно, и вскипело у него столь бурное возмущение инцидентами, происшедшими в траурный день.
На последний поклон глубоко уважаемому писателю-фронтовику он приехал не только с друзьями-единомышленниками, но и с Красным флагом, под каким тот воевал. Мне Олег Александрович сказал так:
— Вы ведь понимаете, Юрий Бондарев — советский, а значит, флаг над ним советский должен быть. Но это моё убеждение. Когда же в зале прощания красное полотнище я развернул, ко мне сразу подходит кто-то с повязкой на рукаве и требует флаг убрать. Однако народ зашумел, и какое-то время нам всё-таки разрешили постоять с Красным флагом. До очередного запрета.
Как выразился Прудников, на кладбище, куда они приехали из ЦКБ, всё повторилось. Он, сам не свой, думал: «Как же получается? Хороним заслуженного человека Советской эпохи, защитника и почётного гражданина Сталинграда, коммуниста, но — под чуждым ему флагом!» Рабочий Прудников и все прибывшие с ним его товарищи посчитали это святотатством. Олег Александрович употребил в своём рассказе именно такое определение.
— В конце концов, — продолжил он, — советский флаг нам и здесь удалось поднять. Мы видели, как это обрадовало большинство собравшихся. Но опять ко мне подошли — на сей раз два майора — и потребовали Красный флаг убрать. Дескать, это гражданская панихида, а не политическое мероприятие. Мы же с товарищами после обсудили и решили: было бы замечательно, если бы не один наш флаг, а сто или двести таких же появилось над гробом выдающегося советского писателя и бойца. Оскорбительно, если даже единственное Красное знамя демонстрировать приходится украдкой!
Мединский и тут поспел
Возмущение Прудникова и его друзей-единомышленников легко понять. Речь-то о Государственном флаге Советской страны, сокрушившей фашизм, то есть фактически о Знамени Победы. Ей, Великой Победе, возносятся нынешней властью вроде бы высокие почести. Однако вспомните, сколько отвратительной суеты было ещё совсем недавно на властном верху, чтобы изменить священное победное Знамя.
Святотатство? Кощунство? Да! Особенно на фоне того, что государственным символом страны стал теперь царский триколор, бывший, как известно, во время Великой Отечественной знаком отличия у предателей-власовцев. Официально, хотя и негласно, наверное, считается: не надо придавать этому большого значения, а лучше бы забыть совсем. Но не все могут забыть! Знаю, как страдал в связи с этим триколором, именно страдал, Юрий Васильевич Бондарев. Так и ушёл, не смирившись, не простив.
И вот Прудников рассказывает ещё об одной тяжкой подробности траурного дня, которую перенести ему тоже было крайне трудно. Дело в том, что самым «видным» из выступавших на церемонии прощания с героем-сталинградцем и классиком отечественной литературы оказался… Кто, как вы думаете? А представьте себе: Мединский!
Не сомневаюсь, весьма серьёзно пришлось почесать в затылках на властном олимпе, дабы определиться со статусом похорон неудобного Бондарева. С одной стороны, действительно классик и признанный в народе герой, а с другой — не принял ведь орден от Ельцина к своему 70-летию. И с тех пор, учитывая всё, что он говорил и писал, действующая власть четверть века никаких наград ему больше не предлагала.
Троекуровское кладбище, а не главное, Новодевичье, где с почётом обретается ныне разрушитель Советской державы Ельцин, стало также своего рода отместкой истинному патриоту за его позицию. Но у кого-то при этом хватило ума решиться на государственный уровень похорон советского Бондарева. Только вот не всё додумали как следует…
Ох, нет, скорее сознательно не додумали! Запрет советского флага — явное оскорбление советского фронтовика. А подбор основным оратором на гражданской панихиде скандально известного Мединского — оскорбление не меньшее.
Мне понятно, по каким формальным признакам его подбирали. Коль с писателем прощание, то вот вам недавний министр культуры, а теперь — помощник президента страны по культуре. Ну а если будущий знаменитый автор воевал и потом писал о войне, то надгробное слово произнесёт руководитель Российского военно-исторического общества. Он, Мединский, един в двух ипостасях!
Но есть главный вопрос: а по сути каков? Отвечать можно долго, перечисляя множество связанных с ним горьких фактов. И можно совсем коротко. Например, о руководителе военно-исторического общества достаточно сказать, что это он открывал в Ленинграде-Петербурге мемориальную доску в честь гитлеровского пособника Маннергейма — душителя блокадного советского города-героя. Никогда не забуду яростной реакции Юрия Васильевича, узнавшего об открытии той позорной доски: «До чего докатились!»
А в качестве российского министра культуры Мединский осуществлял безобразное отстранение от руководства МХАТ имени М. Горького Татьяны Васильевны Дорониной. Под пронзительным коллективным письмом деятелей искусств в её защиту первой была подпись Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР Юрия Бондарева.
Разве даже из этих двух свидетельств не видно, что Бондарев и Мединский — абсолютные антиподы? И как же, при осознании этого, могло кому-то взбрести в голову выставить вполне саморазоблачённую персону чуть ли не главным печальником по достойнейшему сыну Отечества?
О чём такое говорит
Всё это — оскорбления не только ушедшего писателя, воина, гражданина, но и тех, кому он по-настоящему дорог. Назову их советскими людьми.
Сейчас в «Правде» идёт как раз большой разговор о советских людях и нынешнем времени. Власть вовсю трубит, как важна сплочённость общества. Провозглашает: «Мы — Россия, мы — едины!» Но реально общество сегодня резко расколото. И одна из глубочайших линий раскола проходит, с одной стороны, между людьми, которые по сути своей остаются советскими, и с другой — между ненавидящими их антисоветчиками. Совершенно очевидно, на чьей стороне власть.
Советские — за справедливость как наивысший принцип жизни, за подлинно равные права для всех, за социализм. Антисоветские — против. Хотя старательно прикидываются «друзьями народа», но уши-то всё равно торчат. Да и срываются всё чаще в своих откровениях.
Я уже напоминал читателям «Правды», как некто Швыдкой Михаил Ефимович, предшественник Мединского на посту министра культуры, объявил в правительственной «Российской газете» Юрия Бондарева «нерукопожатным». Считает, что страна обязана последовать кощунственному его призыву.
А власть всячески поддерживает швыдких и мединских, ставя таких, как Бондарев, в положение изгоев. Нагляднее всего, пожалуй, проявляется это в отношении к голосу советских людей, в том числе ветеранов. Поливая для видимости заслуженных бойцов и тружеников словесным елеем, их просто не слышат. Даже в особый для них год — 75-летия Великой Победы.
В очерке «Призвание и честь Юрия Бондарева» («Правда» за 15—18 мая с.г.) я уже писал, какой это постыдный, непростительный факт, что официозная нынешняя Россия не воздала ему должное в последние годы его жизни. Но повторюсь: сам он больше всего страдал не от личной обиды, а от чудовищной несправедливости по отношению ко всему поколению победителей.
Вот хотя бы очень актуальное на сегодня. Сколько обращений от ветеранов прозвучало и было напечатано, чтобы прекратила власть в дни военных парадов на Красной площади, посвящённых Великой Победе, позорно маскировать ленинский Мавзолей! А результат?
Позволю себе ещё раз привести фрагмент из последних размышлений Ю.В. Бондарева об этом:
«Тщательно скрывают от глаз людских одну из главных для нас святынь — Мавзолей Владимира Ильича Ленина. А это же не только дорогой нашему сердцу памятник великой Советской эпохи, но и выдающийся участник Великой Отечественной войны.
Мы-то помним и хотим, чтобы помнили в веках, что именно с трибуны ленинского Мавзолея наш Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин произнёс свою вдохновляющую историческую речь на параде 1941 года, посвящённом годовщине Великого Октября. А на Параде Победы в 1945-м именно к подножию Мавзолея были брошены поверженные фашистские штандарты. Кульминационный символ нашего торжества! И что же, теперь хотят вычеркнуть память об этом?
Ленин стал создателем Красной Армии, в рядах которой мы сражались, и его образ был на наших красных гвардейских знамёнах. Ленин основал Советское государство и невиданную прежде цивилизацию, открывшую справедливый путь всему человечеству. За этот строй жизни прежде всего мы воевали и во имя этого победили. Советский Союз победил. Созданный Лениным и Сталиным.
А ныне правителям хочется, чтобы мы, ветераны, от Ленина и Сталина отреклись, чтобы возлюбили Горбачёва и Ельцина. Но ведь одни создавали Советский Союз, а другие его уничтожили, реализовав цель Гитлера. Неужели не ясно, чем продиктован наш выбор? Лично я ни за что не могу ему изменить».
Есть различие между символами Победы и предательства
Допускаю, что кто-нибудь, прочитав данный текст до этого места, может сказать примерно следующее. Ну тут же в основном про символы: Мавзолей Ленина, Сталин на его трибуне, Красное знамя… Надо ли значение символики так уж преувеличивать?
Уверен в другом: недопустимо преуменьшать! Ибо в ней, в символике, концентрированно выражается многое, а прежде всего — идеология и время.
Кстати, прячущие Мавзолей и не допускающие Красное знамя понимают их значение отнюдь не хуже меня. Потому и прячут. Потому и не допускают.
Со Знаменем Победы им особенно не повезло. Режет глаз красное. Действует, словно на разъярённых быков. Но ведь не перекрасишь! Попытались переиначить, содрав серп и молот, да протест активный тогда подействовал. Пришлось позволить Красный флаг, но — строго дозированно, только в День Победы. А ленточки раздают к этому дню, обратите внимание, не красные.
И на Поклонной горе, где находится Музей Победы, на всей обширной здешней территории Красного Знамени Победы вы не найдёте. Зато по дороге сюда, сразу после выхода из метро, вас встретит массивный мозаичный триколор вокруг памятника, посвящённого почему-то Первой мировой войне.
Впрочем, без «почему-то». Замысел понятен. Что ж, поклонимся памяти участников Первой мировой. Однако изначально Поклонная проектировалась всё-таки как главный памятник героям Великой Отечественной, и Музей Победы был посвящён в основном им. А где же их Знамя Победы? Почему его не видно?
С болью писали в «Правду» про такое вопиющее нарушение исторической честности и справедливости многие ветераны. И я не раз писал в «Правде» об этом. Но результат тот же, что и с «маскировкой» Мавзолея: никакой.
Мало этого, теперь Поклонную сделали центром официальных торжеств в честь главного, как выражаются, праздника страны — Дня России. А открывался он в столице 12 июня сего года подъёмом опять-таки государственного триколора.
Президент в своей речи заявил, что «он олицетворяет наши победы». Но так ли это? С какими конкретно победами ассоциируется в сознании соотечественников трёхцветный флаг? Да и что празднуется 12 июня?
В этот день тридцать лет назад всяческими махинациями Ельцин сумел добиться на Съезде народных депутатов РСФСР утверждения так называемой Декларации о государственном суверенитете России. Предательский акт, ставший решающим в разрушении великого Советского Союза!
Через полтора года в Беловежской Пуще уничтожение первой в мире страны социализма будет завершено. И над Московским Кремлём спустят Красный флаг Победы, заменив его другим, с диаметрально противоположной репутацией.
Неравноценность замены, я думаю, в России понимают все. Конечно, для кого-то это была и есть огромная радость, но для большинства — катастрофа, бедствие. Вспомним, что на Всесоюзном референдуме в марте 1991-го страна голосовала за Советский Союз. Предатели волю народа перечеркнули.
Вот о чём стоило бы спросить народ сегодня, если уж всерьёз подходить к изменению Конституции: под каким флагом нам идти дальше? По какому пути?
Красное знамя, гордо развевающееся над могучим социалистическим Китаем, руководимым Коммунистической партией, подсказывает наиболее верный ориентир. Из будущего нас предательски отбросили далеко назад. Пора навёрстывать упущенное.
Виктор КОЖЕМЯКО.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.