По материалам публикаций в интернете
12 июля отмечают Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Этой профессии уже более девяноста лет!
Первым представителем профессии стал немец Генрих Кубис. Он обслуживал пассажиров на борту дирижабля Zeppelin LZ-10 «Schwaben» компании «Delag» в 1912 году. Именно Кубис был на борту печально известного дирижабля «Гиндербурга» во время катастрофы 6 мая 1937 года. Когда дирижабль взорвался, Генрих помог пассажирам и экипажу прыгнуть в безопасное место, прежде чем выпрыгнул из него сам.
В целях рекламы пассажирских перевозок в США с 1930 года, на должность бортпроводника начали принимать молодых девушек. Первой в мире стюардессой стала — медсестра Эллен Черч. Именно она уговорила руководство авиакомпании «Boeing Air Transport» привлечь к работе медсестер. 15 мая 1930 состоялся первый рейс Эллен из Сан-Франциско в Шайенн, на самолете Boeing Model 80. В этом рейсе было перевезено 11 пассажиров. Девушек называли Sky Girls. Они должны были приветливо встречать пассажиров, проверять их билеты, взвешивать пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой/разгрузкой багажа, носить в ведрах топливо, заниматься уборкой в салоне, проверяли надежность крепления пассажирских кресел. В полете — раздавали жевательную резинку, одеяла, сменную обувь, чистили ботинки, убирали туалет за каждым пассажиром, убивали мух, оказывали медицинскую помощь. Первые стюардессы работали около 100 часов в месяц и получали 125$. К стюардессам выдвигались определенные требования. Они должны были иметь медицинское образование, быть незамужними, не старше 25 лет, весом не более 52 кг и ростом не выше 160 см.
5 мая 1933 года самая первая стюардесса в СССР Эльза Городецкая, обслуживала пассажиров в рейсе Москва-Ашхабад на борту 21-местного самолета ПС-84. Рейс длился 13 часов с двумя дозаправками. Первые пару месяцев, двадцатилетняя Эльза была единственной стюардессой в стране. Она самостоятельно обеспечивала закупку и доставку продуктов и посуды на борт. Так как должности бортпроводника в то время еще не существовало, Эльза была оформлена как кладовщица. И лишь в 1939 году должность бортпроводника была официально введена в гражданской авиации СССР. А сам термин «Стюардесса» начал употребляться в СССР со второй половины 1950-х годов.
В 1950-60-е годы профессия достигла своего расцвета. Большинство компаний нанимало незамужних девушек не старше 35 лет. Профессия становилась все более востребованной, а униформа все более элегантной.
Подвиги стюардесс: Александра Александрова и Виктор Харченко — 21 августа 1963 года приводнение Ту-124 на Неву. Все пассажиры были эвакуированы. Экипаж не награжден.
![](https://1.bp.blogspot.com/-iQ_FMDtWafQ/XudCamnd-oI/AAAAAAAAEFM/vi6ePv_PG-4AGtSObg1ZA0ZVCgajNf9jQCK4BGAsYHg/w500-h318/rMJ6TbRzAWI.jpg)
Барбара Джейн Харрисон единственная в мире женщина награжденная медалью за храбрость в мирное время. 8 апреля 1968 года в аэропорту Хитроу самолет загорелся сразу после взлета. Барбара спасала из огня людей до последнего. Ее обгоревшее тело нашли в самолете рядом с мужчиной в инвалидном кресле. Посмертно награждена «Крестом Георга».
![](https://1.bp.blogspot.com/-pYtsJU4HTX8/XuZk_HZx5AI/AAAAAAAAD_U/TfJWbyqtVEwHv3tSq8eTrMulE8A5zIxIwCK4BGAsYHg/w298-h400/i.jpg)
Надежда Курченко — 15 октября 1970 года погибла пытаясь помешать террористам захватить самолет. Посмертно награждена орденом «Красного Знамени».
![](https://1.bp.blogspot.com/-AB4L-ZJZIUY/XuZmDXCmVjI/AAAAAAAAD_s/5dUkM4kGyHUaiiyAzG5uB2uVdvf4KZTiQCK4BGAsYHg/w336-h400/TASS_1405534.jpg)
Весна Вулович — рекордсмен книги рекордов Гиннесса. 26 января 1972 года в результате страшной авиакатастрофы выжила после падения с 10160 метров.
![](https://1.bp.blogspot.com/-BbOMiKJbHLA/XuZmeHebyeI/AAAAAAAAEAE/wU9nktKo8J0Z3ukKZSDL-eLRtMlBMsHQACK4BGAsYHg/w500-h333/scale_1200.png)
Лидия Еремина и Марина Хохрева — 23 апреля 1973 года после взрыва террористом на борту и жесткой посадки смогли эвакуировать пассажиров. Были награждены орденами «Красной Звезды».
![](https://1.bp.blogspot.com/-Afm_zUf4rlA/XuZm8Xdr3oI/AAAAAAAAEAc/G7LUk8v_i3oRL1aKIGAza4WhhcPye6FAwCK4BGAsYHg/w500-h470/scale_1200%2B%25281%2529.jpg)
Ниржда Бханот — была старшим бортпроводником на рейсе Pan Am 5 сентября 1986 года, когда самолет был захвачен террористами. Через 17 часов после захвата, террористы начали стрельбу. Нирджа смогла открыть дверь и спасти многих пассажиров. Она погибла от пуль закрыв собой троих детей. Награждена орденом «Ашока Чакра».
![](https://1.bp.blogspot.com/-sKTuTriosaU/XuZnPbxTd3I/AAAAAAAAEAw/-iLMsDgjZb80cAKVox2Kb-MQyseQLXrggCK4BGAsYHg/w315-h400/3-1.jpg)
Елена Жуковская и Сусанна Жабинец — 20 сентября 1986 года вели переговоры с террористами во время захвата борта. Спустя 14 часов уговорили террористов выпустить пассажиров. Были награждены орденами «Красной Звезды».
![](https://1.bp.blogspot.com/-CFlGxh1aejY/XuZnxM209BI/AAAAAAAAEBM/t2sMBJoRikktiJ-m-t9Kk_TPraj7eocGwCK4BGAsYHg/w500-h370/scale_1200.jpg)
Тамара Жаркая — 8 марта 1988 года во время попытки угона самолета семьей Овечкиных, пыталась успокоить угонщиков, находившихся в состоянии истерики. Один из угонщиков все же застрелил Тамару. Посмертно награждена орденом «Красного Знамени».
![](https://1.bp.blogspot.com/-a2o1137xKQc/XuZn_yH9AqI/AAAAAAAAEBY/uM023cmoS3sjgGX5ip7JZdPjTF7yBTjJQCK4BGAsYHg/w350-h500/3922_photo_w980.jpg)
Шейла Фредерик — спасла пассажирку, которую против воли везли в сексуальное рабство.
![](https://1.bp.blogspot.com/-DRW2HHbE-i4/XuZoP2Jz1QI/AAAAAAAAEBw/Wt2NgVTh08seKOuDVVnY03N-bysxpCKQQCK4BGAsYHg/w366-h400/00522.jpg)
Юлия Фомина — 15 марта 2001 года террористы угнали борт в Саудовскую Аравию и угрожали начать расправу над пассажирами. Юлия открыла люк, чтобы впустить спецназ и стала жертвой случайной пули. Посмертно награждена «Орденом Мужества».
![](https://1.bp.blogspot.com/-3281qLIcdzY/XuZolp_G80I/AAAAAAAAECI/fOHZEZl_LncbnkZDYQ7VIIJJ141PIiWzwCK4BGAsYHg/w275-h370/%25D0%25AE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%258F_%25D0%25A4%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0.png)
Андрей Дьяконов — 9 июля 2006 лайнер выкатился за пределы ВПП, пробил бетонное ограждение, врезался в гаражи и загорелся. Андрей выбил заклинившую дверь и начал выпускать пассажиров, несмотря на бушевавшее рядом пламя. Ему удалось спасти 30 человек. Сам выбраться не успел. Посмертно награжден «Орденом Мужества».
![](https://1.bp.blogspot.com/-Ppe36f8HU_4/XuZo1vcmfbI/AAAAAAAAECk/h-QHbWLq9hYdrbZ0PklaipG2BAHe35JXgCK4BGAsYHg/w336-h400/9484035.jpg)
Олег Космачев — 17 марта 2007 года после жесткой посадки самолета, несмотря на ранения, открыл аварийный люк и вынес из салона 20 человек. После чего оказал им первую помощь. Не награжден.
![](https://1.bp.blogspot.com/-gieeqcYmNt4/XuZpFm3MW_I/AAAAAAAAEC8/VOXkLCTejOUujtFRVNqPGGTe6MtyW2YRwCK4BGAsYHg/w512-h343/XZI0O6qaTLs.jpg)
Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна Дент — 15 января 2009 года самолет совершил приводнение на реку Гудзон. Все пассажиры были эвакуированы через люки на крыло.
![](https://1.bp.blogspot.com/-A2bvG-x15Q4/XuZ01qVZdBI/AAAAAAAAEEw/VIhERreMSZo6G_hosE7mtOkYiN_80NNpACK4BGAsYHg/w512-h341/QG0FYosKJ1U.jpg)
Ксения Фогель и Татьяна Касаткина — 5 мая 2019 года самолет совершил жесткую посадку и загорелся. Бортпроводники до последнего эвакуировали пассажиров. Не награждены.
![](https://1.bp.blogspot.com/-PkjUVxrWkVU/XuZtq_1cBSI/AAAAAAAAEEU/RqpbIkJjXAQTWziJrdQI6O5IV4Og_cALACK4BGAsYHg/w400-h315/Is-fp3vKAhs.jpg)
Елена Лапуцкая — 27 июня 2019 года самолет выкатился за пределы ВПП и врезался в хозяйственное строение, после чего — загорелся. Елена спасла всех пассажиров. Награждена «Медалью Нестерова».
![](https://1.bp.blogspot.com/-zsd4yjbATdw/XuZpYOwDkLI/AAAAAAAAEDQ/40quVlzwbyAB4UQGrbM-scQcw5U797JbgCK4BGAsYHg/w400-h334/1561669932_50474582_808388456160639_7367437013789704192_n.jpg)
Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Надежда Вершинина, Яна Ягодина, Дмитрий Гончаренко — 15 августа 2019 года самолет столкнулся со стаей чаек, отказали двигатели. Экипаж благополучно посадил самолет на кукурузное поле. Бортпроводники провели эвакуацию. Все пассажиры остались живы. Бортпроводники награждены «Орденами Мужества».
![](https://1.bp.blogspot.com/-99-zFTgts-0/XuZqujzjdmI/AAAAAAAAED4/XeJ_hB-f5_0qQK8UVKOX5Yh7guVEo4GYwCK4BGAsYHg/w640-h453/EJ0MRMnXUAAc_Op.jpg)
Несомненно, от деятельности бортпроводников во многом зависит безопасность пассажиров воздушных транспортных судов. Их нелёгкий труд имеет важное для общества значение. Однако после проведения «рыночных реформ» представители столь уважаемой в СССР профессии, к сожалению, оказались вытеснены на периферию. Непрерывное сокращение пилотов и стюардов самолетов, увеличение степени их эксплуатации чревато серьёзными последствиями. Речь идёт не только о потенциальном ухудшении их состояния здоровья, но и возрастанием дополнительных рисков для пассажиров. Мы видим, как погоня буржуазии с прибылью калечит жизнь и здоровье людей, увеличивает вероятность попадания воздушного транспорта в аварийную ситуацию. Только КПРФ постоянно борется против произвола эксплуататоров, за социальную защиту пилотов и бортпроводников. Усилиями депутатов-коммунистов в ряде случаев удалось отстоять право работников авиационной отрасли на достойную оплату труда, на приемлемые условия работы. Важно лишь включаться в борьбу за социализм, за возрождение Советской власти, Советских методов управления авиационным транспортом. Только тогда профессия бортпроводника вновь станет достойной и их труд будет справедливо оценен государством.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.