По материалам публикаций в интернете
13 июля исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя,основателя жанра милицейского советского детектива Аркадия Адамова (1920 – 1991). Трудно найти человека, не прочитавшего хотя бы один из его детективов про инспектора Лосева: «Злым ветром», «На свободное место», «Петля» и др. Фильм «Дело пёстрых», снятый по его роману, за год посмотрели 33 миллиона человек!
Аркадий Григорьевич Адамов родился 13 июля 1920 года. Сын известного писателя Григория Адамова, автора популярного приключенческого романа 1930-х «Тайна двух океанов». Адамов вспоминает: «Беспокойные и счастливые годы школы, нашей школы конца 20-х и начала 30-х годов, бурные собрания с вызовом учителей, свободное расписание, специальный рабочий уклон (наша школа готовила монтеров), бригадный метод, слезы заведомо неспособных, но затем важные перемены — все становится по-другому, поворот к настоящей учебе. А потом учеба в Авиационном институте, альпинистские походы, парашютная школа и захлеб комсомольской работы». Окончив среднюю школу в 1937 году, он поступил в Московский авиационный институт. В 1941 году, будучи студентом четвертого курса, Аркадий Адамов ушел добровольцем на фронт: «Тогда у нас воевал каждый, кто мог, в этой святой и грозной войне воевал там, куда занес его огневой вихрь событий. Я служил в легендарной ОМСБОН — отдельной мотострелковой бригаде особого назначения, гордость и счастье моей военной судьбы. И тут — первое соприкосновение с оперативной работой. А потом — Ленинградская военно-воздушная академия, куда меня, бывшего студента Авиационного института, перевели с группой других бывших студентов чуть не насильно, в тыловую, занесенную снегом Йошкар-Олу. Практика на фронтовых аэродромах. A душа рвалась назад, к друзьям в ОМСБОН… И вот конец войны, уже университет, журналистика, первые книги…». Он участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни. Демобилизовавшись, он поступил на заочное отделение исторического факультета МГУ, которое окончил в 1948 г.Еще будучи студентом, он увлекся литературной деятельностью. Соединение научного анализа исторических событий с занимательностью заявляют о себе уже в первых его произведениях — «Шелехов на Кадьяке» (1948 г.), «Первые русские исследователи Аляски» (1950 г.). Во многом они носят приключенческий характер. Повесть «Шелехов на Кадьяке» и исторический очерк «Григорий Иванович Шелехов» предстают как увлекательное повествование о родившемся в России в XVIII в. плане освоения бассейнов Тихого и Ледовитого океанов. Об одном из авторов этого плана Г.Державин писал: «Колумб наш Шелехов чрез воды спешит в неведомы народы…» Деятельность героя предстает под пером Адамов романтичной и увлекательной: «Коммерческие планы Шелехова шли очень далеко. Он мечтал весь Тихий океан избороздить своими кораблями, завязать торговлю с Китаем, Японией, Индией, Кореей, Филиппинами, с испанцами в Калифорнии». В 1950 был издан сборник рассказов «По неизведанным путям» о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке. В 1951 году в журнале «Вокруг света» Адамов публикует статью «Правда о русских открытиях в Америке», которая в следующем году выходит отдельным изданием. В 1952 году появляется его повесть о русском изобретателе — «Василий Пятов». Адамов: «Тысяча девятьсот пятьдесят второй год. Я — журналист. Можно себе представить, сколько любопытных, необычайных, тревожных и радостных событий приносят мне, как и всем, и к тому же ежедневно, ежечасно, газеты и журналы. Новые открытия в самых разных областях человеческой деятельности, новые подвиги, конфликты, проблемы. Обо всем этом я не только читаю, о многом пишу сам, езжу в командировки, собираю материал, влезаю в обстоятельства, детали. И вдруг — небольшая, совсем незаметная заметка о том, что сотрудники уголовного розыска разоблачили шайку преступников, какие-то следы, какие-то ходы вели их к ней. Совсем маленькая, торопливая, я бы даже сказал, стыдливая заметка, так, мимоходом тиснутая почему-то, запрятанная в ворохе других, ярких, броских, куда более важных и злободневных сообщений. A у меня вдруг как-то неожиданно загорается душа, словно сам я что-то нашел, на что-то неожиданно наткнулся. Но жизнь, заботы тут же утянули в сторону, и я все реже вспоминал ту заметку. И вот… неожиданная, случайная встреча. В те послевоенные годы было много таких неожиданных, радостных встреч у всех. И у меня тоже, конечно. И среди них эта. Старый друг, товарищ по части. Обнялись, расцеловались, прямо на улице, в толпе, под добродушные улыбки прохожих. А потом он потащил меня к себе, домой. Ну как можно отказаться и не махнуть на самые срочные дела? Познакомил с отцом. Пожилой, грузный, седоватый, В очках. Главный бухгалтер какого-нибудь крупного предприятия, что ли? Нет! Поразительно, но он оказался… сыщиком. Это по-старому, так он неожиданно с улыбкой представился. И еще он оказался удивительным рассказчиком. И вскоре я понял, почему та маленькая заметка, так разбередив меня поначалу, всколыхнув что-то, начала уходить, отдаляться от меня. За тем, что она рассказала, я не увидел проблему, огромную, важнейшую, необычайно сложную, — борьба с преступностью, то есть с пороком, со злом в самом крайнем и опасном их проявлении, борьба не столько против, сколько за человека, прямой бой, со своей, особой стратегией и тактикой, с потерями, жертвами, поражениями и победами, захватывающий бой за великую справедливость в жизни людей. Впрочем, это все тогда мне лишь чуть приоткрылось, только угадывалось, как только лишь приоткрылись люди, ведущие этот тяжкий и опасный бой. Вот тогда-то для меня слились воедино тема и форма, жизненный материал и жанр, в котором только и мог я — лично я — попытаться воплотить эту огромную тему».В 1952 году Адамов обращается с просьбой к руководству МУРа дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов ряд литературных произведений, по-новому освещающих задачи и методы современной милиции. Такое разрешение он получил. Писателю не отказали, хотя никто его книг не читал, да и имени Адамова прежде не слышал. Оперативки, засады, обыски, ночные дежурства, облавы и прочие прелести тяжелой и опасной работы милиции писатель пережил лично. Известный комментатор книг А.Адамова Евгений Рысс вспоминает: «Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, соединение логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся». Сюжеты его книг придуманы, но в основе сюжета всегда лежат подлинные дела. Засада, описанная А. Адамовым, была на самом деле, и он в ней участвовал. Правда, это дело не похоже на то, о котором рассказывает книга. Но засада была именно такая. Обложили дачу, в которой скрывался преступник. Правда, не тот, о котором повесть. Тот, настоящий, совершил другое, но тоже очень опасное преступление. И так же волновались, не упустили ли его. Писатель, пишущий остросюжетные книги, обязан, во-первых, уметь придумывать, во-вторых, точно, во всех подробностях знать материал, чтобы выдумка не извращала действительность, а только обогащала ее, выделяла курсивом самое главное.
И вот первая повесть. По рекомендации райкома партии демобилизованный офицер Сергей Коршунов становится сотрудником уголовного розыска. После нескольких неудач ему и его товарищам по МУРу удается расследовать несколько запутанных преступлений шайки «пестрых». В завязке повести по тогдашним меркам стоял сущий пустяк. У некого Никанора Ивановича из квартиры украли вещи и в ночь грабежа убили дочь, молодую девушку. За дело берется новичок, молодой следователь Сергей Коршунов. Отчасти в его образе прослеживается судьба самого Аркадия Адамова, который ушел добровольцем на фронт, а после армии стал студентом-заочником исторического факультета МГУ. Повесть «Дело «Пестрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Будни милиции считались темой, недостойной литературы, ограбленный обыватель — не герой подобающего сюжета. Между тем Адамов предвидел такой оборот дела и оснастил свою книгу сложной системой оправданий для сюжета «всего лишь о краже». Его герой — вчерашний фронтовик, орденоносец, славный честный горячий парень. Сергей не торопится снять боевую форму и все еще носит гимнастерку с тремя орденами и шинель — пусть и без погон. Он белокур и красив. Он не курит, он влюблен в правильную девушку Лену, вокруг которой вьется вьюном некий жук Арнольд. А когда Лена, узнав о том, что в райкоме партии Сергей получил назначение в милицию, плохо отозвалась об этой «грязной» работе, молодой герой просто хлопает дверью. Адамов написал истинно живую, правдивую и остросюжетную книгу, которая тащит читателя, как тащит пойманную рыбу хороший крючок и прочная леска на спиннинге опытного рыбака. Возможный читательский интерес разглядел Валентин Катаев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива. Повесть «Дело «Пестрых», вышедшая в 1956 году, стала первым широко известным советским детективом, благодаря чему в стране произошло возрождение детективного жанра. Адамов стал знаменит. По этой книге в 1958 году режиссёр Николай Досталь поставил одноимённый фильм. Именно кино проявило истинную природу написанного Адамовым: это был боевик. От истории с кражей пальто и убийством девушки ниточка розыска протянулась к столичной шайке воров, во главе с неуловимым «Папашей» и, наконец, настоящему иностранному шпиону, который, как черный алмаз, украсил рядовое уголовное дело столичного МУРа. Актеры сразу почуяли живую кровь невыдуманного сюжета. В фильме снялись самые яркие звезды тогдашнего советского кино: Всеволод Сафонов (Сергей), Владимир Кенигсон, Алексей Грибов, Евгений Матвеев, Наталья Фатеева, Олег Табаков (в роли десятиклассника Игоря), Иван Переверзев и, наконец, Михаил Пуговкин в роли вора-рецидивиста Софрона Ложкина. В 1958 году лента стала лидером советского проката, ее посмотрело 33 миллиона человек!
Следующая книга Адамова, «Черная моль» (1958) — увлекательная повесть о раскрытии хищений на меховой фабрике. Это продолжение рассказа о самоотверженной работе оперативника Сергея Коршунова.
Еще через три года — «Последний бизнес» (1961), еще через два — «Личный досмотр» о работе таможенников. В 1965 году — «След лисицы», в 1966 году — «Стая», в 1968 году — «Со многими неизвестными». Практически во всех произведениях Аркадия Адамова после короткого пролога сразу же следует таинственное и опасное событие – совершенное преступление или тревожный сигнал о том, что преступление готовится. В повести «След лисицы» — это кража ценной реликвии из музея Достоевского, а в повести «Круги на воде» — телефонный звонок инспектору уголовного розыска Лосеву о странной гибели его школьного друга. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях — ученик Коршунова Виталий Лосев. Вероятно, не зря старые классики детектива строили свои книги на одном герое, одном гении розыска, верхним чутьем сразу схватывающем суть дела и находящем преступника. Казалось раньше, что, если дело раскрывает целый коллектив да еще помогают эксперты разных специальностей, герой будет принижен, низведен с пьедестала. Он перестанет быть романтической фигурой, и будет неинтересно читать о его работе. Распутывая невероятно сложные дела, собирая информацию по крупицам, рискуя порой собственной жизнью, Лосев выводит на чистую воду преступников, и они предстают перед законом. Всего об инспекторе Лосеве Аркадий Адамов написал четыре романа и пять повестей, и если считать все произведения из этого цикла (а не только романы), то «На свободное место» — седьмое, последнее произведение о Лосеве.
«Злым ветром» (1973) — первый роман о Лосеве. Его главному герою, инспектору уголовного розыска Виталию Лосеву, поручено расследование кражи в гостинице. Однако не очень сложное на первый взгляд дело перерастает в криминальный беспредел, в центре которого жестокое убийство. Этот роман удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвященного 60-летию советской милиции в 1977 году.
«Петля» (1975) — второй роман об инспекторе Лосеве. В котловане одной из строек обнаружен труп молодой красивой женщины, пропали деньги, ограблена ее квартира, но… это не убийство. Беспощадные, упрямые факты говорят о том, что совершен самый страшный из человеческих грехов — самоубийство! Но так ли это?.. Роман удостоен премии Всесоюзного конкурса Союза писателей СССР и Министерства внутренних дел СССР за 1975 год на лучшую книгу о милиции. Второй роман из серии «Инспектор Лосев» Аркадия Адамова не менее интересен, чем первый, захватывает с первых страниц. Все те же герои расследуют новое необычное преступление, по крупицам докапываясь до истины, выискивая одну зацепку за другой. Книга рассказывает не только о самом расследовании, но и о буднях сотрудников милиции, о бессонных ночах, об опасностях их профессии, о способах допросов, о психологии личностей. Проработав в уголовном розыске несколько лет, Адамов как бы изнутри понял «проклятую святую работу» своих героев Сергея Коршунова, Виталия Лосева и др. Они незаурядны, умны, опытны, преданы своей работе, увлечены ею. Аркадий Адамов любит возвращаться к своим прежним героям. Это кстати, нередкая особенность писателей детективного жанра. Из повести в повесть переходят главный герой Сергей Коршунов, Саша Лобанов, Виталий Лосев и Игорь Откаленко. Все это очень разные люди, каждый со своей биографией, со своим характером, манерами, привычками, внешностью. Но все они умные, беззаветно храбрые, увлеченные своей трудной, бессонной, опасной работой. И романтика их справедливой борьбы со злом неизбежно захватывает читателя.Адамов: «В ноябре 1952 года я впервые пришел в Московский уголовный розыск — МУР, пришел, чтобы собрать материал для своей будущей книги. Что же привело меня туда? Что заставило остаться там на долгие годы и непрерывно работать в этом жанре, очень непростом, совсем к тому же непопулярном тогда в нашей литературной практике, даже в истории нашей отечественной литературы? Почему у меня не появилось желания, даже потребности отойти хоть на время от этого жанра? Такой вопрос не раз задавали мне многие, в том числе и мои товарищи-писатели, этот вопрос задавал себе и я. Почему? Может быть, это узость, ограниченность, нерешительность или что-то еще, такое же неприятное и обидное? Но ведь все эти годы я чувствовал неутихающий, жгучий интерес к своей теме, к своему жанру. И почти каждая книга казалась мне в чем-то новой. Почему? Важность, необычайная важность темы? Конечно. Но ее можно было решать и в иных жанрах. Почему же именно детектив? Почему непременно столь острый сюжет, почему тайна, и опасность, и бескомпромиссность конфликта? И такая обнаженность борьбы?» Адамов писал: «Не так страшно быть плохим токарем, как плохим человеком». Егоинтересует не только раскрытие преступления, но прежде всего важный вопрос о причинах преступности и возможностях ее предотвращения. Перед читателем не просто остросюжетное занимательное чтение, но литература с большим воспитательным потенциалом. Адамов адресует свои книги прежде всего молодому читателю — «с надеждой разбудить в нем добрые чувства, чему-то научить, в чем-то предостеречь, привить качества бойца». Таково кредо писателя, он напоминает: «Самое страшное в человеке — позиция «моя хата с краю», равнодушие к чужой беде, к чужой жизни, порой очень близкой, соседней… Главное — совесть и гражданская позиция».Творческая работа становится все более интенсивной; опубликованы повести «Круги по воде» (1970), «Угол белой стены» (1971), «Личный досмотр» (1974); в 1978 издается дилогия «Инспектор Лосев».
В 1980-е Адамов сосредоточивается на более крупной форме — на жанре детективного романа: «На свободное место» (1981), «Идет розыск» (1985).
Адамов опубликовал около 30 книг. На закате жизни Аркадий Адамов признался в любви к острым сюжетам, написав документальные записки под красноречивым названием «Мой любимый жанр – детектив» (1980). Миллионы поклонников детективного жанра согласны с писателем. Адамов осмысливает творческий опыт предшественников, тонко анализирует многие произведения русской и мировой литературы, пишет об Эдгаре По, Агате Кристи, А.Конан-Дойле, У.Коллинзе, Г.Честертоне, Б.Райнове, Ю.Семёнове; выстраивает любопытные историко-литературной закономерности в детективном жанре. Адамов: «Так в чем же тогда секрет детективного романа, где кроется причина его поразительного успеха? Я полагаю, что причина заключается, во-первых, в тайне, неизменно лежащей в сердцевине сюжета детективного романа. Человеку во все времена свойственно жгучее любопытство, волнующее, непреоборимое стремление к разгадке тайны, всего непонятного, загадочного, что встречается на его пути. И чем эта тайна значительнее, опаснее или ценнее, тем острее желание разгадать ее. Но почему же в детективном романе, как правило, эта тайна убийства? Ведь это, казалось бы, примитивнейший способ заинтересовать читателя. Да, но и наиболее верный. Ибо любые тайны природы, науки, карьеры, даже любовные – меркнут перед тайной неожиданного, непонятного, зловещего убийства. Жить или умереть – это главное для каждого. И человек, подло и несправедливо лишающий жизни другого, – это в глазах всех самый опасный, самый страшный враг. Найти его, обезвредить и наказать – нет более желанной, более волнующей цели. И потому поиск убийцы, все неожиданные повороты и таинственные изгибы сюжета, весь риск, все опасности на этом пути наполняются для читателя особым эмоциональным накалом». Книги Адамова издавались большими тиражами как в отечественных, так и в зарубежных издательствах. По книгам Адамова поставлены фильмы «Дело «пёстрых» (режиссёр Н. В. Досталь, 1958 г.), «Инспектор Лосев» (на основе романа «Злым ветром», три серии, режиссёр Олег Гойда, 1982 г.), «Петля» (три серии, режиссёр Олег Гойда, 1983 г.). Начните читать любую книгу Аркадия Адамова, и вы не отложите ее, не дочитав до конца. Сколько людей раскрывают каждое преступление! Столько же, сколько участвует в раскрытии преступления настоящего. И эксперты работают в лабораториях. И начальство требует все время докладов о ходе расследований. И истина добывается в спорах. А как достоверны образы преступников, проходящих через книги А. Адамова! И озлобленные рецидивисты, которым уже не свернуть с преступного пути, и хитроумные мерзавцы, совершающие преступления чужими руками, и мальчишки, затянутые в преступления, которых еще можно спасти. Участник войны, юрист с высшим образованием, писатель с большой степенью достоверности рассказывает о борьбе с уголовной преступностью в нашей стране, о самоотверженности и мужестве работников уголовного розыска, БХСС, других подразделений органов внутренних дел и органов государственной безопасности. На примере своих героев, работников Московского уголовного розыска и УБХСС Сергея Коршунова, Георгия Сандлера, Ивана Зотова, Константина Гаранина, Геннадия Ярцева и других автор блестяще это показал.
Аркадий Адамов был членом Союза писателей, возглавлял одну из комиссий Союза. Он также состоял членом редакционной коллегии журнала «Советская милиция». Роман Адамова «Злым ветром» удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвященного 60-летию советской милиции в 1977 г. Его трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учрежденной СП РСФСР.
Адамов награждён Орденом Отечественной войны II ст. (1985).
Скончался писатель 26 июня 1991 года.
Анатолий Королёв, писатель: «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюблённый в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть всё: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.