25 июля 2020 г. исполнился бы 91 год со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. Родившийся в 1929 году в селе Сростки Алтайского края на берегах реки Катуни, перед тем как она после слияния с рекой Бией в полноводную Обь, продолжит нести свои воды на север в Карское море, Василий Макарович прошёл пусть и недолгий (судьбой ему было отмеряно всего 45 лет), но крутой жизненный путь, на котором он стал действительно признанным простыми людьми Мастером.
Возможно, многие воспринимают Василия Макаровича прежде всего через те роли, которые он сыграл в разных кинофильмах: сельского механизатора Ивана Расторгуева в “Печках-лавочках”/1972/снимался в Алтайском крае; освободившегося из мест заключения Егора Прокудина в “Калине красной”/1974/снимался в Белозерском районе Вологодской области (в обоих фильмах В.М. Шукшин выступал также в качестве режиссёра); солдата Великой Отечественной Петра Лопахина в кинофильме Сергея Фёдоровича Бондарчука “Они сражались за Родину”/ вышел на экраны страны в 1975 году уже после его скоропостижной смерти на съёмках фильма 02.10.1974 в станице Клетской Волгоградской области.
К числу добрых творений Василия Макаровича Шукшина как режиссёра относится его дебютный фильм “Живёт такой парень” с разбитным, но понятным водителем Пашкой Колокольниковым в исполнении Леонида Вячеславовича Куравлёва, для которого это тоже был по сути первый фильм, принёсший любовь зрителей/ снимался в 1964 году на Чуйском тракте в Горном Алтае.
А ещё есть прозаические творения Василия Макаровича: романы “Любавины” и “Я пришёл дать вам волю”, по которому он хотел в начале 1970-х снять к 300-летию крестьянской войны под водительством Степана Тимофеевича Разина исторический художественный фильм, но не вышло. Особо выделяются Шукшинские рассказы, многие из которых легли в основу написанных им сценариев к кинофильмам.
Сегодня в день памяти этого, без сомнения, особого человека хотелось бы поделиться с читателями некоторыми малоизвестными эпизодами из жизни Василия Макаровича Шукшина на рубеже 1940-1950-х годов, которые связаны с Подмосковьем.
Сначала отметим, что согласно изданной в серии “Жизнь замечательных людей” в 2015 году биографии “Шукшин” /автор Алексей Николаевич Варламов и со ссылкой на другого автора Гришаева В.Ф., в период с мая по август 1948 года В.М. Шукшин проработал на строительстве электростанции в Ленинском районе Московской области в системе Министерства электростанций. А вот на следующем годе его биографии — 1949 — остановимся поподробнее.
Здесь немного нарушу хронологию и сообщу, что в середине 1980-х годов между редакцией тогдашней районной газеты “Ленинец” и открытым в 1978 году на родине В.М. Шукшина в Сростках мемориальном музеем завязалась переписка. Возглавлявший тогда редакцию Александр Иванович Якуничкин по своей инициативе обратился в музей с просьбой подтвердить циркулировавшие тогда среди местных старожилов слухи о том, что вроде Василий Макарович по молодости жил в Ленинском районе Московской области.
Заведующая музеем Наталья Викторовна Пичугина написала в Видное ответ, в котором процитировала фрагмент текста из собственноручно написанной В.М. Шукшиным при поступлении во ВГИК автобиографии:
QUOTE
“С апреля 1949 г. (было неполных 20 лет — прим. автора) по октябрь 1949 г.(было уже полных 20 лет — прим. автора) работал строительным рабочим в системе ремонтно-восстановительных работ МПС (Министерство путей сообщения – прим. автора) СССР — т.н. “ГОРЕМ-5”/Головной ремонтно-восстановительный поезд № 5. Объекты работы находились сначала на станции Щербинка Московско-Курской железной дороги Московской области — строительство железнодорожной станции, затем на станции Голицыно Белорусской ж/д – строительство железнодорожного моста. 20 октября 1949 г. (по факту — 20.08.1949, здесь абитуриент из 1954 г. ошибся на два месяца) я был призван на срочную службу в МВФ СССР… В. Шукшин”.
END QUOTE
Спустя какое-то время по инициативе главного редактора А.И. Якуничкина в газете “Ленинец” было напечатано обращение к читателям. В нём, в частности, говорилось: “Как удалось установить, в Вооружённые Силы В.М. Шукшин призывался Ленинским райвоенкоматом. Это значит, что его местожительством являлся один из населённых пунктов нашего района… Возможно, что он жил в передвижном железнодорожном посёлке на территории района” (по версии А.Н. Варламова, он снимал комнату в деревне Щиброво, которая вошла в состав Москвы в 1985 году — теперь это современное Бутово, где в названии улицы Щибровская сохраняется название бывшей подмосковной деревни).
Заканчивалось обращение призывом: “Убедительно просим всех, кто в 1949 году работал в “ГОРЕМ-5” на станциях Щербинка и Голицыно и знал В.М. Шукшина, откликнуться на нашу просьбу — подтвердить факт проживания его в нашем Ленинском районе. Ждём ваших сообщений. Редакция “Ленинца”. (копии текстов из переписки и обращения в газете были любезно предоставлены дочерью Александра Ивановича — жительницей г. Видное Людмилой Александровной Якуничкиной — прим. автора).
Но обратной связи в 1985 году, когда возможным знакомым В.М. Шукшина было бы уже, как и ему, около 55 лет, к сожалению, не последовало. Вторая попытка разыскать теперь уже сопризывников В.М. Шукшина из 1949 года была предпринята в начале 2017 года, т.е. когда тем, кто родился, скажем, в 1929-1931 гг. и призывался в 1949 г. (в 1949 г. был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, по которому призыву в армию подлежали молодые люди начиная с 18 лет, при этом в период с 1946 г. по 1948 гг. призыв в армию не производился, а молодёжь призывного возраста направлялась на восстановительные работы на шахтах, предприятиях тяжелого машиностроения, стройках — прим. автора), было бы около 86-88 лет. Однако редакция уже переименованной из “Ленинца” в “Видновские вести” газеты отказалась печатать предложенный текст, посчитав на тот момент саму тему не актуальной.
Согласно биографической хронологии, в последней декаде августа 1949 г. призывник Шукшин находился на областном сборном пункте в Химках, после чего был направлен в учебку на Специальные курсы ВМФ на Балтийском флоте в город Ломоносов (тогда в Ленинградской области, ныне в составе Санкт-Петербурга), где и принимал присягу, а затем уже проходил срочную службу в Севастополе на Черноморском флоте (3-й морской радиоотряд).
По версии исследовавшего жизнь и творчество В.М. Шукшина вологодского писателя Владимира Ивановича Коробова, в 1949 году по воскресеньям ученик маляра Шукшин ездил с места своего базирования в Ленинском районе через станцию Расторгуево по Павелецкой железной дороге в Москву. Об этом можно прочитать в опубликованной в 2018 году в издательстве “Молодая гвардия” книге, к сожалению, рано ушедшего из жизни автора “Василий Шукшин: Вещее слово”.
Добавлю, что на уровне народной молвы живёт среди старожилов Расторгуевской части г. Видное (сам слышал) такая байка, что вроде в период поступления во ВГИК/ Всесоюзный государственный институт кинематографии летом 1954 года абитуриенту Шукшину не досталось места в общежитии, и будущий студент по старой памяти приезжал на полюбившуюся ему до призыва на флот станцию Расторгуево (не зря же в сценарии своего фильма “Печки-лавочки” он дал главному герою, которого сам и сыграл, фамилию “Расторгуев”) и … ночевал здесь на скамейке в пристанционном парке. Звучит невероятно, а вдруг! Кстати, работники уже сегодняшней платформы Расторгуево (“разжаловали” в РЖД из станции в платформу) как-то подтвердили мне, что примерно в середине 1950-х годов зал ожидания в здании вокзала на станции Расторгуево был открыт круглосуточно и здесь даже постоянно находился дежурный милиционер. Так что покемарить ночью в дождливую погоду абитуриент Шукшин мог и в зале ожидания, если что. А в ясную погоду можно было и на лавочке…
Вот такие есть неожиданные эпизоды в местами остающейся загадочной биографии нашего выдающегося соотечественника Василия Макаровича Шукшина.
Возвращаясь к заголовку данной публикации, хотелось бы вновь обратиться с призывом памяти к тем, кто на рубеже 1940-1950 гг. мог волею судьбы оказаться хоть на какое-то время, как говорится, “в одной лодке” с молодым Василием Шукшиным: кто работал с ним вместе на строительстве электростанции в Ленинском районе Подмосковья в 1948 г. или на одном железнодорожном объекте в Щербинке или Голицыне в 1949 г., или же жил вместе с ним в передвижном вагончике или по соседству в подмосковной деревне Щиброво, или получал повестку в Ленинском райвоенкомате Московской области, или находился почти десять дней на областном сборном пункте в подмосковных Химках. Откликнитесь, те, кому сегодня под 90 или за 90, те, которые были ровесниками и современниками молодого Шукшина!
Спасибо!
Всех — с 91-годовщиной со дня рождения Василия Макаровича Шукшина!
С Днём Военно-Морского Флота (в 1939-1980 гг. отмечался 24 июля), моряк Балтийского и Черноморского флотов ВМФ СССР Шукшин!
В. Михайлов
июль 2020
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.