Менее недели осталось до дня выборов президента Белоруссии. И впервые за долгое время связанная с близкой к нам во всех отношениях страной повестка мощно врывается в российское информационное пространство. Митинги в Минске, оппозиционеры, которые внезапно предпочитают бежать от преследования не куда-нибудь, а в РФ, и, наконец, разумеется, громкая история с бойцами отечественной ЧВК (вообще весьма пикантная уже хотя бы тем, что в России официально не существует в правовом поле такая вещь, как частная военная кампания). Понятно, что до определённой степени перед нами плоды уже традиционного сознательного искажения, подмены новостями зарубежной хроники резонансных внутренних событий. В частности продолжают феноменальным и даже смешным образом замалчиваться в официозных СМИ происходящее в Хабаровске. Тем не менее, в Белоруссии объективно началось некое серьёзное движение, обострилась политическая борьба.
Геннадий Андреевич Зюганов опубликовал статью, где выразил как лидер партии свою развернутую позицию. Как подлинный интернационалист в ней Председатель президиума ЦК КПРФ оценивает происходящее с точки зрения белорусского народа, его интересов, тех возможностей и рисков, того выбора, который он должен совершить на текущем историческом перепутье. Не беря на себя смелость дополнять Геннадия Андреевича, в рамках данной заметки автору хотелось бы взглянуть на ситуацию под иным углом, а именно оценить через призму белорусских событий объективные результаты политики России в странах ближнего зарубежья, государствах, образовавших после распада СССР.
Итак, прежде всего до всякого дальнейшего анализа необходимо вынести первичный, главный тезис, который будет звучать так: коренным интересом нашей страны является развитие процесса интеграции на постсоветском пространстве. Примечательной особенностью его является то, что он оказывается на текущем историческом этапе одинаково справедливым для всех классов, составляющих российское общество, всего нашего отечества в целом. Это принципиально важно.
С точки зрения буржуазии РФ в случае восстановления единого экономического комплекса на территории прежнего Советского Союза именно она как крупнейшая, обладающая наибольшими капиталами, окажется там экономически господствующей. Народнохозяйственный комплекс СССР планировался и строился как единое целое. Появление государственных границ сказалось на его функционировании самым губительным образом – и последствия продолжают ощущаться до сегодняшнего дня. Интеграция позволит раз и навсегда избавиться от разного рода политических осложнений, угрожающих критически важному для олигархии РФ процессу вывоза сырья, создаст достаточно крупный и самодостаточный рынок сбыта, который позволит уверенно смотреть в будущее даже в условиях сохранения и упрочения секторальных санкций. Суммарное население государств постсоветского пространства насчитывает округлённо 300 миллионов человек, что сопоставимо с числом жителей Соединённых Штатов (328 миллионов) и Евросоюза (453 миллиона) и даёт шансы на выживание в глобальной конкуренции.
С точки зрения пролетариата восстановление разрушенного единства территорий, составлявших Советский Союз, является важнейшей предпосылкой также и для воссоздания его политэкономической системы. Успех интеграции нанесёт решающий удар по множеству правых и ультраправых движений, эксплуатирующих межнациональные противоречия, покончит с терзающими непрерывно все 30 лет с 1991 года народы бывшего СССР кровавыми войнами. Она устранит оказывающую губительное воздействие на борьбу масс критическую неоколониальную зависимость целого ряда ныне существующих государств-лимитрофов, играющих роль санитарного кордона против России. Общее информационное, культурное, образовательное пространство похоронит возрождающиеся в некоторых изолированных обществах пережитки и архаику. В целом численность и роль пролетариата возрастёт вместе с переходом единого государства (которое можно условно назвать Евразийским Союзом, либо как-то иначе – последнее по существу не принципиально) из разряда чистой ресурсной периферии в статус одного из игроков мировой капиталистической системы. Казалось бы, в свете вышеизложенного мы должны наблюдать активную и непреклонную политику Москвы, направленную на интенсификацию интеграции. Нет никаких сомнений, что она нашла бы самую широкую народную поддержку (что само по себе тоже важно в свете непрерывно ведущейся правящей кликой борьбы за укрепление рейтинга президента, как необходимого для неё элемента сохранения социальной стабильности).
Что же мы наблюдаем в реальности?
Белоруссия — страна, теснейшим образом связанная с Россией. Исторически, экономически, культурно, в языковом отношении, через родственные и семейные узы. Если есть ещё народ, в отношении которого можно без скорбной иронии или лукавства с полным правом использовать эпитет “братский”, то для нас это именно белорусы. Наконец, именно здесь интеграция имеет наиболее мощную политико-правовую основу в виде договора о Союзном государстве. Этот документ был ратифицирован 26 января 2000 года, т.е. как раз незадолго до избрания президентом РФ Владимира Путина. С тех пор минуло двадцать лет его фактически бессменного правления (несамостоятельность Дмитрия Медведева во время его срока была очевидна всем, включая его самого). За все эти долгие годы никаких значимых перемен в части наполнения Договора реальным содержанием не произошло. Самым важным и сильным ходом в отношении интеграции оказалось создание Таможенного союза, но произошло это в июле 2010 года, иными словами уже более десятилетия назад. Наши геополитические оппоненты сумели за это время включить в евроатлантические структуры страны Прибалтики, привести к власти своих ставленников в Грузии, которые в дальнейшем спровоцировали Осетинскую войну, дважды организовали в своих интересах смену власти на Украине, оказывают самое ощутимое влияние на все государства бывшего СССР.
Лишь в последние годы руководство РФ стало активно увязывать экономическое взаимодействие с Белоруссией, предоставление кредитов, льгот и иных преференций с ускорением интеграционных процессов. Причём это давление, оказывавшееся непоследовательно и бессистемно, привело скорее к противоположным последствиям. Минск не признал воссоединение Крыма с Россией, неоднократно начинал весьма двусмысленные игры с резко враждебным Москве украинским руководством, вообще показательно фрондировал. Наконец отношения охладились до того, что в рамках решения своих внутренних проблем Александр Лукашенко считает для себя возможным пойти на весьма масштабную провокацию с арестом большого количества российских граждан. Вполне очевидно, что задержанные люди действительно являются членами негосударственных вооруженных формирований, но не менее явно и то, что их действительные цели и планы были связаны с чёрным континентом, но никак не Белоруссией. И, что особенно важно, об этом руководству КГБ и иных белорусских спецслужб известно. Это, как ни крути, недружественные действия. Даже если события не станут развиваться по наихудшему сценарию и тех из числа арестованных, кто участвовал добровольцем в войне на Донбассе, не выдадут на расправу СБУ, а подобный риск существует, всё равно пока что есть тенденция к ухудшению положения. Всё сильнее меняется публичная риторика официальных представителей сторон. Налицо глубокий кризис в отношениях между двумя странами, ранее считавшимися наиболее тесными союзниками.
В политике хороши те методы, которые ведут к достижению цели. Мягкое ли наращивание влияния, жесткое давление – задача дипломатии, а глобально стоящего за её спиной политического лидера состоит в том, чтобы отыскать эффективный способ действий. По итогам двадцати лет – то есть более чем достаточного периода времени, чтобы выстроить свою линию именно так, как ты этого желаешь, минимизировав влияние решений предшественников (хотя багаж 1990-х в конкретном случае Белоруссии следует признать даже благоприятным для дела интеграции), когда обстоятельства не раз складывались для нас удачно, открывали окна возможностей, мы пришли к полному и глубокому провалу! Победа ни одной из соперничающих в Белоруссии сил не приведёт к по-настоящему позитивным для России последствиям. Успех Лукашенко будет означать продолжение инерционного сценария развития событий. Вялый торг, непринципиальные уступки, уклончивые ответы, виляющие манёвры. Победа оппозиции с наибольшей долей вероятности запустит сценарии близкие к постмайданным. Уже сейчас отличительная особенность выступающего против действующей власти движения – использование националистической символики: герба “Погоня”, красно-бело-красного флага и других подобных. Соперница Лукашенко в борьбе за пост президента Светлана Тихановская дала 30 июля интервью российским СМИ. В целом оно производит совершенно беспомощное впечатление, что в принципе объяснимо, ведь в действительности политиком является её муж, которого супруга лишь вынужденно замещает, поскольку того под процедурными предлогами не допустили до гонки. Но даже с учётом этого, общего тона заявлений в стилистике “за всё хорошее и против всего плохого”, ни один из ответов Тихановской не может считаться обнадёживающим и отвечающим интересам России. Особенно настораживает уже сейчас чётко артикулированная позиция о ненужности для Белоруссии Союзного договора – и, соответственно, интеграции вообще. В корне – всё та же слишком хорошо нам знакомая самостийность, самоопределение, свидомость.
Таким образом, приходится констатировать – на белорусском политическом поле нет игроков, которых можно бы было назвать в полной мере пророссийскими. Схожим образом дело обстоит и в подавляющем большинстве других стран. Мы оказываемся вынужденными делать ставку на консервацию существующих режимов постсоветского пространства, потому что альтернатива им всегда оказывается для России ещё более невыгодной. Так поддерживали в своё время абсолютно негодного Януковича, ещё раньше – “дружили” с такими персонажами, как Кучма, Шеварнадзе, укрепляли положение совершенно карикатурных диктаторов в Средней Азии. Причём всё это – заведомо проигранные партии, оттягивание неизбежного. Все эти режимы, стремясь к самосохранению, всё равно постоянно рыскают в поисках любых политических подпорок, ни один из них никогда не был в полном смысле слова союзным РФ, ни про один из них нельзя было сказать даже в духе известной максимы, что это, конечно мерзавец, но наш мерзавец. Россйиская армия, слава богу, пока ещё достаточно крепка, чтобы обеспечивать эффективную классическую силовую компоненту внешней политики: в Крыму в виде “вежливых людей”, в Сирии и некоторых других точках на карте мира. Но того, что принято именовать soft power, мягкой силой, в арсенале современной России просто нет! Кремль оказался фатально неспособен ни отыскать надёжные инструменты воздействия на постсоветские элиты (при том, что практически все они имеют активы и бизнес интересы в РФ), ни сформировать структуры и разработать доктрины, способные привлечь на свою сторону массы простых граждан. Пример Украины 2014 показывает – даже в тех случаях, когда люди самоорганизовывались под российскими флагами, их движение не сумели подхватить, поддержать, сколь либо успешно использовать.
Сравнительно недавно во время очередного витка обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха руководитель информагентства RT Маргарита Симоньян (сама к тому же имеющая армянское происхождение) выдала наполненный обидой пост в социальных сетях, где жаловалась на неблагодарность со стороны руководства Армении, потребительское отношение к оказываемой со стороны России протекции. Смотрелось это откровенно жалко, а самое печальное – госпожа Симоньян видимо просто не понимает, что по существу претензии она должна адресовать главным образом самой себе. В её руках – потенциально мощный канал влияния на умы, имеющий достаточно высокий уровень технического оснащения, профессиональные кадры, значительный бюджет. Кто нам виноват в том, что с помощью всё того же RT РФ не в состоянии добиться медийной гегемонии на постсоветском пространстве, задавать тон общественного мнения, формировать и даже отчасти навязывать свою повестку? Да, в нынешней Армении, при том, что её благополучие и вообще будущее в реалиях постепенного формирования оси Анкара-Баку полностью зависит от поддержки со стороны Москвы, а огромную долю национального дохода обеспечивают денежные переводы из работающей в России диаспоры, тоже нет в полном смысле слова пророссийской политической силы.
И это позорно!
В чём причина? Почему такие слабые результаты на архиважном для страны направлении? Вспоминается чеканная формулировка господина Милюкова: это глупость или измена? Вероятно и то, и другое разом. Правящая клика РФ должна понимать, что провалы политики интеграции не могут оставаться без последствий. Практически все постсоветские лимитрофы в качестве суверенных государств де факто имеют ограниченную жизнеспособность, обречены на вхождение в чью либо сферу влияния. Если не мы, то наш враг. Новый санитарный кордон, появление множества очагов напряженности. Объективно это создает как серьёзные риски военного характера (упрощая, хотя кто знает, может и до этого однажды докатится, ракеты НАТО в условных Полтавщине и Черниговщине), так и предпосылки для постепенного экономического удушения России. Зависимые полуколонии будут отказываться даже от выгодных хозяйственных связей по команде своего заграничного суверена. Так были уничтожены многие сохранявшиеся с советского времени производственные цепочки после Майдана, в том числе высокотехнологичные: в двигателестроении (ряд военных кораблей, заложенных для флота РФ, простоял на стапелях на 5-6 лет дольше положенного из-за того, что их двигательные установки пришлось разрабатывать и вписывать в проект заново), авиастроении (накрылось медным тазом всё взаимодействие с корпорацией Антонов), ракетостроении (совместные проекты с Южмашем) и другие.
Негативные последствия неудачи сколь разнообразны, столь и очевидны. И, несмотря на это, Москва всё равно не может переломить положение, хуже того, не видно даже действительно стоящих упоминания попыток это сделать. Приходится признать, что сейчас и неопределённое пока время в дальнейшем России придётся пожинать плоды скудоумия руководящей элиты, неуклонного снижения уровня её профессионализма. Между Хочу и Могу, как известно, порой пролегает бездонная пропасть. Вероятно, всё таки желая доминировать в пространстве бывшего СССР, истеблишмент РФ не обладает необходимыми навыками, чтобы этого добиться. Отрицательный отбор, негативная селекция проявляется здесь особенно наглядно. Если внутри страны есть возможность не столько действительно достигать результата, сколько симулировать его политтехнологическими средствами, то в борьбе с реальным и деятельным оппонентом (а США и евроатлантические структуры несомненно являются таковым), нужно нечто большее. О чём можно говорить, если полномочный представитель нашей страны в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины такой ценный специалист и высококлассный дипломат, как Борис Грызлов?
Олигархия РФ носит ярко выраженный компрадорский характер, её политика вступает подчас в противоречие даже с интересами более широких слоёв их собственного буржуазного класса. Горизонт планирования крайне низок. Некогда автора этих строк поразила информация, что незадолго до войны 08.08.08 российский крупный капитал владел огромными активами в Грузии, иногда – до степени монополии. Такие значимые части хозяйственного комплекса, как газотранспортная система страны, мобильная телефония принадлежали кампаниям из России практически полностью. Как наша страна этим воспользовалась, чтобы вынудить Тбилиси как минимум уважать свои интересы в Закавказье, не говоря уже о чём то большем? Никак! Схожая ситуация – нынешнее активное хозяйственное взаимодействие с украинским олигархатом, политическая отдача от которого практически равна нулю.
Сила власти определяется отнюдь не числом людей с дубинками и пистолетами в её распоряжении, а способностью отвечать на вызовы времени, решать задачи не создавая при этом узлов новых противоречий. Отечественная правящая клика, в том числе и прямо сейчас, возвращаясь к белорусскому примеру, демонстрирует свою беспомощность и бездарность. И это неизбежно окончится плохо: либо для неё, либо для России. Нам решать для кого.
Персс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Оставим мечтания и рассуждения автору. Обстановка в Беларуси тревожная. Оппозиция овладела улицей. Сторонников власти не видно. «Майданутые» рвутся к богатству любой ценой. Народ наблюдает. Похоже на митинги ДемРоссии, крушившей СССР.
Защищать от оппозиции пассивное большинство власти не с руки. Выборы выборами, но инициатива у оппозиции, а большинству все
безразлично. Если получит то же, что и украинцы, разграбленную
страну, нищету и вымирание, оно этого заслуживает.
События в Белоруссии — провокация запада, но и наши хороши, особенно сми, поливали грязью. Подлили масла в огонь, а теперь в красочных тонах расписывают события. https://www.mk.ru/amp/politics/2020/08/11/tikhari-iz-kgb-krov-na-asfalte-v-minske-nachalsya-koshmar.html
Кошмар — когда раскручивали, лили грязь, а теперь что? Среди протестующих есть граждане России.
Кто-то призывает к жёстким действиям, возможно и правильно, но как отреагируют те, кто держится пока в стороне. Ищите руководителей (тех, кто даёт команды) и задерживайте, организаторов все равно не достать — это западные спецслужбы.