Двадцатилетие трагической гибели «Курска»

Двадцатилетие трагической гибели «Курска»

20 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории русского флота. 12 августа 2000 года атомный подводный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море после взрыва на борту. Весь экипаж, 118 человек, погиб.

Трагедия атомного подводного крейсера потрясла всю страну. До этого случались и другие серьёзные аварии на атомных подводных лодках, но они имели очевидные причины. Тут корабль погиб у своих берегов, буквально на глазах у всей России. Была надежда, что спасут хоть часть героического экипажа. Страшная гибель всех подводников стала мощным психологическим ударом по российскому государству. Национальной трагедией.


Развал советской державы


Гибель «Курска» есть результат гибели Советского Союза и советских вооруженных сил. Началось всё ещё в октябре 1986 года. В шахте ракетного крейсера стратегического назначения К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты. Экипаж удалось эвакуировать, корабль затонул. На подлодке погибло 4 человека, впоследствии из членов экипажа, которые пережили катастрофу, умерли ещё четыре человека. Причина — «халатность»: на подводном корабле была серьёзная неисправность, но его всё равно отправили в поход. Следующая трагедия — гибель атомного подводного крейсера К-278 «Комсомолец» в Норвежском море в апреле 1989 года. Тогда погибло 42 человека. Подлодка затонула в результате пожара. Причины аварии тоже были связаны с халатностью командования, отвечавшего за боевую подготовку моряков. Её «упрощение» снизило качество подготовки экипажей и вследствие этого увеличило аварийность и травматизм. Подлодка ушла в поход с неисправной техникой (газоанализаторами).

В августе 2000 года погибла АПЛ К-141 «Курск». Подготовка кадров со времени «перестройки» лучше не стала, скорее, наоборот. Погибла мощная и высокоразвитая в области науки и технологий цивилизация. Экономика, дававшая 20% мирового ВВП. Великая держава, бывшая первой в космосе, находившаяся среди лидеров в тяжелом машиностроении, станкостроении и робототехнике. Один из основных признаков военного, промышленного и технологического могущества — это флот, подводный и атомный в первую очередь. Лишь немногие державы могут позволить себе такой флот. Нет научной, образовательной, кадровой, технологической и промышленной базы — нет и такого флота.

В конце 1980-х и в 1990-е годы мы утратили статус военной, научно-технологической просвещённой сверхдержавы. Нас отбросили в прошлое, на уровень сырьевого полуколониального придатка Запада и Востока. Соответственно, РФ не должна была обладать таким атрибутом великой державы, как атомный подводный флот. «Комсомолец» и «Курск» — своего рода символы уничтожения высокоразвитой советской цивилизации.


Распад и показуха


Деградация вооруженных сил, развал, бардак и материальные трудности за годы горбачёвской перестройки и ельцинских реформ к 2000 году дошли до катастрофического уровня. Финансирование армии и флота было на самом низком уровне, боевая подготовка упала до нуля. В частности, из-за отсутствия ГСМ. Офицеры кончали с собой из полной безнадеги, безысходности и безденежья. Рушились семьи. Кто-то ушёл в коммерсанты и преступники.

Когда правительство возглавил Владимир Путин, офицеры стали вовремя получать денежное довольствие. Однако разрушительная инерция ещё преобладала. Армию и флот поразила «показуха». Москва решила показать, что Россия восстанавливает присутствие своего флота в Мировом океане. В 1999 году К-141 участвовала в походе в Атлантический океан и Средиземное море. На 2000 год был запланирован поход в Средиземное море в составе авианосной группы Северного флота.

По официальной версии, причиной гибели АПЛ стал взрыв в торпедном аппарате №4 перекисно-водородной торпеды 65-76А. Торпеда была произведена в 1990 году, её срок истекал в 2000 году. Это торпеда, чрезвычайно сложная в эксплуатации и сравнительно опасная в хранении. Корабельный боевой расчет «Курска» никогда не стрелял такой торпедой. Двух матросов-торпедистов БЧ-3, в том числе командира отделения, включили в состав экипажа корабля вообще накануне выхода в море. Они не прошли полного курса обучения. То есть начальники не подготовили экипаж к стрельбе самой сложной торпедой. Кораблю нельзя было ставить такую задачу. Кроме того, «Курск» должен был произвести испытание управляемой самонаводящейся электрической торпеды УСЭТ-80 калибра 533 миллиметра. Сплошная показуха: кому-то хотелось блеснуть на учениях, выполнить сразу два сложных задания. В условиях кадрового голода на флоте, недочётов в боевой подготовке. Плюс технические упущения. В итоге — катастрофа.

Гибель «Курска» — это результат недочётов боевой подготовки, ошибок и очковтирательства высшего командования флота. По сути, спасти адмиралов от уголовного преследования было политическим решением. «Что греха таить: мы же знаем, в каком состоянии тогда находились вооруженные силы. Откровенно говоря, ничего удивительного нет. Но трагедия колоссальная, столько людей погибло», – сказал президент РФ В. В. Путин в фильме А. Кондрашова «Путин» через много лет после гибели К-141.

Уголовное дело по факту гибели «Курска» было закрыто в 2002 году. Его закрыли, так окончательно и не определив, что вызвало взрыв торпеды на борту АПЛ. Поэтому существует несколько неофициальных версий катастрофы, которые имеют много сторонников и опираются на факты, которые не укладываются в официальную версию. В частности, это столкновение с подводным объектом (вероятно, столкновение с иностранной субмариной); торпедирование американским подводным крейсером; торпедирование учебной торпедой, которую выпустил сам «Курск» и т. д. Правда могла вызвать серьёзные политические осложнения, и её скрыли от общественности.

Стоит отметить, что служба подводников тяжелее и опаснее, чем у космонавтов на орбите. А уроки «Курска» до сих пор не усвоены в полной мере. Россия по-прежнему сохраняет сырьевую модель экономики (по сути, колониальную). Живёт за счёт продажи ресурсов за бесценок. Передовые отрасли промышленности (станкостроение, робототехника, машиностроение, электроника и пр.) в упадке, налицо технологическая зависимость от Запада и Востока. Правда, многое сделано для развития спасательной морской техники. Но у флота есть только одно спасательное судно океанского класса «Дельфин» — «Игорь Белоусов», а такие суда надо иметь во всех флотах.

АВТОР:

Самсонов Александр

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *