В заключительные августовские дни нынешнего года отмечается 230-летие начала масштабного освоения русскими первопроходцами Северо-Американского континента. 19.08 (30.08).1790 из порта Охотска на побережье Охотского моря в сторону Аляски отправился в опасное плавание галиот “Три святителя” под командой штурмана Д.И. Бочарова. Старшим экспедиции был подписавший незадолго до этого договор с купцом Григорием Ивановичем Шелиховым — совладельцем Северо-Восточной Американской компании (с 1799 – Российско-Американской компании/РАК) — “каргопольский купец Иркутский гость Александр Андреевич Баранов”, который соглашался на выгодных условиях управлять компанией Шелихова в течение пяти лет. Этим же договором А.А. Баранову позволялось самостоятельно нанимать служащих. Первым человеком, которого нанял Александр Андреевич Баранов, стал его друг и почти земляк Иван Александрович Кусков. Баранову на момент отплытия из Охотска было почти 44 года, а его помощнику только — 25 лет. Несмотря на разницу в возрасте в 19 лет оба они, родившиеся на Русском Севере (Баранов — в Каргополе/ныне Архангельская область, Кусков — в Тотьме/нынешняя Вологодская, расстояние между которыми по прямой — чуть более 250 км), отлично понимали друг друга и ладили между собой.
Командировка в Северную Америку затянулась для обоих надолго: А.А. Баранов провёл там вместо 5 лет всю оставшуюся жизнь — почти 28 лет (до 1818 г.) и так и не вернулся в родной Каргополь, а И.А. Кусков — 31 год (по 1821 г.), но смог вернуться на родину — в Тотьму, хотя и прожил там после возвращения совсем немного. Немного о нынешнем юбиляре Иване Александровиче Кускове.
Согласно первому биографическому описанию, датированному 1848 г. (через 25 лет после смерти), “Иван Александрович Кусков был первоначально тотемский мещанин. Он родился в 1765 году (точная дата неизвестна – ред.), нрав имел весёлый, в обхождении с людьми был ласков, в исполнении верен. В 1787 году, 22 лет от роду, он отправился из Тотьмы в разные города Российской империи, достиг Иркутска и там в 1790 году 20 мая заключил контракт с каргопольским купцом, жившим в Иркутске, Александром Андреевичем Барановым”.
По условиям указанного контракта И. А. Кусков — в силу вынужденных обстоятельств — отдавал себя в полную долгосрочную зависимость А. А. Баранову: “Обще условились, чтобы из нас Баранову взять меня, Кускова, от вышеописанного числа и мне, Кускову, быть при нем, господине Баранове, при коммерческой должности и следовать с ним отсюда до Якутска и до Охотска, с ним же, господином Барановым, в морской вояж ко Американским берегам в компанию тамо промысла господина Голикова и Шелихова; когда же оттуда будет Ваш, господина Баранова, обратный самих выход в Охотск, то тогда и меня тамо не оставляя; вывесть с собою обратно в Ыркутск… К содержанию моему пища и в разъездах подводы и прочие пристойные расходы будут Ваши, господина Баранова, а с меня за все это нисколько не требовать… Одежду же и обувь иметь мне, Кускову, собственную свою”.
A.A. Баранов принимал на себя обязательство выплачивать И. А. Кускову из своего собственного заработка в колониях “один пай суховой звериного и прочего промысла, да сверх сего денежной платы по сту рублей за год”. Однако обещанный щедрый заработок, не сулил И. А. Кускову богатства: в соответствии с контрактом почти все заработанные деньги должны были поступать в погашение долга в сумме 1690 рублей тотемскому купцу А.П. Нератову. Именно полная безысходность могла вынудить И. А. Кускова принять такие тяжёлые условия найма на расчётный срок продолжительностью 22 года. Поэтому, заверяя печатью подписи А.А. Баранова, И.А. Кускова и третьего заинтересованного лица — тотемского купца А. П. Нератова, Иркутский верховный надворный суд оговорил, что сей контракт подписан мещанином Кусковым “по добровольному его согласию”.
Интересно отметить, что в переписи жителей Тотьмы 1811 г упоминается об единственном оставшемся в живых родном брате Ивана Кускова — Петре, которому тогда исполнилось 38 лет, а о самом И. А. Кускове было записано: “Находится в Американской компании на острове Кадьяке (второй по величине остров в современных США – после острова Гавайи — ред.) бес пашпорта”.
Таким образом, уехав из родной Тотьмы “бес пашпорта” и поступив на службу к А. А. Баранову, И. А. Кусков на галиоте «Три Святителя» вышел из Охотска 19.08 (30.08).1790. В нынешнюю Бухту Трех Святителей на Кадьяке Баранов и Кусков прибыли лишь 27.06.1791 в кожаной байдаре, построенной на острове Уналашке, где они провели зиму после крушения их судна. Исследователи отмечали, что “Баранову недоставало людей для усердного содействия. Один только помощник его, Кусков, имел лучшие других сведения и образованность”.
Помощнику правителя И. А. Кускову, как и его непосредственному начальнику А. А. Баранову, требовался немалый организаторский талант и твёрдость, чтобы держать в повиновении вольницу русских промысловиков, снабжать их провизией и всем необходимым, организовывать большие байдарочные партии алеутов для промысла морского зверя, возводить русские крепости и разведывать удобные места для новых крепостей, обороняться против недружественно настроенных индейцев-тлинкитов, строить и спускать на воду парусные суда, завязывать торговые сношения с приходившими в русские поселения американскими “корабельщиками”.
Условно жизнь И. А. Кускова в Российских владениях в Америке можно разделить на два периода: аляскинский (1791 — 1808), который стал для него школой хозяйствования и управления под руководством А.А. Баранова, и калифорнийский (1808—1821), когда она стал самостоятельно заниматься организационно-хозяйственной и дипломатической деятельностью. С самого начала И. А. Кусков часто замещал А. А. Баранова во время его длительных отлучек: он оставался за правителя на Кадьяке (в 1796 и 1800 гг.), в Ново-Архангельске/ ныне г. Ситка (1806—1808 гг.). Также он был начальником Константиновской крепости в Нучеке в Чугацком заливе/ныне залив Принс-Уильям в составе залива Аляска (1798—1799 гг.). Родившийся на реке Сухоне/левая составляющая Северной Двины И.А. Кусков умело управлял русским поселением в морском заливе Якутат (1802—1803 гг.), проявил незаурядную храбрость, возглавляя байдарочные партии алеутов численностью до 470 байдарок и исследуя североамериканское побережье от залива Якутат до острова Ситха (1801, 1802 гг.). В порядке подготовки И. А. Кусков командовал отрядом около 900 человек, совершившим на 400 байдарках в трудных погодных условиях переход из Якутата к Ситхе/Ситке для осуществления барановского плана повторного водворения русских на острове Ситха (1804-1805 гг.).
По мнению историков, имя И. А. Кускова неразрывно связано с созданием русского судостроения в Америке: под его наблюдением были построены и спущены на воду парусники «”Ермак» и “Ростислав (1803-1804 гг.), бриг “Ситха” (1807 г.) и трёхмачтовое судно “Открытие” водоизмещением 320 т (1808 г.) в Ново-Архангельске. Тогда же была заложена шхуна “Чириков”, имя которой наравне с именем И. А. Кускова вошло в историю освоения русскими Калифорнии. Уже в крепости Росс под его руководством были построены и спущены на воду галиот “Румянцев” водоизмещением 160 т и бриг “Булдаков”, 200 т, заложен бриг “Волга” и заготовлен лес ещё для двух судов.
25.09.1805 по представлению А. А. Баранова прибывший в Ново-Архангельск полномочный представитель Главного правления РАК, камергер двора Н. П. Резанов вручил И. А. Кускову золотую медаль “За усердие” на владимирской ленте для ношения на шее. Одновременно было возбуждено ходатайство перед Александром I о присвоении И. А. Кускову чина коммерции советника (для чего указом императора И. А. Кусков должен был быть переведён в купеческое сословие, ибо в соответствии с “Табелью о рангах” чин этот мог получить российский подданный, состоявший в сословии не ниже купеческого). Чин коммерции советника был присвоен И. А. Кускову 12 октября 1806 г. Весть об этом пришла в Ново-Архангельск 12.12.1807 (исполнилось ему тогда уже 42 года).
1808 год был в жизни И. А. Кускова переломным. В августе А. А. Баранов объявил о переводе главной колониальной конторы из Кадьяка в Ново-Архангельск. Перемещение столицы Российских владений в Америке послужило как бы сигналом к новому стремительному броску русских — к берегам Калифорнии. Хотя для российских колонистов на Аляске калифорнийский этап начался пятью годами раньше, в октябре 1803 г., когда с Кадьяка к калифорнийским берегам были направлены первые русские промышленники с алеутами-охотниками для совместного ведения зверобойного морского промысла. Отряд достиг района, лежащего несколько южнее залива Сан-Франциско, и успешно вел промысел. За этим походом последовали новые — в 1806 и 1808 гг.
Но по-прежнему острой
оставалась необходимость поисков более надёжного постоянного источника
снабжения российских поселений в Америке. Эту идею постарался осуществить “корреспондент”
РАК Н. П. Резанов, имевший все необходимые для этого полномочия, в т.ч. от
императорского двора, члены которого также были акционерами РАК. В начале 1806 г. он первым из россиян пришел
в порт Сан-Франциско с тем, чтобы наладить взаимовыгодные торговые связи русских
поселений на Аляске с испанскими колониями в Калифорнии. “Там он ознакомился с
свойствами климата, наслышался о плодородии земли, о пространстве оной,
остающемся впусте и получил мысль занять одно из сих, никем не занятых, мест во
владение России, с намерением учредить заселение, и произведениями оного
снабжать населения наши на Севере на островах Алеутских”.
Два года спустя И.А. Кусков был призван воплотить в жизнь эти планы. Уже не
простой служащий РАК, а по коммерции советник Иван Александрович Кусков вполне
подходил для продолжения торгово-дипломатической миссии. Задача, поставленная
перед ним, была сложной — установить постоянные торговые связи с Калифорнией,
выбрать место на калифорнийском берегу, формально не принадлежащее ни одной из
европейских держав, и основать там русское поселение, которое со временем могло
бы превратиться в житницу, снабжающую продовольствием не только русские
поселения на Аляске и Алеутских островах, но и на всем Охотско-Камчатском
побережье.
Однако прежде чем И. А. Кускову удалось закрепиться в Северной Калифорнии, он несколько
раз на разных судах ходил из Ситхи в Калифорнию. Впервые он посетил Калифорнию
на корабле “Мирт-Кадьяк” (15.10.1808 — 04.10.1809). Был уже январь 1809 года,
когда И.А. Кусков обнаружил прекрасный залив, носящий название Бодега,
находившийся в шестидесяти милях к северу от залива Сан-Франциско. Кускову
очень понравились как залив, так и окружающая его местность. Немного севернее
залива Бодега он обнаружил устье реки, не имевшей названия, которую он решил
назвать Славянкой/ныне Русская река. Земля оказалась хорошей для земледелия и
весь участок побережья с его прекрасным заливом казался идеальным для основания
там селения и базы компании. На берегу залива Бодега была закопана медная
доска, на которой было выгравировано «Земля российского владения» и
номер «14». Место под будущее поселение РАК приобрела у местных
индейцев. РАК не отняла землю у индейцев (как это делали испанцы), а приобрела
территорию в 1000 акров за мешок итальянских бусин, несколько пар брюк, 2
топора и 3 одеяла. Всё это было необходимо для дальнейшего существования и
благополучия Ново-Архангельска.
Как пишет один из исследователей, “В феврале месяце 1812 года на судне “Чириков” отправлен был к берегам Нового Альбиона отряд промышленных под предводительством Кускова, которому поручалось на избранном им месте основать поселение и крепость, при небольшой бухте, под 38° сев. шир. и 123° вост. долг., (по гринвичскому меридиану) в 18 итальянских милях от порта С.-Франциско. Спустя три месяца главные сооружения были окончены, и 30 августа, в день тезоименитства покойного государя императора Александра Павловича, последовало, при пушечной пальбе, открытие крепости, которая «по вынутому жребию, положенному пред иконой Спасителя, названа была Россом”.
Забегая вперёд, скажем, что
крепость Росс принадлежала России до 1841 г. и была продана
Российско-Американской компанией гражданину США швейцарского происхождения
Джону Суттеру.
Вплоть до конца 1821 г. правителем крепости и селения Росс был И. А. Кусков.
Вблизи крепости успешно занимались огородничеством — разводили картофель, репу,
салат, капусту, тыкву, горох, бобы, сажали дыни и арбузы; садоводством —
посадили яблони, персиковые деревья, виноградные лозы, которые плодоносили.
Хорошие урожаи давал табак малороссийского и виргинского сортов, в саду цвели
розы. Однако надежды на хлебопашество не оправдались — с зерновыми культурами
было сложно. Также в Россе развели домашний скот, мясо засаливали в бочках, из
сала отливали свечи; сбивали масло, выделывали кожи, овечью шерсть, но и это не
могло удовлетворить потребностей русских поселений на Аляске.
И.А. Кусков отбыл на родину из основанной им крепости спустя в конце 1821. Путь в родную Тотьму оказался долгим: только в начале июля 1823 года первый правитель крепости Росс прибыл домой. Однако в Санкт-Петербург, где находилось Главное управление РАК, на обратном пути из Америки он не заехал. Видимо, Иван Александрович чувствовал себя скверно. Ещё когда он находился в Калифорнии, летом 1820 г. была сделана следующая дневниковая запись: “Продолжая служить 30 лет в Америке [И. А. Кусков], потерял здоровье и зрение”. Теперь, вернувшись в Тотьму, И. А. Кусков принялся было за налаживание своих деловых связей, но дни его были уже сочтены. В октябре 1823 г., через три месяца после возвращения из Русской Америки, его не стало.
По свидетельству тотемского краеведа Н.А. Черницына, “И. А. Кусков был похоронен в Спасо-Суморином монастыре (Тотьма), против середины алтаря Преображенского собора. В 1920 г. на его могиле, случайно мною обнаруженной, была известковая плита с высеченной надписью, совершенно вросшая в землю и на 3/4 покрытая дерниной. Позднее, при “ликвидации” кладбища, плита исчезла”. Хотя могила считается утраченной, но сегодня на месте предполагаемого захоронения стоит деревянный крест и лежит якорь.
В Тотьме, на правой стороне узенькой улочки, сбегающей к набережной реки Сухоны от церкви Рождества Христова стоит одноэтажный бревенчатый дом — “пятистенок”/Чкаловский пер., д. 10. Пять окон в строгих, скупо профилированных побеленных наличниках смотрят на улицу. В этом доме, как установлено, провёл последние месяцы своей жизни и умер И.А. Кусков. На главном фасаде — доска с надписью: “Дом И. А. Кускова, исследователя Северо-Западного побережья Северной Америки (1765-1823)”. Ныне здесь располагается дом-музей И.А. Кускова.
Имя И. А. Кускова чтут в
США: в 1907 г. штат Калифорния приобрел земли, на которых расположена крепость
Росс. В 1915 г. была реставрирована часовня, в 1926 г.- одна из крепостных
башен, в 1940 г. — так называемый “комендантский дом” последнего правителя
крепости Росс — А. Г. Ротчева, частокол; была заново возведена вторая
крепостная башня. Но пожар 1970 г. нанес Россу огромный ущерб — погибла часовня
и старый русский колокол. Другой пожар не пощадил “комендантский дом”. Но эти
печальные события сплотили американцев, в т.ч. русского происхождения, которые интересуются
историей своей культуры, в стремлении восстановить часовню в ее первоначальном
виде, а также отлить новый колокол, в точности повторяющий погибший.
Очень большую помощь в подготовке реставрации оказала администрация штата
Калифорния, ибо сегодня Форт-Росс — национальный парк и памятник штата.
Энергичную деятельность в деле сохранения и восстановления Форта-Росс развило
Американо-Русское историческое общество. Много сил отдали этому молодые
энтузиасты из семей русских старожилов Калифорнии. В середине сентября 1973 г.
в Лос-Анджелесе возникла новая небольшая группа энтузиастов-любителей, ратующая
за сохранение памятников русской истории в Калифорнии. Эта группа называет свою
организацию — “Друзья Форта-Росс”. В докладах и брошюрах,
которые издает эта группа, видное место отведено основателю крепости Росс —
Ивану Александровичу Кускову. Был объявлен широкий сбор средств на
восстановление часовни Форта-Росс, часовня восстановлена по сделанному в свое
время макету; по заказу калифорнийцев в Бельгии отлит по специальным рисункам
новый колокол — точное повторение погибшего.
С 1925 г. ежегодно 4 июля в
Форте-Росс собираются многочисленные русские жители Калифорнии и других штатов.
В августе 1962 г. был торжественно отмечен 150-летний юбилей основания форта.
Над Россом рядом с американским флагом развевался трехцветный флаг Российско-Американской
компании. Форт-Росс был переведен в разряд федеральных исторических памятников,
и властями было приобретено около 500 акров земли вокруг форта. В Форте-Росс в
течение нескольких десятилетий американскими учеными велись археологические изыскания.
Властями штата Калифорния был ещё в 1976 году был разработан и со временем
реализован перспективный план восстановления Форта-Росс и создания на
территории, прилегающей к форту, научного и туристического центра, освещающего
русский период в истории этой части Северо-американского материка.
08.06.1974 Форт-Росс отмечал открытие восстановленной после пожаров части
форта. Как писал современный историк, “смотришь на колокол, висящий на
перекладине, на которую положен громадный букет полевых васильков, смотришь на
возрожденную из пепелища часовню, на дом правителя, более ста с лишним лет
стоящий на этом месте, на массивные стены, на угловые башни и вдруг чувствуешь
свое кровное родство с теми русскими людьми, которые построили этот форт;
чувствуешь неразрывную связь с людьми, поставившими этот памятник русской
культуры и русской славы на американской земле”.
В день 200-летия Соединенных Штатов Америки 04.07.1976 американцы русского
происхождения выпустили в свет медаль памяти основателя крепости Росс — И. А. Кускова.
В Калифорнии нашего соотечественника помнят. Будем помнить и мы одного из русских первопроходцев — Ивана Александровича Кускова!
В. Михайлов
август 2020
P.S.
Ежегодно во вторые выходные августа в Тотьме, первое упоминание о которой относится к 1137 году, проходит День города. В эти дни над городом плывёт незабываемый колокольный звон. Он напоминает в том числе и о славном уроженце Тотьмы — первом правителе крепости Росс. Хотелось бы предложить тем, у кого будет время и возможность, побывать в Тотьме — всего в 215 км от Вологды. Кстати, дальше по трассе Е-123 на северо-восток ещё через 235 км находится Великий Устюг, который в 1999 г. был объявлен родиной Деда Мороза.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.