По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Мария Панова
В такой специфической области здравоохранения, как стоматология, наши власти, похоже, руководствуются принципом: зачем вам зубы, если не на что есть? А если у вас есть, на что покупать еду, хватит денег и на зубы.
ПОЧЕМУ большинство наших стариков, особенно в провинции, стесняются улыбаться? Увы, всё просто, они не хотят пугать окружающих своими беззубыми улыбками.
А между тем, когда идёшь буквально по любому российскому городу, то на фоне колдобин, заваливающихся заборов, свалок и неухоженных домов всем своим великолепием поражают наряду с офисами банков, пенсионных фондов и с дворцами местных богатеев здания стоматологических клиник. Впрочем, вывеску с белоснежным зубом можно встретить и в подворотне в каком-нибудь замызганном сарайчике. Казалось бы, надо только радоваться, что у нас, как ни в одной стране мира, создан огромный рынок стоматологических услуг «на любой карман». Но вот почему-то этот факт совсем не радует…
Может быть, потому, что чиновниками, рулящими нашим здравоохранением, преднамеренно и наглухо забыто, что стоматология — это не только «индустрия красоты» и способ зарабатывания сверхприбыли, но, как кому-то не покажется странным, отрасль медицины, а значит, по Конституции все граждане страны, вне зависимости от толщины кошелька, имеют право бесплатно пользоваться её услугами.
Мне могут возразить: буквально в каждой бюджетной поликлинике принимает хотя бы один «бесплатный» стоматолог, который лечит по ОМС. Да, но попробуйте к нему пойти и бесплатно и, что важно, качественно вылечить или протезировать зубы. Печально: навязывание пациенту платных услуг активно используется и в бюджетных стоматологиях. Происходит это практически в ультимативной форме. Хочешь лечиться на новом оборудовании, современными материалами, с «хорошей анестезией», без очереди — плати.
С другой стороны, для врача это означает жёсткий план по выполнению платных услуг, и в случае их невыполнения частенько приходится стоматологу самому выкладывать недостающую сумму из собственного кармана. От тех, кто не согласен с этим и пробует бороться со сложившейся системой поборов, руководство клиник пытается избавиться. Как случилось, например, с честным доктором, работавшим в Курской областной стоматологической поликлинике, Евгением Артёмовым.
Сами врачи кулуарно признаются, что стоматология в нашей стране — большой коррупционный рынок. Здесь выстроена чёткая коррупционная вертикаль, которая начинается с огромных конкурсов на стоматологические факультеты, с проплаченных поступлений в вуз, с таксы на сдачу экзаменов и зачётов и выстраивается всё выше до назначения главврачей и завотделениями по принципу «однокурсник, земляк, родственник», на ежемесячных «заносах» руководству от рядовых врачей, на воровстве, откатах, махинациях с закупками оборудования, инструментов, материалов.
Это логично проистекает из отношения к этой специфической сфере здравоохранения как к коммерции. Отсюда — нечестные реклама и маркетинг с их своеобразными методами «завлечения клиента» в виде, например, всевозможных акций вроде «Две пломбы по цене одной!» или «Скидка 30 процентов на каждый второй зуб». Если всё перевести на человеческий язык, это может звучать лишь как «бесплатный сыр — только в мышеловке». Хозяева стоматологического бизнеса вовсе не заинтересованы сокращать свои сверхприбыли, поэтому снижение стоимости чаще всего происходит за счёт использования более дешёвых материалов и труда наиболее «дешёвых», а значит, менее квалифицированных сотрудников.
С другой стороны, обычной практикой работников частных стоматологий также является «раскручивание на деньги», когда пациенту настоятельно навязываются ненужные ему, но дорогостоящие процедуры. Однако и это не самая большая неприятность. За свои немаленькие деньги можно получить лечение совсем не того высокого качества, на которое рассчитывает пациент.
— Мой муж пошёл ставить пломбу, сказали, цена за один зуб три тысячи рублей, — рассказывает жительница Московской области. — Он решил поставить две пломбы. Сделав рентген, установили пломбы. На выходе объявили сумму: 12 тысяч. Но проблема даже не в этом. В итоге пошло воспаление, температура 39, рвота, так он терпел 2 дня, в понедельник пришёл с жалобой на плохое самочувствие. Ему сказали, что надо зуб удалять, удалили, на нём 2 кисты! Как вы делали рентген и не заметили их??! Сегодня второй день после удаления. Итог: муж в больнице! Положили на семь дней! Температура под 40, упал в обморок! Будут резать надкостницу! Спасибо, «тётя врач»…
Надзорные органы буквально завалены многочисленными жалобами пострадавших от всех видов стоматологической «помощи»: терапии, хирургии, ортопедии, имплантации…
И это третья после коррупционности и дороговизны проблема — квалификация и профессионализм кадров, которые во многих случаях просто удручают. Всё логично: студент, поступивший по коррупционной схеме на стоматфакультет, сдававший экзамены «через карман преподавателя», работающий в системе регулярных подношений «наверх», конечно, может к тому же совершенно случайно быть и профессионалом своего дела, но это совсем не обязательное условие его работы в стоматологическом кабинете. Мало того, как оказалось, можно вообще не заморачиваться с учёбой и просто купить диплом. И лишь случайные проверки помогут вдруг выявить такого псевдоспециалиста. Как, например, случилось с 29-летним Магсудом М., который с поддельным дипломом Самарского госмедуниверситета спокойно три года врачевал в нижнетагильской частной клинике.
Но, может быть, ещё страшнее то, что в стране трудятся не покладая рук стоматологи, реально окончившие институты, получившие настоящие дипломы, которых, однако, нельзя на пушечный выстрел подпускать к пациентам. Такие, например, как молодая врач-стоматолог из межрайонной больницы города Приозёрска Ленинградской области, которая во время лечения зуба у 12-летнего ребёнка одновременно разговаривала с коллегой, случайно уронила в горло маленькому пациенту медицинскую иглу-дильбор, не смогла достать и заставила ребёнка выпить воды, чтобы эту трёхсантиметровую иголку проглотить, уверяя, что та «выйдет естественным путём». В тот же день мальчика пришлось срочно госпитализировать и оперировать, так как иголка воткнулась в стенку желудка. Конечно, скорее всего, данный «врач» будет наказана по всей строгости закона. Однако возникает вопрос: каким образом такие «врачи» могут получать диплом и сколько ещё подобных «профессионалов» наштампует её альма-матер?
Нас ставят перед альтернативой: или садистские мучения с неизвестным исходом для здоровья, психики и даже жизни, но бесплатно, или относительно качественное лечение, но очень дорого. Так что большинству приходится лишь положить зубы на полку и стараться пореже улыбаться.
Комментарий редакции: Коммерциализация здравоохранения действительно обернулось бедой для всего населения. С каждым годом проблематичнее становится получение медицинской помощи разных видов. И самое ужасное в том, что никто не несёт ответственности за нанесение урона пациенту. Дело даже не в отсутствии жёстких мер в отношении виновных. Само внедрение рыночных стандартов в столь важную сферу жизнеобеспечения лишает россиян возможности нормального и безопасного лечения. Когда во главу угла поставлено получение прибыли, коммерсанты начинают идти на любые ухищрения, лишь бы упрочить своё финансовое положение. Опыт других стран (например США) наглядно доказывает, чем оборачивается коммерциализация медицины для населения. Поэтому только масштабный пересмотр проводимой социально-экономической политики, воссоздание основ Советского здравоохранения создаст нормальные условия, позволяющие народу получать бесплатную качественную и своевременную медицинскую помощь.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Да, к молодым врачам лучше не ходить. Безжалостны и неумёхи. Попал в реанимацию, как мы её называли, оживляшку. Там мне раз семь пытались воткнуть иглу в вену. Не смогли. Тогда воткнули иглу в шею и две недели вливали через неё физиологический раствор и магнезию. Заподозрил неладное, во мне крови всего литров пять будет. Спросил молоденькую врачиху, вы, что мне кровь решили сменить, вливая каждый день по 800 миллилитров? Нет, отвечает, это всё из вас выходит. Ну да, говорю, ага, по литру в день. Поняла, что сказала ахинею и дозу вливаемого заметно уменьшили. А товарищ погиб из за неверно поставленного молодыми диагноза.