По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Пётр Сидоров
Обещание властей существенно повысить уровень жизни пенсионеров после реализации пенсионной реформы больше неактуально. В план реализации национальных целей развития до 2030 года правительство РФ закладывает резкое снижение темпов реального увеличения пенсий.
ИНФОРМИРОВАННЫЙ телеграм-канал «Незыгарь» на днях опубликовал проект плана «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который был анонсирован Владимиром Путиным в конце июля с поручением правительству проработать конкретные детали и цифры. Предварительный результат этой работы таков. Согласно планам правительства, начиная с 2022 года в реальном выражении (то есть сверх инфляции) пенсии будут повышаться на величину, близкую к статистической погрешности. В 2022 году это будет 0,6%, в 2023-м — 0,4%, в 2024-м — снова 0,6%.
При средней пенсии в 14980 рублей (по данным Росстата на апрель 2020 года) её реальный прирост на 0,5% означает, что покупательная способность пенсионера вырастет на 75 рублей, то есть примерно на один доллар в месяц.
Такие темпы повышения пенсий могут сохраниться по крайней мере до 2030 года, то есть до окончания сроков реализации национальных проектов Кремля.
Согласно опубликованному документу, темпы повышения реальных пенсий по сравнению с текущими показателями замедлятся в разы. В 2013—2014 годах реальные пенсии увеличивались на 3,3% год к году, затем последовало их падение, когда на фоне крушения цен на нефть правительство приостановило индексацию. В 2017-м этот спад был частично компенсирован разовой выплатой в 5 тысяч рублей. Теперь же, в 2020-м, выплаты пенсионерам должны увеличиться на 2,4% сверх инфляции, хотя годом ранее прибавка составляла 1,5% в реальном выражении. То есть индексация привязывалась не к инфляции, а к необходимости повысить реальную покупательную способность пенсии.
В настоящий момент рост пенсий в РФ регулирует федеральный закон от 3 октября 2018 года: номинальная индексация должна составить 6,3% в 2021 году, 5,9% — в 2022-м, 5,6% — в 2023-м, 5,5% — в 2024-м. Это «выше уровня ожидаемой инфляции», а значит, в реальном выражении пенсии тоже вырастут, заявило в конце июля министерство труда. С 2024 года страховые пенсии будут расти исходя из увеличения доходов Пенсионного фонда, пояснили тогда в министерстве.
Однако, похоже, теперь от этих планов решено отказаться из-за роста дефицита федерального бюджета (в июле расходы на треть превышали доходы). Таким образом речь идёт о запуске механизма секвестра пенсионных расходов.
Вместе с планом повышения уровня жизни пенсионеров в долгий ящик откладывается и план по искоренению бедности. Амбициозная задача вдвое снизить долю граждан с доходами ниже прожиточного минимума, которую Путин требовал реализовать до 2024 года, теперь переносится на 2030-й.
В нынешнем, 2020-м, согласно опубликованному проекту плана, уровень бедности вырастет с 12,3% до 13,3%. Это означает, что 19,5 миллиона человек будут жить на сумму, не превышающую 11510 рублей в месяц для трудоспособного населения, 9311 рублей — для пенсионеров и 10383 рубля — для детей.
В следующем году уровень бедности планируется опустить до 12,2%, к 2024-му — до 10%, чтобы через 10 лет выйти на искомый результат — не более 6,5% бедных в стране.
Корректировка показателей нацпроектов связана с «неблагоприятной международно-экономической конъюнктурой», сообщил в конце июля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Цели должны быть реалистичными и достижимыми», — подчеркнул он.
Любопытно, что никаких планов секвестировать расходы на содержание чиновничьего госаппарата и снизить многомиллионные зарплаты и бонусы менеджменту госкорпораций в опубликованном проекте плана реализации «целей национального развития» ничего не сказано.
Комментарий редакции: Весьма показательно, что в правительственных планах нет намёков ни на готовность осуществлять государственное регулирование цен и тарифов, ни положить конец коммерциализации социальной сферы. Но всё, что касается «затягивания поясов», фактического отказа от реального и существенного повышения пенсий, это присутствует. Правящая бал криминально-компрадорская буржуазия не упустит случая, чтобы половить рыбу в мутной воде — особенно в период кризиса. Для чего на самом деле урезают социальные расходы? Куда пойдут высвободившиеся в результате уменьшения государственного финансирования социальной сферы средства? Ни для кого не секрет, что после повышения пенсионного возраста и иных ультралиберальных «реформаторских» социальных инициатив деньги пошли на поддержку крупного капитала. По крайней мере, во время режима самоизоляции вся страна видела, как правительство направляло финансовые ресурсы для спасения олигархических бизнес-империй. Поэтому совершенно ясно, кто является заказчиком проведения подобной политики. Ну и, разумеется, «ведущие мировые державы», объективно заинтересованные в сокращении численности населения России, в создании предпосылок окончательного расчленения и колонизации нашей страны. А правительство, ориентируясь на установки ВТО и МВФ, реализует данную стратегию, чреватую катастрофическими последствиями. Если говорить по существу дела, то разговоры о «сложной финансово-экономической обстановке», о «реалистичных целях», конечно же, представляют собой отговорку, используемую для прикрытия компрадорской направленности проводившейся политики. Например, после августовской финансовой катастрофы 1998 года в российском бюджете было шаром покати. Тем не менее, правительству Примакова — Маслюкова — Геращенко удалось найти средства и для погашения задолженности по зарплатам, пенсиям, пособиям, и для финансирования социальных отраслей, и для содействия национальной экономике. Залогом решения данной задачи было принятие мер, связанных и с введением государственной монополии на водку, и с установлением государственного контроля над экспортом сырьевых ресурсов, и с введением обязательной продажи внешнеторговыми объединениями валютной выручки Центробанку, и с началом борьбы против высокопоставленных представителей власти и крупного бизнеса, замешанных в коррупции и в экономических преступлениях, и в сокращении бюджетных расходов на управленческий аппарат. Всё это не потеряло актуальность и в наши дни. Но поскольку власть принадлежит компрадорскому капиталу, то наивно рассчитывать на позитивные сдвиги. Олигархия ни за что не станет отказываться от модели, закрепляющей её доминирующее положение — даже несмотря на то, что данная система пагубным образом отражается на состоянии России и народа. Но эксплуататоры в своей алчности ни останавливаются ни перед чем. Поэтому важно активно включаться в массовую борьбу народа за социализм, за Ресоветизацию. В противном случае все разговоры о преодолении кризиса, о социальной политике, о мощном рывке вперёд останутся всего лишь благими пожеланиями.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.