Броня крепка и танки наши быстры!

Броня крепка и танки наши быстры!

По материалам публикаций на сайте портала «Военное обозрение»

Каждое второе воскресенье сентября в России отмечают День танкиста. Как известно, танковые войска – одна из основ современных сухопутных войск. В России и Советском Союзе танковые войска всегда были очень многочисленными, службу в них прошли миллионы советских и российских мужчин самого разного возраста. Очень значителен вклад танковых войск в победу нашего народа в Великой Отечественной войне – именно они стали одним из локомотивов разгрома гитлеровской Германии. В годы Холодной войны огромные танковые армии выполняли роль одного из ключевых сдерживателей потенциального противника – войск НАТО в Европе.

День танкиста как профессиональный праздник рода войск был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года. Таким образом советское руководство хотело отметить особо выдающуюся роль бронетанковых и механизированных войск в разгроме гитлеровской Германии и ее союзников. До 1980 года День танкиста отмечался 11 сентября – в память о колоссальном успехе советских танковых войск во время Восточно-Карпатской операции. Затем День танкиста стали отмечать каждое второе воскресенье сентября. В этом году он выпал на 9 сентября. Руководство постсоветской России дату праздника менять не стало.

История танковых войск России неразрывно связана с советским периодом в жизни страны. Именно в то время в стране не только появились первые танки, но и были заложены все основы для создания и полноценного функционирования танковых войск как отдельного рода войск. Конечно, первые броневые силы появились несколько раньше – в Российской империи, перед началом Первой мировой войны. Состояли они из броневых машин, вооруженных пулеметами, затем появились также бронепоезда. К моменту Октябрьской революции в старой русской армии насчитывалось около 300 бронемашин. Царское правительство разместило во Франции заказ на производство танков, однако в перспективе заказ был аннулирован.

Но именно в годы Гражданской войны командование Красной Армии озаботилось стремительным ростом численности бронепоездов и бронемашин и выпуском первых собственных бронеавтомобилей. В январе 1918 был создан Центральный Совет броневых частей («Центробронь»), в компетенцию которого входило управление всеми автоброневыми частями РСФСР. 30 августа 1918 года на базе «Центроброни» было образовано «Центральное броневое управление» (ЦБУ). В то время «Центробронь» и ЦБУ были подчинены Главному военно-инженерному управлению Красной Армии. Уже в мае 1918 года в Москве в специальной школе стали готовить командиров для броневых частей Красной Армии – так, несмотря на политический хаос в стране, новая власть заботилась о повышении боеспособности своих вооруженных сил.

Эпохальное событие в истории бронетанковых войск советского государства произошло в марте 1919 года. В бою с французскими интервентами части 2-й Украинской советской дивизии захватили несколько французских танков «Рено FT-17». Из них и была создана первая в России танковая часть – броневой дивизион при Совете народных комиссаров Советской Украины. В апреле 1919 года трофейный танк даже прибыл в Москву для участия в торжественном параде, причем инициатором его прибытия выступил лично Владимир Ильич Ленин, который очень серьезно отнесся к перспективам развития нового рода войск.

Затем на базе этой части в 1922 году была создана Танковая эскадра РККА, состоявшая из трофейных британских танков Mark V. Эти эпизоды, кстати, также свидетельствуют и о высоком боевом духе и победах Красной Армии, которым удавалось захватить у куда лучше вооруженных интервентов современную военную технику. Примечательно, что тогда танковые части назывались эскадрами.

В 1920-1921 гг. на знаменитом Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был запущен в серийное производство первый советский танк КС-1. Всего в названные годы были выпущены 15 машин. Все они представляли собой практически полную копию французских танков Рено ФT-17 (Renault FT-17), захваченных на Украине. Что поделать, своего опыта по разработке танков тогда еще не было, да и время было сложное. Сам по себе факт начала серийного производства танков в разоренной Гражданской войной стране удивителен. Каждый танк, выпущенный в серии КС-1, имел свое собственное имя – как корабли флота. Так, были танки с революционными названиями – «Карл Маркс», «Борец за свободу товарищ Ленин», «Лев Троцкий», «Карл Либкнехт» и т.д., были и с русскими историческими – «Илья Муромец». Именно с КС-1 началась история танкостроения в нашей стране, а на вооружение Красной Армии поступили танки, собранные в России.

В 1928 году началось серийное производство уже первого уникального советского танка МС-1 (Т-18). Всего было выпущено 959 танков данной конструкции, а в 1929 году они впервые были применены в реальном бою во время событий на КВЖД. Тогда же, в 1929 году, было создано Центральное управление механизации и моторизации РККА, принявшее командование механизированными войсками. В 1930 году в состав 1-й механизированной бригады входил танковый полк из 110 танков, а уже в 1932 году были сформированы два механизированных корпуса – 11-й и 45-й. За довольно краткое время рост механизированных войск был просто впечатляющим. Так, только в 45-м корпусе насчитывалось в 1932 году 500 танков. В 1937 году Центральное управление механизации и моторизации РККА получило новое название — Автобронетанковое управление (а позже в Главное автобронетанковое управление) Красной Армии. Таким образом, впервые появился род войск, называвшийся автобронетанковыми войсками. В состав РККА к концу 1937 года входили уже целых 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкие и 4 тяжелые танковые бригады. Возглавлял к этому времени автобронетанковые войска комкор Дмитрий Павлов.

На конец 1930-х годов приходится и получение первого серьезного боевого опыта советскими танкистами. Танковые подразделения принимали участие в боях у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол в 1939 году, в советско-финской войне в 1939-1940 гг., а также в гражданской войне в Испании, куда были переброшены добровольцы из числа советских военнослужащих. Руководство страны в то время уделяло огромное внимание развитию танковых войск, которые рассматривались как ударная сила в наступательных операциях Красной Армии. Именно 1930-е годы стали первым действительно продуктивным десятилетием в истории отечественного танкостроения и танковых войск.

В те годы быть танкистом было не менее престижно, чем летчиком или военным моряком. Сотни тысяч советских мальчишек мечтали о службе в новом роде войск, казавшемся столь интересным и впечатляющим по сравнению с «традиционной» пехотой. По мере роста численности автобронетанковых войск росли и возможности советских призывников попасть именно в танкисты. Хотя, учитывая конструкции тогдашних танков, их технические особенности, служба танкиста была очень сложной и опасной. Для подготовки командного состава танковых войск были созданы Военная академия механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА) имени И. В. Сталина – на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского и Московского автотракторного института имени М. В. Ломоносова, а также Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава РККА имени тов. Бубнова — на базе бывшей Военной автоброневой школы с курсами усовершенствования командного состава РККА, Казанские бронетанковые курсы усовершенствования технического состава КБТКУТС и целый ряд военных училищ – в Ульяновске, Орле, Харькове, Минске, Казани, Куйбышеве, Саратове (два училища — 1-е Саратовское Краснознаменное бронетанковое училище и 2-е Саратовское бронетанковое училище), Борисове, Сызрани, Чкалове, танково-техническое училище в Киеве. Кроме того, командные кадры для автобронетанковых войск в то время готовили в ряде автомобильных училищ, двух военных тракторных училищах в Полтаве и Бобруйске и в специальном военном училище связи автобронетанковых войск в Ульяновске.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны автобронетанковые войска стали одним из массовых родов сухопутных войск, которым уделялось огромное внимание со стороны командования РККА и высшего руководства страны. Параллельно стремительными темпами развивалось и танкостроение – к моменту начала войны Красная Армия по общему количеству танков превосходила гитлеровскую Германию. Однако танковые части несли и огромные потери – как в технике, так и в личном составе. Поэтому в годы войны отечественное танкостроение работало такими темпами, как никогда прежде.

Вклад танкистов в Великую Отечественную войну огромен и неоценим. О подвигах советских танкистов написано множество книг, сняты замечательные фильмы. Настоящим танкистом-асом был Дмитрий Лавриненко – гвардии старший лейтенант РККА. За 2,5 месяца он уничтожил 52 танка противника. К сожалению, Дмитрий Лавриненко погиб еще в самом начале войны – в декабре 1941 года. Величайшим танковым сражением ХХ века была битва на Курской дуге, в которой принимали участие тысячи танков со стороны и РККА, и вермахта. В годы войны множество советских танкистов было отмечено орденами и медалями, получили высокое звание Героя Советского Союза. Советские танкисты участвовали в Параде Победы на Красной площади. Сразу после войны большое количество танковых частей и подразделений было размещено в Восточной Европе, поскольку советское командование тогда рассматривало танковые войска как главную силу в наступательных операциях и продолжало наращивать мощь танковых армий.

В 1953 г. автобронетанковые войска были переименованы в бронетанковые войска и носили такое название семь лет – до 1960 года. Под этим названием советские танкисты участвовали в операции усмирения в Будапеште. В 1960 году бронетанковые войска были переименованы в танковые войска. К началу 1960-х гг. на западном направлении были сосредоточены 8 танковых армий, в том числе 4 из них – на территории ГДР, в составе Группы советских войск в Германии. Численность танков в СА к середине 1980-х гг. составляла 53, 3 тыс. танков. При этом танкостроительная промышленность продолжала работать ускоренными темпами, выпуская все больше и больше танков. Основными танками СА в это время были Т-64, Т-72, Т-80.

В июле 1980 года была проведена масштабная реформа танковых войск. С этого времени упразднялась должность начальника танковых войск, что фактически означало прекращение существования танковых войск как самостоятельного рода войск в составе сухопутных войск. Главное автобронетанковое управление занимается лишь поставками военной техники в войска, надзором за ее эксплуатацией, организацией ремонта. Что касается танковых соединений, то они подчиняются непосредственно командованию военных округов.

В 1990-е годы, в связи с распадом СССР и выполнением договоренностей о сокращении вооружений, выводом советских войск из стран Восточной Европы, количество танков и танковых частей и соединений сокращалось очень стремительными темпами. Танковые войска стали одними из тех родов войск, которые наиболее заметно сократились в численности. Многие офицеры – танкисты были вынуждены перейти в другие рода войск, во Внутренние войска МВД России, либо уйти с военной службы «на гражданку». Значительно сократилось и количество учебных заведений, выпускающих офицеров для танковых войск. К 2005 году количество танков в ВС РФ сократилось до 23 тыс., а в 2009 г. было заявлено о необходимости сокращения количества танков до 2 тыс. единиц.

Вместе с тем, сегодня танковые войска продолжают оставаться главной ударной силой сухопутных войск страны, хотя и количество танков, и численность танковых частей и соединений сократились очень серьезно. По состоянию на 2017 г. в России насчитывалось 3030 танков в строю и более 10 тыс. на хранении, что больше, чем количество танков в американской армии.

Важность танковых войск бесспорна и сегодня, а служба в них – серьезное испытание и для солдат, и для офицеров. В России очень много мужчин, прошедших службу в танковых частях и соединениях СА и ВС РФ. «Военное обозрение» поздравляет всех действующих и бывших танкистов, ветеранов службы, а также работников танкостроительной промышленности с Днем танкиста.

Автор:Илья Полонский

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *