По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Виктор Василенко
Второго октября исполняется 100 лет с того дня, когда В.И. Ленин выступил на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи
Эта его речь «Задачи союзов молодёжи» со временем сделалась канонической. Не только каждый комсомолец, но и каждый молодой человек должен был проштудировать её: «Задачи союзов молодёжи» проходили на занятиях и в школе, и в вузе. Если не изменяет память, вопросы по ней даже выносились на экзамен.
ЕСЛИ БЫ это обязательное изучение было организовано так, как требовал изучать коммунистическую литературу Владимир Ильич: не заучивая «формулы и предписания», а так, чтобы её положения стали руководством к практическому делу коммунистического воспитания, то, несомненно, польза от такого изучения была бы велика. К сожалению, во времена моей юности и молодости — в 1960—1970-е годы — «Задачи союзов молодёжи» мы именно «проходили», не особенно задумываясь над сутью того, о чём говорил Ленин. А сдав на экзамене эти взятые «напрокат» знания, забывали вовсе. Во всяком случае, я для себя по-настоящему открыл эту работу уже в период «перестройки», а судя по тому, какую позицию заняло тогда большинство людей, чьё становление проходило в 1960—1980-е годы, другие при её «прохождении» взяли для себя из неё не больше.
Причём формальное отношение к этой работе было характерно не только для учеников. В наше время элементом оформления интерьера чуть ли не каждой школы был призыв Ленина: «Учиться, учиться и учиться!» Но, как говорил на III съезде РКСМ Владимир Ильич, учиться — «одно слово», оно не даёт ещё ответа на главные и самые существенные вопросы, — чему учиться и как учиться». А вот лозунга, выражающего мысль, которая стала лейтмотивом речи Ленина: «Учиться коммунизму!», мне видеть в школах не довелось.
И если бы дело было только в лозунге… Я сам коммунизм усвоил именно «по формулам и предписаниям». Никак не могу сказать, что школа или вуз заложили во мне фундамент коммунистических убеждений. Это вина не педагогов. Просто, как я позже убедился, такой подход к изучению дисциплин, связанных с теорией марксизма-ленинизма, становился уже в конце 1960-х — в 1970-е годы нормой.
Ленин бесконечно прав в том, что усвоить коммунизм не на уровне заученных положений, а как основу жизненных ценностей и ориентиров можно лишь в том случае, если ты относишься к предлагаемому материалу критически. Ты должен не верить тем или иным положениям, а убедиться в их истинности. В учебных заведениях помогать этому должны были бы педагоги. Но…
Так мы изучали математику: «не верили» готовым формулам и теоремам, а учились их выводить и доказывать. Именно так мы в старших классах изучали литературу: от нас требовали не изложения написанного в учебнике, а своего мнения, причём аргументированного материалом произведения. И сколько раз у нас на уроках разгорался горячий спор, причём отличные оценки могли получить представители обеих «враждующих сторон». Учительница же подводила итоги, тоже не декларируя, а аргументируя свои выводы.
Но когда дело касалось изучения общественных дисциплин, то подход был совсем иным. В школе, правда, мы к критическому восприятию изучаемого материала по молодости лет и не стремились. А вот в вузе не раз доводилось сталкиваться с тем, что критическое отношение к предлагаемым программой и учебниками истинам, деликатно говоря, не поощрялось.
И, увы, чем дальше от времени Сталина, тем хуже наши учебные заведения выполняли требование Владимира Ильича: «Наша школа должна давать молодёжи… умение вырабатывать самим коммунистические взгляды».
УТРАЧИВАЛ свою роль воспитателя молодёжи и комсомол. «Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой», — говорил Ленин. Но уже во второй половине 1960-х годов ВЛКСМ перестал быть «ударной группой», в него принимали всех подряд. Не знаю, задавали такой процент комсомольцев среди старшеклассников «сверху» или это было «соцсоревнование», но факт тот, что к десятому классу у нас среди почти сотни выпускников только 4 (четыре) человека не были комсомольцами.
Принимали лентяев и разгильдяев, принимали ребят с далеко не безупречным поведением, не говоря уже о молодых людях с обывательским сознанием, которые к интересам общего дела были совершенно равнодушны. Были, конечно, и идейные молодые люди, но не они задавали общий тон в жизни комсомола.
Доходило до того, что даже на праздничные демонстрации «мобилизовывать» комсомольцев-студентов нередко приходилось деканату, поскольку спрос тоже был с него. Скажем, на доске объявлений нашего деканата химфака Харьковского университета накануне 7 ноября было вывешено такое «коммунистическое воззвание»: студенты, которые без уважительной причины не явятся на демонстрацию, будут сняты со стипендии на три месяца.
Когда уже в годы разрушения советского социализма я, наряду с другими работами Ленина, перечитал «Задачи союзов молодёжи», то пришёл к выводу: значительную роль в размывании идеологических устоев нашего общества сыграли именно те опасности, которые, о чём предупреждал Владимир Ильич, «проявляют себя, как только задача учиться коммунизму ставится неправильно».
«Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, — предупреждал Ленин в своей речи «Задачи союзов молодёжи», — то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начётчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах… не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует». «Ещё более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистические лозунги».
Быть членами Союза молодёжи — значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело… Если Коммунистический союз молодёжи во всех областях не сумеет построить так свою работу, это значит, что он сбивается на буржуазный путь».
В конце 1980-х — начале 1990-х годов наглядно выявилось, насколько справедливы были эти предостережения Ленина. Воспитание «коммунистических начётчиков», как и предупреждал Владимир Ильич, обернулось великим ущербом для дела коммунизма. Пока коммунистической фразы было достаточно, чтобы слыть коммунистом, в КПСС насчитывалось 20 миллионов человек. Но когда стало необходимо быть коммунистом, то во всех партиях коммунистического толка всех бывших союзных республик вместе взятых не осталось и миллиона коммунистов.
И многие ли руководящие работники республиканских и региональных организаций КПСС после победы контрреволюции сохранили верность своим прежним убеждениям? Значительная часть вчерашних «верных ленинцев» из числа советских и партийных функционеров, клявшихся строить коммунизм, ринулись искать тёплые местечки среди строителей капитализма. В СМИ приводились данные, что в середине 1990-х годов в России в окружении президента выходцы из советской и партийной номенклатуры составляли 75%, в кабинете министров — 74%, в региональной руководящей «элите» — 82%.
СОХРАНЯЕТ ли речь Ленина «Задачи союзов молодёжи» актуальность сегодня или она представляет интерес лишь как документ, ярко запечатлевший дух своего времени? Могут ли из неё почерпнуть что-то важное для формирования своих убеждений современные молодые люди, которым близка идеология коммунизма?
Владимир Ильич Ленин выступал с этой речью в стране победившей революции, когда при всех огромных трудностях и сложностях был взят курс на построение социализма. И он обращался к передовому отряду строителей нового общества. Кстати, обратите внимание на постановку цели строительства. Хрущёв в начале 1960-х годов говорил: «Нынешнее поколение советских людей БУДЕТ ЖИТЬ при коммунизме». А Ленин: «Поколение, которому сейчас 15… должно знать, что вся задача его жизни есть СТРОИТЕЛЬСТВО этого [коммунистического] общества» (выделено мной. — В.В.). Чувствуете разницу?
Перед нынешней молодёжью, вставшей в ряды коммунистов, стоит ещё более трудная задача: прежде чем начать строительство социалистического общества, надо завоевать эту возможность. И первоочередная задача коммунистической молодёжи сегодня — борьба против капиталистического строя.
Поэтому, например, очень важные для советского времени мысли Ленина о сущности коммунистического отношения к труду сегодня действительно неактуальны. С одной стороны, это дело прошлого, а с другой — будущего. Но есть в работе и важные моменты, которые очень актуальны в настоящем. Выделю из них, на мой взгляд, самые существенные:
«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
При этом надо уметь «превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы».
«Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не произведя труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален… ничего похожего на коммуниста из него не выйдет».
«Быть коммунистом, это значит организовать и объединять всё подрастающее поколение, давать пример воспитания и дисциплины в этой борьбе».
И ещё одно. Владимир Ильич подчёркивал важность воспитания в молодёжи коммунистической морали. Сегодня, когда в России возродили капитализм, сама природа которого, как признавали даже поборники этого строя, делает основой морали выражение «Делать деньги!», это невероятно трудно. Но это необходимо, ибо без коммунистической морали, ставшей основой жизненной позиции молодых людей, не удастся воспитать из них стойких борцов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.