На нас с вами возложена высокая честь, и мы её должны оправдать

На нас с вами возложена высокая честь, и мы её должны оправдать

Материал опубликован в 38-ом выпуске газеты «Правда Москвы»

75 лет отделяют нас от великого праздника — Дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. Праздника, значение которого не померкнет с годами, как бы ни старались некоторые умалить его роль и подвиг советского солдата. 

О параде, который прошел 9 мая 1965 года на Красной Площади в Москве, знают многие люди старшего поколения. Но большинство граждан нашей страны не слышали о том, что в восточной части Берлина, столице ГДР, 8 мая 1965 года прошёл грандиозный парад с участием механизированных частей из контингента  Группы Советских войск в Германии.

Своими воспоминаниями о том давнем Параде с нами поделился его непосредственный участник, подполковник в отставке Анатолий Шпуй.

Анатолий Михайлович — из семьи потомственных военных. Его отец, Михаил Шпуй, лётчик-истребитель, участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году, воевал в Прибалтике в 1940 году, служил в Кременчуге. В годы Великой Отечественной войны прошел с боями от Сталинграда до Вены, столицы Австрии.

«Родился я накануне войны, и мне довелось более двух лет  прожить с мамой и бабушкой в оккупированном фашистами Днепропетровске. Отец  нас и освободил в октябре 1943 года, в составе войск 3-го Украинского фронта. В юности я увлекался естественными науками, хотел быть хирургом. После школы поступал в Медицинский институт, но не прошёл по конкурсу. Так как до призыва я успел получить специальность теле-радио мастера  и поработать на радиозаводе, после призыва на срочную службу в Советскую Армию в 1960 году как подготовленный  в техническом и специальном отношении я был направлен в только что формировавшиеся Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) в ракетный дивизион и сразу после принятия присяги назначен начальником радиостанции командно-штабной машины. После окончания срочной службы планировал продолжить обучение в Мединституте, но жизнь распорядилась по-иному. В апреле 1961-го отец тяжело заболел, в семье подрастали сестра и брат. Поэтому решил не терять времени и чтобы в дальнейшем помогать родителям подал рапорт на учёбу в Горьковское военное училище связи. А окончив его в 1964 году с Красным дипломом убыл для прохождения службы в Группу Советских войск в Германии. Служить в ГСВГ было и почётно, и нелегко. Это было самое боеспособное и высокомобильное войсковое объединение в Советской Армии.

В начале апреля 1965 года меня, 23-летнего лейтенанта, командира радиовзвода батальона связи МСД вместе с  механиком-водителем 2-го класса ефрейтором третьего года службы Владимиром Зиневич в составе  экипажа БТР-50ПУ откомандировали в распоряжение Группы парадного расчёта для проведения юбилейного Парада 20-летия Победы. Волею случая наш экипаж был распределен для Командующего парадом Заместителя Главкома ГСВГ Героя Советского Союза генерала-полковника Петра Белика. В то время в ГСВГ служило большое число участников войны, в том числе и Героев Советского Союза. У нас в экипаже на броне, кроме Петра Белика было ещё два полковника, носящих звание Героя Советского Союза. Фамилии их уже не помню, так как общался с ними мало. А вот с Петром Алексеевичем общался довольно часто, и несмотря на то, что я был всего лишь лейтенантом, он был со мной и Владимиром приветлив и отзывчив. Участию наших механизированных подразделений в Параде придавалось большое политическое значение: на тот момент это был первый послевоенный парад с участием советских частей. Выступая перед личным составом парадного расчёта, генерал-полковник Петр Белик сказал, что на нас возложена высокая честь, которую мы должны оправдать. Мы обязаны показать всей Европе, что и по прошествии 20 лет Советская Армия, готовы защищать мир на земле. А значит ни одна машина, ни один танк не может внезапно остановиться. «Вас никто за это не убьёт, но это равносильно политическому убийству», — эту фразу я запомнил на всю жизнь.

Подготовка к Параду шла несколько недель, вначале на одном из бывших фашистских аэродромов на взлётно-посадочной бетонированной полосе в пригороде Берлина. Так как наш БТР-50ПУ был в голове колонны, то на всех тренировках темп движения задавал я, следя за скоростью из командирского люка. Это, конечно, было для молодого лейтенанта высокой честью.

30 апреля мы загрузились на платформы и убыли в Берлин, где разместились в районе  Карлсхорст в военном городке, в тех местах, где 8 мая 1945 года в 22.00 часа по среднеевропейскому времени был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Как вы уже понимаете, именно поэтому у нас день Победы отмечается 9 мая — в это время в Москве было 0.00 часов 9 мая. 

Наша дальнейшая подготовка проходила следующим образом. В одну из ночей весь парадный расчёт пешим строем, друг за другом прошел весь путь от Карлсхорста до площади Карла Маркса в центре города, а это примерно 6-8 километров. Это нужно было, чтобы каждый водитель, командир экипажа изучил непростую дорожную обстановку. Дороги покрывали  асфальтобетон, булыжник,  железнодорожные рельсы, встречались крутые повороты. Особенно опасны для гусеничной техники булыжниковые покрытия, которые называли «мыльным камнем». Чуть зазеваешься, и машину так развернет, что и угол дома снесешь. Кстати, нам довелось столкнуться с этим в первую же ночную тренировку, но Володя справился с ситуацией. Дело в том, что траки нашего БТР были «лысоватыми», однако необходимый для их замены ресурс ещё не был израсходован.  Но после того, как я доложил ситуацию Петру Белику, нам в тот же день доставили новые.

Генеральную репетицию провели 6 мая. По возвращении в Карлсхорст технику обслужили, заправили парадным топливом (как нам сказали — из Союза), наш БТР опломбировали и сдали караулу под охрану.

В процессе подготовки техники пришлось применить и свои способности швеи — чтобы не надевать на голову шлемофон, я вшил под воротник рубашки  генерала-полковника Белика ларингофоны для ТПУ, что бы он мог подавать команды. 7 мая для всех был день отдыха, мы с соседом по общежитию пошли в город, посмотрели живность в знаменитом Берлинском зоопарке, посетили Трептов-парк, прошлись по центру города… 

Солнечным утром 8 мая мы поднялись рано, так как на исходном рубеже мы должны были быть в 9.30. Итак, мы запустили двигатели, прогрели и двинулись по улицам города. Тишина, ни одного человека! Что такое? Впоследствии оказалось, что дисциплинированные немцы, заранее убрали с нашего маршрута всё, что могло помешать движению техники, а сами сидели по домам.

В 10.00 начался парад частей и подразделений  ННА ГДР.

Сначала прошли пешие колонны войсковых частей и учебных заведений, военизированные народные дружины, за ними пошла военная техника Национальной народной армии ГДР.  Затем наступил наш черёд. И тут я хотел бы обратить внимание на топливо для техники. Когда двигатели завели немцы, то, как всегда, от дизелей повалил дым. Когда мы завели свои, заправленные родным советским топливом — поднялся только лёгкий сизый дымок… 

И вот наш головной БТР-50ПУ уже на площади. Рёв двигателей и грохот гусениц перекрывают радостные возгласы с трибун «Дружба!» «Фройндшафт!» и… цветы на броню летят!!! На параде нами была продемонстрирована боевая техника и вооружение, состоявшие на тот момент в ГСВГ. На трибунах присутствовали приглашённые руководители коммунистических и рабочих партий, руководители государств — стран участниц Варшавского Договора. Среди почетных гостей от Советского Союза присутствовали Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и первый космонавт СССР и мира, Герой Советского Союза Юрий Гагарин.

Наше возвращение в Карлсхорст растянулось часа на три, и это при том, что нас сопровождала полиция и патрули ННА ГДР. На улицы выплеснулась масса народа, нас часто останавливали, забрасывали цветами, люди пытались забраться на броню, пионеры повязывали нам свои синие галстуки…

Вот так и закончился этот памятный для меня день. Через сутки мы, сопровождаемые мотоциклистами полиции ГДР, выехали их Берлина и прибыли в Бернау, где располагался наш батальон связи. Володе Зиневичу приказом Главкома была присвоена квалификация «механик-водитель 1-го класса». Нас, весь парадный расчет, наградили юбилейной медалью «20 лет Победы». Через несколько дней меня досрочно отправили в отпуск домой, так что свой 24-й день рождения я отмечал в кругу родных и друзей в Днепропетровске.

К сожалению, как я уже говорил, в открытых источниках практически нет хроники Берлинского Парада 8 мая 1965 года. Я не нашёл ни в Ютубе, ни в других СМИ. Пять лет назад мне удалось в Госархиве кинодокументов в Красногорске обнаружить видеорепортаж продолжительностью менее минуты из нашей и чешской кинохроники. К сожалению, наших с Володей Зиневичем лиц  там не видно. Кое-что я заснял своим личным фотоаппаратом «Смена-2». Вот такая у нас была тогда простая, но отличная оптика. Приехав в отпуск я сразу купил себе «Зоркий-4».

Александра Смирнова

Подрисуночные:

Фото из личного архива Анатолия Шпуя:

На исходном рубеже перед началом Парада. Командующий парадом — генерпал-полковник Петр Белик. Владимир Зиневич  — механик — водитель БТР-50ПУ.  

Cопровождение колонны советских войск от Карлсхорста до площади Карла Маркса и обратно осуществляли военнослужащие ННА ГДР и полиция

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *