Сегодня отмечается очередная скорбная дата в истории постсоветской России, ставшая эхом «Черного октября» 1993 года, когда были расстреляны защитники Верховного Совета и Советской Конституции.
Итак, восемнадцать лет назад 23-26 октября 2002 года в московском Театральном центре на Дубровке во время спектакля случилась трагедия. Группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост», артистов и служащих театра. Спустя почти трое суток начался штурм здания, в ходе которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.
Согласно обнародованным следственным данным, практические шаги по подготовке теракта велись с начала 2002 года. Окончательное решение о совершении в Москве крупного теракта с захватом большого числа заложников было принято на совещании чеченских полевых командиров летом 2002 года.
Активная подготовка теракта началась в первых числах октября 2002 года, когда из Чечни в Москву в багажниках легковых автомобилей была доставлена взрывчатка и оружие. Затем в течение месяца в Москву мелкими группами следовали боевики, которые селились в нескольких арендованных ранее квартирах в разных районах столицы. Общий состав террористической группы составил примерно 40 человек, причём половину составляли женщины – террористки-смертницы. Изначально в качестве места возможного теракта рассматривались три объекта, которые подразумевали компактное присутствие большого числа граждан – Московский государственный театр эстрады, Московский дворец молодёжи и Театральный центр на Дубровке. В итоге выбор был сделан в пользу последнего из-за большого количества мест в зрительном зале, а также наименьшего числа подсобных помещений, которые необходимо бы было обыскивать, а затем контролировать.
23 октября 2002 года в Москве группа из 40 вооруженных боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода). В момент захвата в здании шел второй акт мюзикла «Норд-Ост». В начале второго отделения зрители увидели в зале вооруженных людей. Первая мысль была: сценаристы включили такой поворот событий в сюжет. Но потом один из террористов поднялся на сцену и, чтобы привлечь внимание людей, дал автоматную очередь. В заложниках оказались 912 человек — зрители спектакля, артисты и работники Театрального центра, в том числе около 100 детей школьного возраста.
Боевики заминировали зрительный зал и разместили среди зрителей женщин-смертниц с «поясами шахидов». Главарь террористической группы Мовсар Бараев потребовал от российских властей прекратить контртеррористическую операцию федеральных войск в Чечне.
В первые часы после захвата некоторым актерам и служащим театрального центра, находящимся в служебных помещениях, удалось бежать из здания через окна и запасные выходы.
В 22 часа стало известно, что здание Театрального центра на Дубровке захвачено отрядом чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. К зданию Театрального центра стали стягиваться усиленные наряды милиции, ОМОН, спецназ и внутренние войска.
Поздно ночью были отпущены 15 детей, при этом боевиками никаких условий не выдвигалось.
Более двух суток переговоры с террористами вели политики, депутаты, общественные деятели, представители Международного комитета Красного Креста. 24 октября боевики пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Позднее в тот же день в здание смог зайти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф детский врач Леонид Рошаль, который передал заложникам медицинские препараты и оказал им первую помощь.
Рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали выстрелы. В связи с угрозой взрыва здания и гибели людей было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ России. Штурм, в ходе которого спецслужбами был применен газ, продолжался около 40 минут.
Как вспоминал один из непосредственных участников спецоперации, заложников начали выводить в тот момент, когда в смежных помещениях еще шел бой, а некоторые из боевиков пытались отбиваться, но их изолировали, а позднее с ними было покончено.
В результате теракта погибли 130 заложников. Из них пятеро были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств, вызванных «воздействием неидентифицированного газообразного химического вещества» (впрочем, по данным следствия, газ не был непосредственной причиной гибели заложников). Среди погибших были десять детей, в т. ч. двое 13-летних артистов — Кристина Курбатова и Арсений Куриленко, которые играли главных героев спектакля в детстве. Выжили 782 заложника, из них более 700 получили ранения различной степени тяжести.
В ходе спецоперации все находившиеся в здании боевики — 21 мужчина (включая Мовсара Бараева) и 19 женщин — были уничтожены. Взрывотехники изъяли 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 «поясов смертников» и два мощных взрывных устройства, в каждом из которых было по 40 кг взрывчатки. Зданию Театрального центра был причинен ущерб на сумму около 60,7 млн. руб.
Спустя год после трагедии на площади у Театрального центра на Дубровке был открыт памятник, а на самом здании — мемориальная доска с поименным списком погибших.
А через два года мир узнал о трагедии Беслана…
Людмила Вознесенская для Пресс-службы МГК КПРФ
Комментарий редакции: Расстрел Верховного совета и Конституции в октябре 1993 года, ознаменовавший прямое и циничное попрание властью норм законности, действительно послужил своеобразным сигналом преступникам всех мастей. После того, как верхи совершили подобное деяние, экстремисты и криминальные элементы более низкого ранга почувствовали, что они тоже могут свободно совершать своё чёрное дело. Ведь если главным нарушителям порядка всё соло с рук, то чего говорить об остальных? Одновременно следует принимать к сведению факт целенаправленного развала в годы «перестройки» и «демократических реформ» системы внутренней безопасности. Проведение «реформаторских» экспериментов действительно оставило общество лицом к лицу с терроризмом и с организованной преступностью. Платой за подобную политику стали невинно погибшие и раненые люди, поломанные и искалеченные жизни. Апогей вакханалии бандитизма пришёлся на трагические событий в Норд-Осте в 2002 году, в Беслане в 2004 году и т.д. До сих пор в воздухе висят вопросы, на которые по прежнему не дано ответов. Как, например, удалось допустить проникновения банды террористов в российскую столицу? Располагали ли власти информацией о готовящемся преступлении? Если да, то почему не была предпринята серия превентивных мер? И это при том, что в том же 2002 году правящие круги активно использовали силовые структуры для организации слежки и расправ над видными представителями коммунистического движения. По крайней мере, именно в том году было много скандалов по части таинственной гибели, либо подбрасывания запрещённых к распространению веществ активистам возглавляемого С.С. Удальцовым «Авангарда красной молодёжи», равно как и провокации против молодых коммунистов во время митингов левопатриотических сил. Если бы со столь гигантским рвением боролись с терроризмом и с мафией. Однако олигархию и бандитизм роднит много общего. Более того, правящий класс подчас использует экстремистов с целью реализации «стратегии напряжённости», направленной на формирование в обществе моральной обстановки, позволяющей «верхним десяти тысячам» закрутить гайки и подавить народное недовольство. По указанному варианту развивались события в Италии в 1970-ые годы, в США в 2001 году. Имело ли это место в России в обозначенный период, пока полностью не установлено. Однако ясно одно — ответственность за отсутствие надёжной безопасности страны и общества ложиться на плечи тех, кто проводил разрушительные эксперименты с безопасностью, пренебрегал столь важной стороной дела ради удовлетворения эгоистических устремлений правящего класса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Изложена половина правды. Довелось разговаривать и с натальей Поповой, автором книги Норд Ост глазами заложницы, и с Людмилой Смирновой, проведшей полтора года в чеченском плену, и хорошо знать ребят, которые погибли в Чечне. А то оказывается «не газ стал непосредственной причиной гибели заложников», и не выстрел из танка послужил началом бойни детей в Беслане, и не фсбшники, вносившие гексоген в подвал жилого дома, виноваты во взрывах домов, и не Альфа, обстреливавшая роддом в Буденновске, виновата в гибели рожениц, проклинавших своих спасителей. И не федералы, обстреливавшие Чечню из танков и Градов, бомбившие ее, виноваты в том, что чеченцы через пару лет перенесли войну в Россию. Они нахватали за это орденов и медалей, отказался от наград только Рохлин. А борцы за свободу Чечни были обьявлены террористами. Liberum mortis. Слушайте песню Хас-Магомеда Хаджимурадова Свобода или смерть, которую он спел в Кремле, чтобы узнать другую сторону правды о чеченской войне.