Борис Бугаев (а это настоящее имя Андрея Белого) родился 26 октября 1880 года в Москве. Так случилось, что будущий литератор и философ родился в один день с русским генералом Дмитрием Карбышевым, который предпочел мученическую смерть предательству и которого по праву считают символом мужества и стойкости.
Но вернемся к нашей теме. Отцом Бориса Бугаева, известного в литературе как Андрей Белый, был известный российский философ и математик Николай Бугаев. Он работал деканом физико-математического факультета в Московском университете и считается основателем математической школы. Мама – Александра Бугаева (до замужества Егорова) была первой красавицей Москвы, она открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков. Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии. Впрочем, детство свое поэт вспоминал как постоянную борьбу между родителями. Скрытая, а порой и явная война друг с другом выливалась в непримиримую, ожесточенную битву за ребенка, что не могло не терзать душу маленького мальчика. Как писал он сам, в нем с детства надломилось всяческое равновесие, что ярко отразилось потом на его творчестве.
Однако стоит отметить, что детские годы мальчика проходили в творческой и научной атмосфере: к отцу часто приходили знакомые профессора, мать прививала ему любовь чтению и музыке, в гостях бывал даже знаменитый уже тогда Лев Толстой. Однако сложные отношения родителей, их постоянные скандалы привели к тому, что психика будущего поэта была надломлена, что в дальнейшем, как уже упоминалось, сильно сказалось на его творчестве и личной жизни.
Учиться мальчика отдали в престижную гимназию Льва Ивановича Поливанова, где он увлёкся поэзией, восточными религиями и оккультизмом, впервые и сам попробовал сочинять.
В 1901-ом Андрей Белый – студент университета – опубликовал первое произведение. «Симфония (2-я, драматическая)» продемонстрировала ценителям поэзии рождение жанра литературной «симфонии», создателем которого по праву считается Андрей Белый. В начале 1900-х свет увидели «Северная симфония (1-я, героическая)», «Возврат» и «Кубок метелей». Названные поэтические сочинения – удивительный синтез слова и музыки, их называют ритмической прозой.
До двадцати шести лет Борис жил с родителями в центре Москвы, там, где пересекается Денежный переулок и Арбат. В настоящее время там открыт музей Андрея Белого, единственный во всем мире.
Началась Первая Мировая война, которую поэт считал бедствием для всего человечества. Революция 1917-го воспринималась им как возможный выход из катастрофы глобального масштаба. Он принял ее и отразил свое отношение к революционным идеям в нескольких произведениях, таких как цикл эссе под названием «На перевале», поэма «Христос Воскрес», очерк «Революция и культура», сборники поэзий «Звезда» и «Королева и рыцари».
Параллельно с творчеством поэт становится преподавателем пролеткульта в Москве. Он знакомил молодых поэтов революции с теорией создания поэзии и прозы.
В 1921-м Белый снова уехал за границу, но спустя два года вернулся на родину. После этого он много и плодотворно трудился, все больше внимания уделяя прозе. Он написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски». Занялся созданием мемуаров «Воспоминания о Блоке», трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».
8 января 1934 года у Андрея Белого случился инсульт, и он умер на руках своей супруги. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище .в Москве.
Андрей Белый внес ощутимый вклад в литературоведческую науку, стал автором исследовательских статей «Мастерство Гоголя», «Медный всадник», «Ритм как диалектика».
Роман «Петербург» считается одним из шедевров литературы 20 столетия. Писатель представляет город в образе живого человека, наделенного своим собственным характером. Все события происходят осенью, которая подается как символ ускользающей жизни, грязи и сырости, а сам город – как мрачный склеп. Медный всадник у Белого олицетворяет разрушение и предстает как знамение апокалипсиса. Петербург в подаче Белого – символ всей России в пределах одного населенного пункта.
Стихотворение «Родина» посвящено любви к России. Поэт не только восхваляет ее, но и показывает все недостатки. Произведение наполнено пессимизмом, за фасадами роскошных дворцов автор видит нищету, разруху и страдания. Переживания за отчизну проходят и через сборник стихов «Пепел». Символично показана русская земля, подернутая пеплом, трагизм человека, стоны калек, нищих, призрачная вакханалия городов и пустое раздолье деревни.
Андрей Белый жил в удивительную культурную эпоху, впоследствии названную «Серебряным веком». Он сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.
Ряд авторитетных исследователей и литературных критиков уверяют, что без изучения творческого наследия Андрея Белого нельзя оценить эстетический феномен поэзии конца XIX – начала XX веков. Поэтому современники, интересующиеся российской поэзией, непременно знакомятся с творчеством теоретика символизма.
Поэт и писатель, критик и философ, один из самых значимых представителей символизма, Андрей Белый проявил себя как смелый экспериментатор. Творчество его было непрерывным поиском видов и форм, которые смогли бы передать содержание его главной мысли – антиномию порядка и хаоса. Своим развитием русское стиховедение во многом обязано Андрею Белому. Колоритные образцы символистской литературы «Серебряный голубь» и «Петербург», вышедшие из-под пера Андрея Белого, оказали огромное влияние на писателей и поэтов последующих поколений.
Подготовлено по материалам открытых источников.
Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.