По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Логика исторического развития привела к тому, что XIX веке всё острее становился вопрос женского равноправия – и это было особенно заметно в образованной части общества. Татьяна Ларина и Маша Миронова, Анна Каренина, тургеневская Ася, жёны декабристов у Некрасова – женщины и красивые, и умные, и сильные, и смелые, но… но экономически полностью зависимые от мужей или ренты, которая также досталась от мужа или отца.
Парадоксально, но в экономическом смысле крестьянки и работницы были более самостоятельны, чем образованные дамы.
«В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде»
– не зря сказал о крестьянке Некрасов.
Но активность, энергия и трудолюбие – неотъемлемые качества женщин, независимо от происхождения и социального статуса. Женщины добивались права на образование, и как писал П.К. Кропоткин в своих воспоминаниях: «Девушки сдавали экзамен на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
И все же это не было обретением равноправия – нищенское жалование и произвол властей делали женщин зависимыми от любого каприза земского начальства.
Паллиативным решением стало освоение новых профессий, непосредственно связанных с производством товаров. И формой самоорганизации женского труда стали артели.
«Почему создавались артели? Потому что все всеобщие начинания русских людей того времени считали ее самой справедливой, настоящей, естественной и простой» – вспоминала Надежда Васильевна Стасова создавшая первую в России женскую издательскую артель в 1863 году. Женщины занимались литературным трудом, переводом и редактированием, выполняли всю издательскую работу – а успешно продаваемым товаром были прекрасно иллюстрированные детские и учебные книги по истории и естественным наукам. Во времена, когда не было ни пишущих машинок, ни принтеров, женские артели занимались переводами и перепиской бумаг, переплётом книг и иными делами, связанными с полиграфией и изданием.
Особые надежды возлагал на артели наш великий учёный-энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев. Он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят решить на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение» – уже тогда отмечая преимущества русского коллективизма перед западным индивидуализмом. Ведь на Руси артели велись издавна, и на севере, где не было крепостного права, поморы только артельно трудились.
Но стратегически проблема женского равноправия – в том числе экономического – была решена большевиками, первыми же декретами давшими женщине равные политические и гражданские права с мужчинами.
Лжецы и клеветники любят перевирать ленинские слова о «кухарке, управляющей государством». Ленин говорил совершенно о другом – о доступе для всех граждан к образованию и обучению всему, в том числе, управлению государством. Это было ответом на пресловутый «закон о кухаркиных детях», которым царская власть закрывала доступ к образованию детям из рабочих семей и по которому был вышвырнут из гимназии даже такой талант, как Корней Чуковский.
Годы советской власти были воистину золотым веком для женщин! К началу 60-х годов число женщин с высшим образованием превысило число мужчин. В экономическом отношении женщина никак не зависела от мужчины, могла прокормить и себя, и детей – а власть строго следила, чтобы в случае развода дети были обеспечены алиментами, а одиноким матерям предоставлялось множество льгот. Получение женщинами профессии ограничивалось только заботой государства о женском организме. Ряд профессий был «монополизирован» женщинами – потому что мужчине было зазорно заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки – кондуктор, кассир, официант, вагоновожатый, бухгалтер, корректор и т.п. Переживать о трудоустройстве не надо было – у проходной каждого завода стояли табло: «требуется, требуется, требуется», после вуза гарантировалось трудоустройство.
Всё изменилось с реставрацией капитализма под видом «демократии» в России. Потери промышленности превысили потери времён Отечественной войны. Деревни, которые не сожгли фашисты, капиталисты убивали своими «реформами», статистика всё яснее показывает рост неравенства и неравноправия, особенно в экономическом положении.
С 2014 года ООН проводит «День женского предпринимательства», инициированный американкой Венди Даймонд, владелицей ряда компаний по уходу за домашними животными. Идея пришла к ней в Гондурасе, где она раздавала микрокредиты женщинам с низким уровнем дохода. Но сегодня мы и практически осознаём, что микрокредиты рождают макродолги, и теоретически понимаем, какими инструментами богатые США грабят нищие Гондурасы.
Но раз уж мы снова попали в капитализм – давайте вспоминать опыт наших прабабушек, их артели, их самоорганизацию. И бабушек – ведь при Сталине большую часть экономики занимало артельное производство.
Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР. Причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструментов и оборудования, строительство жилья.
И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи – в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».
Во время войны артели производили сотни тысяч снарядов для Красной Армии, знаменитые пистолеты-пулемёты Судаева, лучшие во Второй мировой войне, производились артелями в блокадном Ленинграде.
Та самая русская форма организации производства – артель – о которой писал Менделеев, показала все свои преимущества, раскрыла свой потенциал при Сталине – и была практически ликвидирована Хрущёвым.
Артель – честное производственное учреждение, без финансового шахер-махерства, с самым демократическим управлением и решением внутренних вопросов, потому эта форма организации и не включена русофобами в нынешнее законодательство, так же, как совхозы и колхозы.
Всероссийский Женский Союз «Надежда России» поддерживал и будет поддерживать всех женщин, занимающихся предпринимательством. Но мы будем добиваться и политических решений.
В рамках действующего законодательства мы будем требовать, чтобы местные власти предоставляли женщинам, начинающим своё дело, хотя бы небольшие помещения, где можно было бы поставить небольшое оборудование, хранить инструменты и материалы, работать, производить товар – ведь даже в XIX веке женщинам предоставлялись такие «Дома трудолюбия».
Мы будем требовать также, чтобы в законодательство была введена такая форма организации предприятия, как артель – наиболее эффективная форма для России.
Но стратегическим вопросом восстановления женского равноправия во всём и в полном объёме всё же является восстановление Советской власти и социалистического строя – за что и борется вместе с КПРФ ВЖС «Надежда России»
Председатель ВЖС «Надежда России» Н.А. Останина
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.