18 ноября депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин провёл эфир на своём канале в Youtube с кандидатом психологических наук, руководителем лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-петербургского государственного университета, руководителем Центра диагностики и развития способностей, автором психологической технологии оптимизации обучения и развития школьников Людмилой Аполлоновной Ясюковой.
«Зачем продвигают дистанционное обучение? Почему умные дети не нужны нашему государству?» — с этих вопросов Валерий Рашкин начал общение.
«То, что сейчас внедряется, это не обучение, не образование, — подчеркнула Ясюкова. — То, что называется Московской электронной школой или Российской электронной школой, школой по существу не является. Это сборник, в котором собрано много-много разной информации. Для того чтобы это стало школой, должны бть программы последовательного и логичного изложения научных знаний. Во время последовательного освоения этих знаний у детей формируется понятийное мышление, они развиваются. Московская электронная школа или Российская электронная школа школой не является, хотя денег угрохано много. Это пока просто сырая база данных, не очень систематизированная. И, хотя они пишут, что содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам и что это подтверждается рецензиями независимых экспертов, но что я бы хотела сказать? Во-первых, у нас нет федеральных образовательных стандартов. Вот те люди, которые считают написанные по этому поводу трактаты стандартами, те же считают школой то, что школой не является».
Людмила Аполлоновна рассказал, что стандарты обычно предполагают, что есть какие-то показатели, которые нужно замерять, и методики, которыми нужно это делать. Однако в федеральных образовательных стандартах нет ни того, ни другого.
Ещё весной было понятно, что материал сырой, но, по словам Ясюковой, за лето ничего сделано не было. «Не привели всё это в нормальное состояние потому, что у нас нет нормальных, хороших образовательных программ, — считает эксперт. – Сейчас споры идут вокруг того, нужна цифровизация или нет, нужно дистантное обучение или нет, а на самом деле нужны хорошие образовательные программы. Так что тут дефект, может, даже не в самой дистантности – это ещё как-то можно было бы временно улучшить, хотя бы попробовать. Дело в том, что то, что сейчас транслируется, программой не является никак. Это просто сборник различных заданий. Фактически всё отдано на откуп учителям: что они могут оттуда извлечь и как-то использовать в таком аварийном порядке?».
Помимо всего прочего много заданий ещё и с ошибками, да и содержание заданий
вызывает вопросы. «Они гордятся, что создали практико-ориентированные занятия,
— продолжила Людмила Аполлоновна. — Так вот одно из таких
практико-ориентированных занятий для 2 класса, когда дети изучают следы зверей.
Для чего? Для того чтобы второклассник мог выйти из зимнего леса. Я спрашиваю:
кто это рецензировал и кто это придумал? Это кто и когда из зимнего леса по
следам зверей выходил?» Кроме того, когда ребёнок воспринимает информацию на
слух и не работают с текстами, и у него нет возможности ввернуться на несколько
шагов назад, то к концу урока у него в голове остаётся лишь 15-20% информации.
А если такие уроки идут подряд, то с первого урока останется 5-7%.
Людмила Аполлоновна привела результаты исследований, согласно которым
за последние 30 лет изменилось мышление школьников: утрачены
причинно-следственные связи, дети разучились логически мыслить. При этом она
привел в пример советскую школу, в которой училась сама. В классе из 45 человек
никто не умел читать и писать, но все выучились, а родители не работали по
вечерам учителями, а лишь следили за оценками.
Валерий Рашкин рассказал, что в Думу был внесён законопроект о
дистанционном образовании, однако после возмущения родителей и некоторых
депутатов он был с повестки снят. Депутат спросил у Людмилы Ясюковой, способно
ли наше государство в нынешней ситуации что-то сделать для улучшения
дистанционного образования. «Способно ли наше Министерство образования с этим
разобраться? Сомневаюсь» – иронично ответила эксперт. Она рассказала, что
работает с семьями. Которые практикуют семейное образование, и так в последнее
время становится всё больше, особенно в начальной школе. Однако Ясюкова
понимает, что это вариант для немногих. «А если дистант вынужденный, то нужно
детей переводить от компьютеров, дать свободу учителям, чтобы они могли как-то
по-своему это организовывать. Они лучше знают свои классы».
Недовольных дистанционным образованием родителей, желающих противостоять ему, Валерий Рашкин пригласил всех родителей на большую встречу против дистанционного обучения, которая пройдёт в Москве на Площади Гагарина в 14.00.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.