К 105-ой годовщине со Дня рождения Константина Симонова

К 105-ой годовщине со Дня рождения Константина Симонова

Публикуем материал, посвящённый 105-ой годовщине рождения выдающегося русского и Советского прозаика, поэта, драматурга, военного корреспондента, журналиста Константина Михайловича Симонова

28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1915 года в Петрограде появился на свет будущий знаменитый русский писатель, поэт, сценарист, драматург, журналист, общественный деятель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов. Основными направлениями его творчества были: военная проза, социалистический реализм, лирика. В качестве военного журналиста он принял участие в боях на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войне (1941-1945), дослужился до полковника Советской Армии, также занимал пост заместителя генерального секретаря Союза писателей СССР, являлся обладателем многочисленных государственных наград и премий.

В наследство своим потомкам этот писатель оставил свою память о войне, которую он передал через многочисленные стихи, очерки, пьесы и романы. Одним из самых известных крупных произведений писателя является роман в трех частях «Живые и мертвые». На литературном поприще у Константина Симонова было мало конкурентов, ведь одно дело — выдумывать и фантазировать, и совсем другое — писать о том, что видел собственными глазами. В сознании ныне живущих людей Константин Симонов ассоциируется именно с его произведениями, посвященными Великой Отечественной войне, со знакомыми еще со школы стихотворениями «Жди меня» и «Сын артиллериста».

Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде в настоящей аристократической семье. Его отец был военным, а мать относилась к княжескому роду. Отец писателя, Михаил Агафангелович Симонов, был выпускником императорской Николаевской академии, он был награжден георгиевским именным оружием. Участвовал в Первой мировой войне, успел дослужиться до звания генерал-майора (присвоено 6 декабря 1915 года). По всей видимости, во время революции он эмигрировал из России, последние данные о нем относятся к 1920-1922 годам и говорят о его эмиграции в Польшу. Сам Симонов в своей официальной биографии указывал, что его отец пропал без вести во время Первой мировой войны. Матерью советского писателя была настоящая княжна Александра Леонидовна Оболенская. Оболенские — старинный русский княжеский род, находящийся в родстве с Рюриком. Родоначальником данной фамилии был князь Оболенский Иван Михайлович.

В 1919 году мать вместе с мальчиком перебралась в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии Александра Григорьевича Иванишева. Воспитанием мальчика занялся отчим, который сначала преподавал тактику в военных училищах, а затем стал командиром РККА. Все детство будущего писателя прошло в разъездах по военным городкам и командирским общежитиям. После окончания 7 классов он поступает в ФЗУ — фабрично-заводское училище, после чего работал токарем в Саратове, а затем и Москве, куда его семья переехала в 1931 году. В Москве, зарабатывая стаж, он продолжает трудиться еще два года, после чего поступает в Литературный институт имени А. М. Горького. Интерес и любовь к литературе ему передала мать, которая очень много читала и сама сочиняла стихи.

Свои первые стихи Симонов написал еще в возрасте 7 лет. В них он описывал учебу и жизнь курсантов военных училищ, которая протекала перед его глазами. В 1934 году во втором сборнике молодых писателей, который назывался «Смотр сил», была напечатана после дописывания и переписывания по замечаниям ряда литературных критиков поэма Константина Симонова, которая называлась «Беломорцы», она рассказывала о строительстве Беломорско-Балтийского канала. А впечатления Симонова от поездки на стройку Беломорканала войдут затем в его цикл стихов 1935 года под названием «Беломорские стихи». Начиная с 1936 года, стихи Симонова начинают печататься в газетах и журналах, сначала редко, но затем все чаще.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К тому моменту писатель уже успел подготовить и опубликовать несколько крупных произведений. Его стихи печатали журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». Также в 1938 году он был принят в состав Союза писателей СССР и поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал свою поэму «Павел Черный». При этом аспирантуру Симонов так никогда и не закончил.

В 1939 году Симонов, как многообещающий автор военной тематики, был отправлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол и к учебе после этого уже не возвращался. Незадолго до своей отправки на фронт писатель окончательно сменил имя. Вместо родного для него Кирилла, так его нарекли при рождении, он взял себе псевдоним Константин Симонов. Причиной смены имени были проблемы с дикцией. Писатель просто не выговаривал букву «р» и твердую «л», по этой причине произносить имя Кирилл ему было банально затруднительно. Псевдоним писателя очень быстро стал литературным фактом, а сам он очень быстро приобрел всесоюзную известность именно как Константин Симонов.

Война для знаменитого советского писателя началась не в сорок первом году, а раньше, еще на Халхин-Голе и именно эта поездка задала многие акценты его последующего творчества. Помимо репортажей и очерков с театра военных действий Константин Симонов привез целый цикл своих стихов, которые стали очень популярны в СССР. Одним из самых пронзительных стихотворений той поры стала его «Кукла», в котором автор поднял проблему долга солдата перед своим народом и Родиной. Непосредственно до начала Великой Отечественной войны Константин Симонов успел окончить курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М. В. Фрунзе (1939-1940) и Военно-политической академии (1940-1941). К моменту начала войны он успел получить воинское звание — интендант второго ранга.

В действующей армии Константин Симонов находился с первых дней войны. В годы Великой Отечественной он был собственным корреспондентом многих армейских газет. В начале войны писатель был командирован на Западный фронт. 13 июля 1941 года Симонов оказался под Могилёвом в расположении 338-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии, части которой упорно обороняли город, надолго приковав к себе значительные силы немцев. Эти первые самые тяжелые дни войны и оборона Могилёва надолго остались в памяти Симонова, который, по всей видимости, был также свидетелем знаменитого боя на Буйничском поле, в котором немецкие войска потеряли 39 танков.

В романе «Живые и мертвые», который Константин Симонов напишет после войны, действия будут разворачиваться как раз на Западном фронте и возле Могилёва. Именно на Буйничском поле встретятся его литературные герои Серпилин и Синцов, и именно на этом поле писатель завещает развеять свой прах после смерти. После войны он пытался найти участников знаменитого сражения на подступах к Могилёву, а также командира оборонявшегося на Буйничском поле полка Кутепова, однако найти участников тех событий ему не удалось, многие из них так и не выбрались из окружения под городом, отдав свои жизни во имя будущей победы. Сам Константин Симонов уже после войны писал: «Я не был солдатом, я был всего лишь военным корреспондентом, но и у меня есть кусочек земли, который мне не забыть вовек — это поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года стал свидетелем того, как наши войска в течение одного дня сожгли и подбили 39 немецких танков».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» Симонов успел побывать и в осажденной Одессе. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году — подполковника, а уже после окончания войны — полковника. Большую часть своих военных корреспонденций писатель опубликовал в газете «Красная звезда». При этом он справедливо считался одним из лучших военкоров страны и обладал очень большой трудоспособностью. Симонов мужественно отправлялся в поход на подводной лодке, ходил в пехотную атаку, попробовал себя роли разведчика. В годы войны он успел побывать и на Черном, и на Баренцевом море, увидел норвежские фьорды. Свой фронтовой путь писатель закончил в Берлине. Он лично присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Война сформировала основные черты характера писателя, которые помогали ему в творчестве и повседневной жизни. Константин Симонов всегда отличался солдатской собранностью, очень высокой работоспособностью и целеустремленностью.

За четыре года войны из-под его пера вышло пять книг с повестями и рассказами. Также он работал над повестью «Дни и ночи», пьесами «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги». В полевых дневниках Симонова скопилось столько стихотворений, написанных в годы войны, что затем они составили сразу несколько томов его сочинений. В 1941 году в газете «Правда» было напечатано одно из самых известных его стихотворений — знаменитое «Жди меня». Данное стихотворение часто именовали «молитвой атеиста», тонким мостиком между жизнью и смертью. В «Жди меня» поэт обращался к некой ожидавшей его женщине, сумев очень удачно словами передать чаяния всех фронтовиков, которые писали домой письма своим любимым, родителям и близким друзьям.

После войны писатель успел побывать сразу в нескольких заграничных командировках. За три года он побывал в США, Японии и Китае. С 1958 года по 1960 год он жил в Ташкенте, работая корреспондентом «Правды» в республиках Средней Азии, именно тогда он рабатал над своей знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Она была создана вслед за романом «Товарищи по оружию», который был опубликован в 1952 году. Его трилогия «Живые и мертвые» была в 1974 году отмечена Ленинской премией. Первый роман с одноименным названием был опубликован в 1959 году (по нему был снят одноименный фильм), второй роман — «Солдатами не рождаются» вышел в 1962 году (фильм «Возмездие», 1969 год), третий роман — «Последнее лето» был опубликован в 1971 году. Эта трилогия была эпически широким художественным исследованием пути всего советского народа к победе в очень страшной и кровопролитной войне. В данном произведении Симонов пытался объединить достоверную «летопись» главных событий войны, которые он наблюдал своими глазами, и анализ данных событий с точки зрения их современных оценок и понимания.

Константин Симонов сознательно создавал мужскую прозу, но умел раскрывать и женские образы. Чаще всего это были образы женщин наделенных мужской последовательностью в поступках и мыслях, завидной верностью и умением ждать. В произведениях Симонова война всегда была многолика и многогранна. Автор умел подавать ее с разных ракурсов, перемещаясь на страницах своих произведений из окопов в армейские штабы и глубокий тыл. Он умел показывать войну сквозь призму собственных воспоминаний и оставался верен этому принципу до конца, сознательно отказываясь от писательских фантазий.

Стоит отметить, что Симонов был достаточно любвеобильным человеком, он определенно нравился женщинам. Красавец-мужчина имел большой успех в женском обществе, четыре раза был женат. У Константина Симонова было четверо детей — сын и три дочери.

Скончался известный писатель 28 августа 1979 года в Москве в возрасте 63 лет. В какой-то мере писателя погубила тяга к курению. Всю войну он курил сигареты, а после перешел на трубку. Бросил курить он лишь за три года до своей смерти. По словам сына писателя Алексея Симонова, отец любил курить специальный английский табак с вишневым ароматом. После смерти писателя, согласно оставленному завещанию, родные развеяли его прах на Буйничском поле. Именно на этом поле после жутких потрясений и страха первых недель войны Константин Симонов, по всей видимости, впервые почувствовал, что страна не сдастся на милость врагу, сможет выкарабкаться. После войны он очень часто возвращался на это поле, в итоге вернувшись на него уже навсегда.

По материалам из открытых источников

Автор: Юферев Сергей


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “К 105-ой годовщине со Дня рождения Константина Симонова

  1. Насчет женских образов, наделенных завидной верностью и умением ждать. Преувеличение этих качеств отметил Мизаил Ножкин в своем выступлении, посвященном его 75-и летию в Колонном зале Дома Союзов. Говоря о таких строках в стихотворении «Жди меня и я вернусь», как «Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня», он отметил, что мать никогда не перестанет ждать сына и верность матери превышает верность любого человека на земле. Зал целом с ним согласился, наградив его аплодисментами. Еще Михаил Иванович
    отметил, что правильные строки в песне День Победы — Мы пол Европы, пол Европы пропахали, а не прошагали. Вспомнилось, как он, выступая на полумиллионном митинге на Манежной после Анпилова,
    прочитавшего наизусть отрывок «Нет уз святее товарищества» из Тараса Бульбы, начал выступление словами — Здорово, мужики! И площадь ответила ему восторженным ревом. Такое не забывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *