По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Мария Панова
В ижевское отделение независимого профсоюза медиков обратились родители умершего от COVID-19 врача. Cтоматолог Олег Набоков заразился во время приёма больной пациентки. Остались жена, инвалид по онкологии, двое несовершеннолетних сыновей и двое стариков, на чьи плечи теперь ложится забота о семье сына. На государство рассчитывать не приходится: в страховой выплате за гибель медработника от ковида при исполнении профессиональных обязанностей было отказано.
«МЫ для них расходник, сдохнем — возьмут новых», — это слова, услышанные мной от одного из врачей.
Стимулирующие выплаты президент Путин пообещал медикам ещё в апреле 2020 года, а проблемы с выплатами и недовольство врачей начались уже в мае. Казалось бы, на бумаге всё логично и правильно: деньги должны выплачиваться за работу с больными коронавирусом и тем, кто заразился во время работы с инфицированными и имеет подтверждение этого. Но дьявол кроется в деталях.
Возможность определять, кому и сколько полагается денег, отдали в руки главврачей, которые подошли к этим своим обязанностям с точки зрения экономии и стали высчитывать часы и даже минуты, проведённые врачом в общении с коронабольными. Что и как они считали — дело их совести, но многие медики были, мягко говоря, удивлены, получив на руки зарплату с весьма скромной надбавкой. Недовольство вспыхнуло с такой силой, что дошло до президента, который топнул ногой и приказал всё переиначить.
И чиновники переиначили: теперь ковидные доплаты стали выплачиваться одинаково, вне зависимости от того, два часа врач провёл в красной зоне или отпахал сутки. Догадайтесь с трёх раз, кто реально заработал на такой схеме выплат? Всё те же представители администрации ЛПУ!
Как рассказывают медики, некоторые главврачи и их заместители вдруг вспомнили, что и они учились медицине, и воспылали невиданным доселе желанием посещать красную зону. Всего два часа — и опа! — точно такая же доплата, как и у рядового доктора, полсуток, а то и сутки пропарившегося в скафандре с подгузником и падающего с ног (напомним, что для врачей эта надбавка равняется 80 тыс. руб.). Но в отличие от рядовых сотрудников, администраторы получали её исправно. А вот многие медики либо совсем не получили эти выплаты, либо не в полной мере.
К сентябрю, так и не дождавшись справедливости, медики стали выходить на согласованные акции протеста под лозунгом «Заплати за ковид!». Пикеты прошли в Ижевске, Глазове, Можге (Удмуртия), Магнитогорске, Сочи, Владимире, Петербурге, Московской области, Астрахани. После этого, по словам сопредседателя Межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие» Андрея Коновала, в профсоюз поступило ещё 34 заявки из различных регионов, но только на шесть из них было дано разрешение региональных властей.
Опять действия этих «вечно недовольных» медиков стали досаждать чиновничеству. В обычное время, конечно, можно было бы ими пренебречь. Но на дворе как-никак пандемия, больницы переполнены, врачей не хватает. Ладно, решили, опять переиначим. И в самом деле, снова переиначили.
В последнем из самых последних постановлений №1762 чиновничий гений превзошёл самого себя. Теперь доплаты будут рассчитываться в зависимости от отработанных «нормативных смен», каждая из которых равняется «1/5 рабочего времени» за неделю для конкретного медработника. Не поняли? И большинство врачей не поняли. Так, видно, на это и был расчёт. Ясно только, что многие медики теперь уже на законных основаниях не увидят как минимум части «ковидных» как своих ушей. Среди них — специалисты, приходящие в красную зону консультировать пациентов, водители «скорой».
Совсем за бортом оказался вспомогательный персонал — так называемые уборщики служебных помещений, то есть сотни тысяч бывших санитарок и младших медсестёр, лишённых в предыдущие годы статуса младшего медицинского персонала, дабы не платить им повышенные зарплаты по «майскому указу» 2012 года.
Не получат надбавку и врачи за проделанную работу свыше 1 ставки, в то время как сегодня большинство из них работают на полторы-две. Больше всего пострадают работники «нековидных» подразделений, между тем как они имеют весьма высокие шансы заразиться, ведя ежедневно приём по полусотне пациентов, посещая больных на дому или выезжая в составе бригады «скорой помощи».
Для оплаты учитывается «фактически отработанное время», то есть только время, когда имел место контакт с лабораторно подтверждённым ковидом. Получить её можно, только если пациент внесён в реестр больных коронавирусом. А между тем медики говорят о том, что до 60 процентов больных имеют ложноотрицательные результаты по мазкам, хотя по КТ им диагностируют коронавирусную пневмонию, но выплаты-то даются по мазкам.
Кроме того, у медработников есть серьёзное подозрение, что многие главврачи специально не учитывают этих пациентов, чтобы не выплачивать дополнительные деньги. Короче, очередное постановление подтвердило владение нашими чиновниками искусством высочайшей казуистики, когда в множестве заковыристых слов теряется конкретика и каждый может интерпретировать их по своему усмотрению. Ясно, что на медиках снова решили сэкономить по принципу детского стишка: «мы делили апельсин, всех вас много, он — один».
Результаты этого крючкотворства печальны. Множество раз столкнувшись с враньём, медики уже потеряли всякую веру в справедливость. Рядовые сотрудники многих ЛПУ говорят о том, что главврачи бессовестно скрывают факты заражения самих медиков. Так, медработники Глазовской межрайонной больницы (Удмуртия) жалуются на то, что им отказывают в предоставлении лабораторного исследования на наличие COVID-19. Это типичная ситуация во многих лечебных учреждениях.
Очень будоражат медицинскую общественность и сообщения об отказах в выплате родственникам умерших от коронавируса врачей. Увы, печальная история Олега Набокова — совсем не единичный случай. Среди десятков несправедливо обойдённых, например, родители медсестры Марии Тышко из Петербурга, которую перевели в реабилитационный центр для измерения температуры посетителям. 30-летняя женщина заразилась при исполнении своих обязанностей и умерла от коронавирусной инфекции. Однако Марию вообще не желают считать медицинским сотрудником, поскольку она якобы работала «регистратором», и её родителям отказывают в выплатах. Не хотят платить и выжившим, но переболевшим ковидом работникам ЛПУ.
Неудивительно, что массовый исход медработников из ЛПУ нарастает с каждым днём. Новостная лента пестрит сообщениями: «В Ростове-на-Дону из городской больницы № 20, где из-за нехватки кислорода умерли 13 пациентов с COVID-19, уволились шесть медиков», «В Саратовской области по собственному желанию уволились 383 медика — 203 врача и 180 человек из числа среднего медперсонала», «С начала года во Владимирской области число врачей уменьшилось на 82 человека, среднего медицинского персонала — на 239 человек», «В Амурской области с начала пандемии из системы здравоохранения ушли около 400 сотрудников», «В Пензенской области из-за коронавируса уволились 450 медиков», «В Омской области потребность в медработниках за полгода выросла в 35 раз — не хватает полтысячи врачей» и т.д. и т.п. Как видим, счёт уходящим медикам идёт уже на сотни.
И что делает власть в этот критический момент, когда эпидемия буквально пожирает российские регионы, а местное здравоохранение задыхается от кадрового дефицита и огромное число пациентов не может своевременно получить профессиональную медицинскую помощь из-за нехватки специалистов?
Повсеместно оказывается давление на медиков, которые пытаются защитить не только свои права, но и права пациентов. Особенно упорных, несмотря на и без того острую нехватку медперсонала, заставляют увольняться. Так, руководство больницы имени Кончаловского в Зеленограде, по сообщению «Общественной службы новостей», угрожая уголовным преследованием, вынудило уволиться медиков, требовавших доплат за работу с коронавирусными больными. В Ростове-на-Дону ушёл «по собственному желанию» врач анестезиолог-реаниматолог Артур Топоров, честно рассказавший журналистам о том, как от нехватки кислорода умирали пациенты.
Пора уже ставить вопрос об адекватности нашей власти. Способна ли она защитить народ от нарастающих угроз или единственная её забота — о неприкосновенности и стабильности мягкого тёплого кресла под собственной «пятой точкой»?
Комментарий редакции: Всё происходящее не может не вызывать чувства гнева. Власти постоянно трубят на весь мир о своём намерении положить конец коронавирусу. Но при этом работникам здравоохранения создаются такие условия, которые вынуждают многих из них уходить из данной сферы. И это — в условиях весьма напряжённой эпидемиологической обстановки! Ну разве есть шанс рассчитывать на нормализацию положения дел при невыплате и надбавок врачам, и компенсаций пациентам и т.д. А попытки увольнения и даже возбуждения уголовного дела в отношении тех, кто ставит вопрос о доплатах, вообще даёт основание квалифицировать и проводившуюся политику в целом, и действия конкретных должностных лиц в частности как проявление экстремизма. То, что при подобном положении вещей Россию ожидает ухудшение демографической обстановки и, как следствие, возрастание угрозы единству и территориальной целостности, правящий класс нисколько не волнует. Впрочем, «верхние десять тысяч» даже рады такому развитию событий. Скандальные рассуждения Анатолия Чубайса о коронавирусе как о способе ликвидации «люмпенов» полностью выдают с головой реальные умонастроения элиты». Поэтому нет смысла ожидать смены гнева на милость со стороны властей. Только массовая и упорная борьба за социализм положит конец развитию гибельных процессов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.