По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
ОТГРЕМЕЛИ торжества по случаю 75-й годовщины Победы Советского народа над фашистской Германией. Власть, еще недавно с трудом вспоминавшая о нашем славном прошлом, вдруг решила оседлать конек патриотизма, пытаясь прикрыть провалы в социально-экономической политике. Но в искренности новоявленных патриотов есть сильные сомнения.
Например, на праздничных мероприятиях много говорили о выдающихся полководцах, о маршалах Жукове, Василевском, Рокоссовском. Однако практически не упоминали Верховного Главнокомандующего Красной Армией И.В. Сталина. И начисто проигнорировали «маршалов трудового фронта» – руководителей военной промышленности, обеспечившей армию оружием Победы. Более того, их пытаются предать забвению.
Два года назад ветераны войны выступили с инициативой присвоения одной из улиц или площадей Москвы имени одного из маршалов военной промышленности, а затем маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова. И поныне, в 75-й год Победы, дело так и не сдвинулось с места. Более того, эта идея встречает теперь уже открытое сопротивление чиновничества. Об этом чуть позже. А сначала напомним читателю, чем был славен дважды Герой Социалистического Труда Д.Ф. Устинов, награжденный за свою жизнь 11-ю (!) орденами Ленина.
В 1941 году, незадолго до начала войны, в возрасте 32 лет он был назначен народным комиссаром вооружений Советского Союза. Ответственность колоссальная. Наркомат занимался производством всех видов артиллерии – полевой, танковой, авиационной, береговой, корабельной, противотанковой, зенитной и самоходной. Молодой нарком справился. Хотя ситуация была сложнейшая. Оборонная промышленность СССР только начала разворачиваться. А тут тяжелые потери в технике в первые месяцы войны. Враг наступал. Возникла угроза захвата западной части СССР, где были сосредоточены оборонные предприятия. Надо было их срочно эвакуировать на Урал и в Сибирь.
К концу 1941 года на восток было вывезено 1360 заводов наркомата вооружения. Сама эвакуация сотен предприятий и сотен тысяч рабочих с семьями на тысячи километров на восток была подвигом, не имевшим равных в мировой истории. При этом надо было буквально в чистом поле, да еще в условиях морозной зимы начать производство и увеличить выпуск оружия в разы.
Уже к началу 1942 года производство было восстановлено. Молодой нарком получил свою первую Золотую Звезду Героя Социалистического труда. А в 1943–1945 годах оружие пошло в войска мощным потоком. Причем создавались системы оружия, превосходящие все, что выпускала Европа, работавшая на нацистскую Германию: реактивная система ВМ-13 «Катюша», танки Т-34-85 и ИС-2, пушки ЗИС-3 и 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20, автоматы ППШ и Судаева.
И дело не только в выдающемся организаторском таланте Д.Ф. Устинова. Он олицетворял огромный пласт ученых, инженеров, технологов, рабочих и организаторов производства, сделавших казалось бы невозможное – на протяжении жизни одного поколения создать мощную военную промышленность и на ее основе – могучую армию. Дело было в системе, которая искала, находила, воспитывала и поднимала к вершинам власти талантливых людей вне зависимости от их происхождения, исключительно по критериям таланта, трудолюбия, порядочности, преданности интересам народа.
Д.Ф. Устинов – один из самородков, который поднимался «от земли». В 14 лет вступил добровольцем в Красную Армию. Воевал с басмачами в Средней Азии. После демобилизации был слесарем на бумажном комбинате в Балахне, а затем машинистом на текстильной фабрике в Иваново. Все это время учился. В 1934 году окончил Ленинградский военно-механический институт – знаменитый Военмех, кузницу кадров оборонной промышленности. Начал работать инженером в Артиллерийском морском НИИ, а через несколько лет стал директором мощного машиностроительного завода «Большевик». Оттуда – на пост наркома вооружений СССР.
К концу войны ему было только 37 лет. Но это был уже сильный руководитель, прошедший огонь, воду и медные трубы войны. В те годы сформировалась поразительная работоспособность Дмитрия Федоровича. Ему было достаточно четырех часов сна. Все остальное время он трудился с исключительным напряжением. Эту работоспособность он сохранил до своих последних дней.
С 1946 по 1957 год Д.Ф. Устинов был министром вооружения, затем оборонной промышленности СССР. С 1957 по 1963 год – заместителем Председателя Совета Министров СССР, председателем Комиссии Совмина по военно-промышленным вопросам – легендарной ВПК.
Говоря о завоевании космоса, обычно вспоминают Королева, Гагарина, других генеральных конструкторов и первых космонавтов. Но мало кто знает, что вторую Золотую Звезду Героя Д.Ф. Устинов получил за подготовку полета Гагарина. Он принимал участие во всех этапах прорыва в космос, начиная с запуска первой ракеты Р-1. Он же занимался созданием системы противоракетной обороны Советского Союза.
Еще меньше известны заслуги Д.Ф. Устинова в становлении нашего подводного атомного ракетного флота. В 1957 году он был председателем госкомиссии по приемке первой атомной подлодки, а затем был «крестным отцом» многих ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, включая крупнейшую в мире субмарину проекта 941 «Акула».
С 1965 по 1976 год он – секретарь ЦК КПСС, отвечавший за оборонный комплекс СССР. В эти годы был достигнут ядерный паритет с Америкой. Это было колоссальное, поистине историческое достижение, и поныне обеспечивающее обороноспособность России.
Став в 1976 году министром обороны СССР, Д.Ф. Устинов продолжил курс на перевооружение армии на новейшие системы оружия. При нем в войска пошли танки Т-80, БМП-2 и БМП-3, истребители Миг-29 и Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, были созданы зенитно-ракетные комплексы С-200 и С-300, появились оперативно-тактические ОТР-22 и ОТР-23 «Ока», авианесущие корабли.
Он не был лишь талантливым организатором. Он был и оставался инженером, способным вникать как в особенности производства, так и в особенности конструкции новых систем оружия. В этом принципиальное отличие Д.Ф. Устинова и других маршалов экономики сталинских времен от нынешних топ-менеджеров, которые мало смыслят в сложных технических системах, но прекрасно рулят денежными потоками себе в карман. Если сталинские наркомы были исключительно знающими и неподкупными, то нынешние «манагеры», как правило, совершенно некомпетентны и жутко вороваты.
ВОТ ТАК Советская власть взяла подростка из рабоче-крестьянской семьи с тремя классами церковно-приходской школы, дала ему среднетехническое, затем высшее образование, разглядела в нем талант руководителя, подняла его на высшие ступени управления государством. Не принадлежность к одному из кланов, не личная преданность кому-либо из власть предержащих, а талант, трудолюбие, безграничная преданность делу – вот были критерии, по которым люди поднимались «наверх».
О стиле работы секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова рассказал в своей книге А.Г. Шипунов – выдающийся конструктор артиллерийского, стрелкового и противотанкового оружия, систем ПВО. В конце 60-х годов у возглавляемого им Конструкторского бюро приборостроения (ныне всемирно известное КБП) возникли трудности. Местные партийные вожди хотели решить проблему обычным способом – за счет смены руководителя. Однако Д.Ф. Устинов, которому огромный творческий потенциал Шипунова уже был понятен, не просто запретил трогать талантливого конструктора, но и поручил своему помощнику ежедневно связываться с КБП, дабы знать, когда и какая нужна помощь.
В итоге КБП стало создавать непревзойденные образцы оружия, до сих пор составляющие основу наших армии и флота. Это системы ПВО «Панцирь-С» и «Каштан», артиллерийский комплекс А-630 для ВМФ, противотанковая система «Корнет», огнемет «Шмель». А ведь в поле зрения Д.Ф. Устинова как секретаря ЦК находились сотни, если не тысячи КБ, НИИ, предприятий.
Дмитрий Федорович Устинов ушел из жизни в конце 1984 года. Но и поныне многое из того, что было создано с его личным участием, является основой Вооруженных сил России. Возникший под его руководством военно-промышленный комплекс является становым хребтом российской промышленности и прикладной науки. И когда сегодня с высоких трибун рассказывают о гиперзвуковом оружии, коего еще нет у заморского супостата, то нужно вспоминать одного из титанов отечественной науки и производства Д.Ф. Устинова, при котором был создан колоссальный научно-технический и производственный задел, лежащий в основе гиперзвуковых систем.
Но вернемся к началу этой статьи. В это трудно поверить, но в Москве, где 43 года жил и трудился Д.Ф. Устинов, нет ни площади, ни улицы его имени. Вернее, улица была. В 1984 году одну из новых магистралей на западе Москвы по-простецки назвали «Осенним бульваром». В 1985 году, после ухода из жизни Дмитрия Федоровича, бульвар был переименован в улицу маршала Устинова. А Осенней была названа соседняя улица. Однако захватившие власть в Москве в 1990 году «демократы» вернули прежнее название – «Осенний бульвар». Имя Устинова исчезло с карты Москвы.
В СЕНТЯБРЕ 2018 года по просьбе ветеранов армии и ВПК руководитель фракции КПРФ в ГД РФ Г.А. Зюганов направил соответствующее обращение в мэрию Москвы. Поддержало эту идею и Министерство обороны. Этот вопрос долго волокитили. Однако через год на рабочем уровне было найдено неплохое место на пересечении улиц Народного ополчения и генерала Берзарина, которое можно было бы назвать площадью Маршала Устинова. И вдруг все застопорилось.
Сначала проект решения несколько месяцев лежал на подписи у одного из заместителей мэра Москвы. Оттуда неподписанный документ был вновь направлен на рассмотрение комиссии по наименованиям. И тут обнаружилось, что возражает руководство Северо-Западного административного округа Москвы. Зампрефекта СЗАО г-жа Пахомова заявила, что Устинов «непонятно какой маршал».
Примечателен «калибр» чиновницы, рьяно выступившей против инициативы ветеранов войны. Эта дама чуть ли не всю свою жизнь трудилась воспитательницей детских садов и начальных классов школы. Но несколько лет назад катапультировалась в кресло руководителя СЗАО с населением под миллион человек. И все, что этот бывший воспитатель детей и юношества, а ныне замглавы округа, знает о Д.Ф. Устинове – одном из творцов великой Победы – это «непонятно какой маршал»? Позор!
Месяц назад Г.А. Зюганов направил еще одно обращение к мэру Москвы, в котором отмечалось: «Мы не можем понять логики людей, отказывающих в увековечении памяти одного из наиболее выдающихся государственных деятелей нашей страны ХХ века, человека, сыгравшего исключительную роль в укреплении обороноспособности России».
Вот и задумываешься, насколько искренен патриотизм наших нынешних «вождей». Одно дело провозглашать патриотизм с высоких трибун. Другое дело – проявлять это качество на практике. Пока действия московских чиновников дают основания для сомнений.
Вячеслав ТЕТЁКИН
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.