По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Президент России Владимир Путин еще не решил, будет ли баллотироваться на новый срок в 2024 году. Об этом он заявил на ежегодной пресс-конференции. Он добавил, что формально у него есть такая возможность.
«Формально это разрешение есть от народа. Делать это, не делать — посмотрю», — сказал он.
Напомним, это разрешение появилось у главы государства после принятия поправок в Конституцию, которые подразумевают обнуление сроков действующего президента.
Интересно, что идея поправок была выдвинута самим президентом в начале года во время ежегодного послания Федеральному собранию. Этот формат общения с внешним миром, как и пресс-конференции и «прямые линии» давно считается возможностью для главы государства изложить некие прорывные инициативы, такие как заявление о появлении у России новейших виды вооружений, несомненно, повысившее международный статус России, так и, собственно, предложение о поправках.
Чего-то прорывного, наверняка ждали и от этой пресс-конференции, в частности — внесения ясности в вопрос о власти и анонса каких-либо изменений в ее конфигурации. Однако этого не произошло… Путин, по сути, отделался дежурным ответом на главный вопрос.
Насколько это было ожидаемо, мы спросили наших экспертов.
— Не помню, чтобы пресс-конференции и «прямые линии» президента становились прорывными, — говоритдиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Это вообще не тот формат, в рамках которого глава государства может и должен обозначать какие-то концептуально значимые вещи. Этот формат предназначен для обозначения прямой связи президента со своими избирателями, минуя административную вертикаль. Хотя с учетом того, что и эти мероприятия готовят чиновники, никакой реальной прямой связи главы государства с народом не происходит, хотя для кого-то, наверное, важна сама имитация этого процесса.
Что же касается Посланий президента Федеральному Собранию, то вот они действительно предназначены для обозначения прорывных вещей. К сожалению, и этот формат реализуется во многом в стандартно рутинном режиме. Достаточно сравнить тексты всех 20-ти посланий президента, чтобы убедиться в наличии в них многочисленных повторов, невыполняемых обещаний, различных абстракций и банальностей, которые однако подаются государственными СМИ, как прорывные.
Более или менее громкие и значимые заявления Владимира Путина, как правило, звучат вне формата и рассчитаны на зарубежную аудиторию. Например, на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, в ходе пленарного заседания 70-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2015 года, в интервью изданию Financial Times накануне саммита G-20 в Осаке 2019 года, в лекции для глав государств ЕАЭС в декабре 2019 года.
«СП»: — Ждут ли вообще россияне от Путина каких-то слов про трансфер власти и прочие изменения в верхах власти? Или в это давно никто не верит?
— Реальный рейтинг Владимира Путина по состоянию на ноябрь сего года — 27%. Это значит, что только 27% населения страны ждут от президента чего-либо позитивного и верят его словам про возможные грядущие позитивные изменения «сверху». Остальные 73% населения страны, судя по всему, или верят в чудо, или смирились с неизбежным, или не верят вообще ни во что. Как бы там ни было, грядущие и реальные изменения во власти большинство населения связывает уже не с Путиным, а с различными внешними по отношению к нему факторами: или с возможным усилением внешнего давления на российскую власть, или с массовым протестом, или даже с государственным переворотом.
«СП»: — В этом смысле стала ли пресс-конференция разочарованием? Путин даже на вопрос, будет ли он в 2024 году баллотироваться не ответил, не внес никакой ясности…
— Основная масса россиян разочаровалась в Путине после его абсолютно не объяснимого с точки зрения здравого смысла решения о повышении пенсионного возраста. После этого решения любые публичные выступления президента уже не вызывают никакого интереса у значительной части населения страны. И даже те, кто все-таки смотрит прямые линии президента и его пресс-конференции, в массе своей сопровождают трансляцию этих мероприятий многочисленными дизлайками и негативными комментариями… К сожалению, постоянная бессодержательность прямых линий президента привела к тому, что единственным серьезным вопросом, который настойчиво задается журналистами главе государства в ходе встреч с ним, это вопрос о транзите власти, на который нет и не может быть ответа даже у самого президента.
«СП»: — А что думают в Кремле? Что не пора еще такую информацию давать или сами не решили? И когда можно ждать новых изменений во всяких властных конфигурациях? До 2024 года мы ничего не узнаем?
— Российский правящий класс сегодня полностью дезориентирован. В 90-е годы он присягнул Вашингтону, Лондону и глобалистам, но был банально кинут и поставлен на деньги. Только сейчас на 30-ом году своей предательской по отношению к России политики этот правящий класс начал осознавать свое положение — между молотом западных санкций и грядущих расправ и наковальней народной ненависти в самой РФ. Но что делать в такой ситуации, этот класс не знает. Отсюда его естественная реакция — тотальной обороны от внешних и внутренних угроз. По этой причине никаких серьезных изменений во властных конфигурациях РФ не будет вплоть до обрушения этой власти в результате внутренних конфликтов и внешнего воздействия.
«СП»: — Чего все же, по-вашему мнению, ждать после 2024 года? Останется ли Путин, будет ли преемник или произойдет иная трансформация власти?
— Пора прекратить ориентироваться на 2024-ый или 2030-ый годы. До них еще дожить надо. Впереди 2021 год, который будет для России еще более сложным, чем уходящий 2020-ый. События ускоряются, психоз пандемии никто отменять не собирается, напротив: мы находимся сегодня на пороге силовой реализации планов глобалистов по вакцинации населения и введения тотального электронного контроля за мировыми активами. В такой ситуации просто смешно обсуждать перспективы ухода Путина в 2024-ом году. Гораздо важнее поразмыслить о том, доживет ли Россия до конца хотя бы 2021 года, и что нам нужно делать для того, чтобы избежать катастрофического сценария.
— Мне кажется, что подобные ожидания могли быть только у тех, кто плохо понимает, как устроена российская политическая система, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Такой важный процесс как создание механизмов транзита власти (или принятия решение об окончательном отказе от подобного сценария) может протекать в ней только в пространстве, полностью закрытом от воздействия со стороны общественного мнения. В противном случае возникает угроза неконтролируемого разрастания числа игроков, поскольку те группы, которые не допущены к участию в процессе, непременно попытаются усилить свое влияние, предложив обществу собственный сценарий или дискредитировав в его глазах уже достигнутые договоренности. Но, главное, участники переговоров о транзите власти в таком случае будут вынуждены задумываться о том, как они выглядят в глазах общественного мнения, что может заставить их отказаться от тайных соглашений и перейти к публичной конкуренции со своими оппонентами. Именно это и произошло в 1999 г., и этот урок, как мне кажется, не пропал даром для российской политической элиты. Поэтому о том, кто будет править страной после 2024 г. мы узнаем только после того, как все решения будут приняты и согласованы со всеми ведущими игроками. А до этого, как мне кажется, еще очень далеко.
«СП»: — Эта тема вообще востребована? Или людям уже все равно, и они
смирились с «вечным Путиным»?
— В обществе явно увеличиваются протестные настроения, которые, как это часто бывает в предкризисный период, сочетаются с массовой политической апатией. Люди не видят социальных перспектив и понимают, что не могут рассчитывать на рост уровня жизни, что вызывает вполне естественное массовое недовольство. Пока оно еще не направлено напрямую против верховной власти, поэтому вопрос о смене или сохранении нынешнего президента действительно остается второстепенным. Но скоро, как мне кажется, ситуация изменится.
«СП»: — А в Кремле, по-вашему, уже пришли к какому-то хотя бы предварительному решению?
— Нет, конечно. Это видно по информационной политике главных телевизионных каналов, которые формируют российский политической ландшафт. По-прежнему в медийном пространстве нет политической фигуры, хотя бы отдаленно сравнимой с Путиным. Однако сам президент все больше утрачивает черты жесткого лидера, готового повести российское общество в новых свершениях. Подобная информационная стратегия, на мой взгляд, может объясняться только стремлением сохранить пространство для маневра.
«СП»: — Помимо вопроса о президенте, ждать ли еще каких-то радикальных трансформаций властных конфигураций, гораздо более радикальных, чем недавние поправки?
— Если политика действующей власти не изменится (а я не вижу никаких признаков того, что ее собираются менять), то в России через полтора-два года начнет развиваться тяжелый политический кризис. Причем его развитие может серьезно ускорится, если новая американская администрация займет жесткую позицию по отношению к российскому руководству (по крайней мере, от нее этого ожидают). В результате надвигающегося политического кризиса могут возникнуть самые неожиданные властные конфигурации, в том числе и не виданные ранее в нашей истории, например, парламентская республика, в которой основные властные полномочия будут сосредоточены в руках премьер-министра.
«СП»: — Узнаем ли мы об этом решении до 2024-го года или объявят в последний момент?
— Все зависит от того, когда удастся договориться ведущим политическим игрокам (на мой взгляд, внутри российской политической элиты существует, по крайней мере, четыре группировки, которые будут участвовать в определении механизмов транзита власти). Если процесс принятия решений не будет сорван, то обществу объявят о принятом решении весной-летом 2023 г. Но, вполне возможно, что выработать какой-то единый сценарий, принятый всеми игроками, не удастся. Этому может помешать внешнее давление и быстрое развитие политического кризиса. Думаю, что в таком случае нас ожидает «возвращение в 1990-е», т. е к периоду борьбы между сторонниками различных сценарием трансформации власти (или сохранения ее нынешней конфигурации).
Комментарий редакции: Слова действующего президента о мнении и о настроениях народа не должны вводить в заблуждение. Мы знаем, за счёт чего обеспечивается воспроизводство действующей власти под видом «выборов». Установив контроль над СМИ, занявшись информационной обработкой сознания людей, манипулируя ходом предвыборной кампании, правящий класс все последние тридцать лет достигал на референдумах и на выборах желанного для себя результата. И после этого буржуазия выдавала формальное полученные ею (с нарушением закона) голоса за «волеизъявление россиян». В нынешних условиях ничто не помешает «верхним десяти тысячам» провернуть аналогичное дело. Впрочем, если даже Владимир Путин формально и покинет пост президента, то, согласно ранее публиковавшимся материалам, ему может быть предложен пост сенатора Совета федерации ФС РФ. Ну а дальше не исключена вероятность исполнения роли теневого правителя и «серого кардинала», неофициально влияющего на принятие ключевых государственных решений. Разве не это вся страна наблюдала в 2008 — 2012 гг? Об этом то и речь. Между прочим, политика нынешней правящей группировки не принесла России ни устойчивого развития, ни преодоления бедности, ни ликвидации клептократии. А консервация нынешнего положения вещей обрекает нашу страну на трагические последствия. И только включение трудового народа в активную борьбу за социализм может привести к позитивным изменениям.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.