Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, и он избрал…  Родину

Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, и он избрал… Родину

В начале памятного текста в 139-ю годовщину со дня рождения нашего отечественного учёного-энциклопедиста, философа и богослова о. Павла Флоренского (П.А. Флоренский родился 09.01.1882/по старому стилю) приведём две цитаты:

В программной статье “Русский стержень Державы”/15.05.2020 лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов так писал о времени перелома в нашем Отечестве в первые десятилетия XX-го века:

“Пока государство было способно хотя бы замедлить капитализацию России, у страны оставался шанс на мирное, эволюционное развитие. Когда же Российская империя под руководством вырождавшегося дворянства и прозападно настроенной бюрократии окончательно изменила своему историческому призванию, откровенно ступив на путь капитализма и военного передела мира, — грянула Октябрьская революция. Как признал вскоре после неё богослов Павел Флоренский, в нашей стране победила “идея общежития, единомыслия и экономического единства — называется ли оно по-гречески кинОвия (христианская монашеская община) или по-латински коммунизмом — всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней как заповедь жизни”.

А вот признание, которое высказал об о. Павле Флоренском спустя несколько десятилетий после их последней совместной литургии другой русский философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков (оба они изображены на написанном в 1917 году художником Михаилом Васильевичем Нестеровым и хранящемся в Третьяковке полотне “Философы”):

“Отцу Павлу было органически свойственно чувство родины. Сам уроженец Кавказа (родился в г. Евлахе/ныне – современный Азербайджан, детство и отрочество прошли в Тифлисе/ныне Тбилиси), он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия (Троице-Сергиева Лавра/Сергиев Посад)… Не умею передать словами то чувство родины, России, великой и могучей в судьбах своих, при всех грехах и падениях, но и в испытаниях своей избранности, как оно жило в о. Павле. И, разумеется, это было не случайно, что он не выехал за границу, где могла, конечно, ожидать его блестящая научная будущность и, вероятно, мировая слава, которая для него и вообще, кажется, не существовала. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы родины… Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, и он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. О. Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России…”

Известно, что попытку вызволить о. Павла с Соловков делал в 1936 г. бывший первый президент Чехословакии, известный философ Томаш Масарик, который через посла своей страны в Советском Союзе обратился в НКВД с просьбой предоставить отцу Павлу Флоренскому возможность как крупному ученому выехать в Чехословакию, где он сможет продолжить научную работу. Однако о. Павел Флоренский сделал свой выбор намного раньше, чем попал в лагерь. Решения, которые принимались путем долгих и мучительных раздумий, о. Павел никогда не менял. Свой выбор “между Соловками и Парижем” он сделал вполне осознанно и не собирался его менять. Это подтвердила его жена Анна Михайловна. О предложении Масарика супруга узнала от Екатерины Павловны Пешковой (жены писателя А.М. Горького), которая в то время пыталась добиться освобождения П.А. Флоренского. “После моих переговоров, — пишет Екатерина Павловна, — с женой Флоренского, которая заявила, что за границу уехать ее муж не захочет, я просила лишь об освобождении Флоренского “здесь”. Заявление Анны Михайловны основывалось не на желании жены оставить его “здесь”, а на полной осведомлённости о настроении ее мужа — не покидать родину ни при каких обстоятельствах. Просьба Т. Масарика и Е.П. Пешковой об освобождении П.А. Флоренского не была удовлетворена.

Жизненная география и присутственные места о. Павла Флоренского, где ему приходилось заниматься наукой, только в современной России очень разнообразны. Но прежде следует упомянуть, что сам род Флоренских начиная ещё со “смутных времён” связан с храмами на левом берегу Волги — в селе Завражье и других местах в Кадыйском районе Костромской области. (Напомню, чт в Завражье 04.04.1932 родился будущий советский кинорежиссёр Андрей Арсеньевич Тарковский, и сегодня в местном музее села один зал посвящён отцу Павлу Флоренскому, а другой — А.А. Тарковскому). Это и Москва, где Павел после окончания гимназии с золотой медалью учился на физико-математическом факультете Московского университета по отделению чистой математики в 1900-1904 гг. Сегодня в своеобразном пантеоне связавших свою жизнь с Русской Православной Церковью выпускников сегодняшнего МГУ им. М.В. Ломоносова, расположенном на первом этаже Домового университетского Храма святой мученицы Татианы рядом с журфаком, есть и фотография иерея Павла Флоренского, который несмотря на настойчивые предложения после окончания университета с отличием остаться на одной из кафедр по интересу выбрал продолжение учёбы в Московской Духовной академии/МДА в стенах Троице-Сергиевой Лавры/ Сергиев Посад Московской области. Фактически о. Павел возобновил после некоторого перерыва священническую деятельность своих предков, поскольку уже и его дед Иван Андреевич Флоренский (1815-1865), и его отец Александр Иванович Флоренский (1850-1908) пошли по светской линии. Дед стал врачом, а отец строил железные дороги и мосты. С годами учебы в МДА связана получившая широкую известность проповедь П. А. Флоренского “Вопль крови”, которую он произнес в Покровском академическом храме 12.03.1906. Поскольку проповедь была произнесена после смертной казни лейтенанта П. П. Шмидта, то полицейское начальство определило её как политическую акцию. Спустя несколько дней после напечатания проповеди Павел Александрович был на три месяца заключён в Московскую губернскую тюрьму. Вообще с Сергиевым Посадом (с 1930 г. — Загорском) и Подмосковьем связаны несколько десятилетий жизни о. Павла: здесь родились его пятеро детей, здесь у старшего сына Василия ещё при его жизни в 1936 году родился первенец — внук, которого в честь деда назвали Павлом. В Москве, где он жил и работал уже после 1917 года, есть также квартира-музей на современной улице Бурденко (б. Долгий переулок).

Несколько мест в современной России связаны с этапами мученического пути о. Павла. Это и Нижний Новгород, куда он был сослан летом 1928 года, но благодаря заступничеству той же Е.П. Пешковой вскоре мог вернуться в Москву. Это и места заключения после ареста в 1933 году, когда он был осуждён на 10 лет в исправительных трудовых лагерях, сначала в Амурской области, где он на Сковородинской опытной мерзлотной станции занимался мерзлотоведением (ныне Сковородинский районный краеведческий музей носит его имя), а затем Соловецкий архипелаг в Белом море, где о. Павел разрабатывал основы водорослеведения/альгологии. Опытным путём, смешивая экстракт водорослей с коровьим молоком, учёный создал противоцинготоное средство, которое спасло жизни многих узников на Соловках. Это и место упокоения о. Павла в братской могиле после расстрела 08.12.1937 в местечке Левашовская пустошь под тогдашним Ленинградом/нынешним Санкт-Петербургом.

Принято считать о. Павла Флоренского четвёртым по счёту отечественным учёным-энциклопедистом, который в рамках своей исследовательской деятельности занимался как естественными, так и гуманитарными науками. К первым трём относятся: уроженец Поморского Севера Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) — наш первый академик из россиян, основатель Московского университета, где учился студент Павел Флоренский; сибиряк из Тобольска Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — открыватель периодического закона химических элементов, известного как “таблица Менделеева”; а также родившийся в Санкт-Петербурге, но связанный по отцу с Украиной Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), автор учения о ноосфере. Ещё отца Павла Александровича Флоренского называют русским Леонардо.

Перечислим некоторые служебные функционалы учёного П.А. Флоренского. При этом будем иметь в виду, что

до своей первой ссылки в Нижний Новгород летом 1928 года и даже в ссылке он всегда носил подрясник, в том числе и на работе в государственных учреждениях, тем самым открыто свидетельствуя, что он православный священник. После 1928 года, получив запрет на ношение подрясника и не желая надевать светский костюм, отец Павел на работе во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) носил удлинённую русскую рубаху и сапоги, но, когда это было возможно, облачался в духовную одежду. Итак, в 1918-1920 гг. о. Павел Флоренский был секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, подчинявшейся музейному отделу наркомата просвещения/нарком Анатолий Васильевич Луначарский. В 1921-1924 гг. о. Павел был профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских/ ВХУТЕМАС, где он читал лекций под названием “Анализ перспективы”. Известно, что преподавательская деятельность отца Павла в этом учебном заведении подвергалась острой критике со стороны конструктивистов и идеологов творческого объединения “Левый фронт искусств”/ЛЕФ. Недаром В. В. Маяковскому приписывалась такая заборная “кричалка”: “Во ВХУТЕМАСе – поп Флоренский в рясе!” В начале 1920-х гг. о. Павел участвовал в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения, сотрудничал с союзом художников и поэтов “Маковец”. Осенью 1920 года о. Павла пригласили работать в московское отделение завода “Карболит” в качестве консультанта, а впоследствии заведующего испытаниями продукции завода и заведующего научно-техническими исследованиями (заводу, в частности, было поручено от имени Высшего совета народного хозяйства/ВСНХ РСФСР изготовление изоляторов высокого напряжения для строившихся электростанций по плану ГОЭЛРО). Позднее, исходя из исключительных способностей учёного, его пригласили работать в Отдел электротехнической промышленности ВСНХ РСФСР/Главэлектро, которым в то время руководил Валериан Владимирович Куйбышев. В конце 1921 г. специальным постановлением Совета труда и обороны/СТО был учрежден Государственный экспериментальный электротехнический институт (ГЭЭИ, затем — ВЭИ). При промышленном отделе института была создана лаборатория испытания материалов, выросшая затем в самостоятельный отдел материаловедения, руководство которым П. А. Флоренский осуществлял в 1922–1933 гг. Также он был редактором “Технической энциклопедии”, для которой сам лично написал около 150 статей.  Добавим уже упоминавшиеся мерзлотоведение и альгологию. Достойный список!

Отметим также, что, будучи семинаристом МДА, П.А. Флоренский начал заниматься этнографией. В 1910-е годы он совершал неоднократные экспедиции по Костромскому краю. Как учёный он считал Костромскую губернию одной из наиболее сложных и интересных губерний России. Столкновение многих народностей и разных колонизационных потоков привело к формированию здесь своеобразного уклада жизни и характера местных жителей, а также способствовало созданию уникальной этнолингвистической неоднородности населения. Почти пять лет П.А. Флоренский изучал бытовые и культурные особенности, взаимоотношения жителей Костромской земли. Из собранного и проанализированного им материала можно, в частности, выделить народный фольклор, а именно частушку. По определению учёного, частушка — особый род народной песни, исполняется в быстром темпе, чаще всего в движении, в игре, а также во время различных хозяйственных и домашних забот. Он писал так: “Вечно юная, вечно кипучая частушка есть бродящее вино народной жизни”. По его наблюдениям, которым уже более 100 лет, частушка удивительно вписывается в наш торопливый век, поспевает за всё возрастающим темпом жизни. Не успев родиться, она тут же распространяется по огромной территории, передаваясь из уст в уста. П.А. Флоренский вместе со своими коллегами собрали более пяти тысяч частушек в Костромской, Ярославской, Вологодской, Рязанской и Московской областях. В них отражены разные стороны народной жизни.

Например, деревенские заботы: “Не ругайте вы меня, Всю работу знаю я: Жать, косить, коров доить, В обе руки молотить”. Или на тему “родители и дети”: “Милые родители! Какие непонятные. По ночам гуляночки самые занятные”. А вот про крестьянскую долю: “Полюбила, да и скаялась, Что много братевей: Тебе не только, милый, дому Не достанется — дверей”. Невесёлая тема рекрутчины и солдатчины: “Скоро, скоро мы, ребята, под неволю попадём, под такую под неволю Ко царю служить пойдём”. Особый взгляд на замужество и женитьбу: “Не ходите, девки, замуж — бабья проклятая жизнь: не вечёрку не отпустят, скажут: “Рядом спать ложись!”. И так все стороны жизни: военное время, посиделки, гулянье, сплетни, измена, разлука и, конечно, частушки-смешинки: “Как во нашей во деревне Все избушки на боку, Уж как наши-то ребята Почернели с табаку”. Собранию частушек П.А. Флоренского можно дать определение: “Маленькие судьбы в большой истории России”. Так точно и ярко может определить жизнь народа короткое четверостишье. Это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть. В ней порой и слёзы, и боль разбитого сердца, но боль и слёзы в частушке более мягкие, чем на самом деле. Сам Павел Александрович поставил частушку в ряд шедевров мировой поэзии малых форм начала XX-го века.

Также он собирал и изучал обычаи и обряды жителей Костромской земли. В частности, после пребывания на родине предков — в Завражной волости он оставил описания того, как например, здесь принимали в семью новорождённого, как проходил обряд венчания молодожёнов, как провожали усопших в последний путь, как принимали гостей в дом или какой был обычай проводов рекрутов — всё это история. Вот как, к примеру, описывается им обряд приезда жениха за невестой, чтобы везти её в церковь к венчанию: “Жених приезжает в дом невесты. Рядом с ней стоит её брат, если нет брата, то близкий родственник, со стаканом пива и подавая его с наговором жениху, требует выкупа за невесту; только после того, как жених даст несколько монет, он занимает место рядом с невестой. Затем, прежде чем посадить невесту в сани, жених должен дать выкуп за неё подругам, уже сидящим в санях. А ещё подружки получают выкуп с дружков жениха. Только после этого жених с невестой садятся в сани и едут к венцу”. Также существовал выкуп “Девья краса”. Подруга невесты украшает куст репейника лентами, бусами, цветами, а наверх прикрепляет восковые свечи. Подходя по одному к “девьей красе”, родственники жениха гасят свечу и кладут на стоящую рядом тарелку деньги. Это так женихова родня выкупает невесту”. Или ещё один обряд. Перед тем, как сесть рядом с невестой за стол, жених выкупает себе место. Возле невесты стоит мальчик с ковшом воды. Жених бросает в него монеты, и когда их становится много и мальчик бывает доволен, он выпивает воду, деньги берёт себе и пускает жениха к невесте”. Также у П.А. Флоренского подробно описаны день сговора (пропой), сборы невесты к венчанию и другие бытовые обряды. Вот таким гуманитарием — собирателем проявлений народной жизни был П.А. Флоренский.

Поведаем также о продолжении рода Флоренских. Как уже упоминалось, в браке с Анной Михайловной (девичья фамилия — Гиацинтова), родом из крестьянской семьи Рязанской губернии, родилось пятеро детей. Первым был Василий (1911 – 1965), впоследствии учёный, геолог, доцент Московского нефтяного института, был деканом геологоразведочного факультета в годы Великой Отечественной войны. Спустя 4 года после первенца родился второй ребёнок — Кирилл (1915-1982). Ему суждено было стать геохимиком, исследователем Тунгусского метеорита, одним из основателей сравнительной планетологии, воевать на фронтах Великой Отечественной. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. В 1941 году в семье у Кирилла Павловича появилась дочь – Кира (фамилия по мужу — Мишина), внучка о. Павла, родившая и воспитавшая восьмерых детей. Несколько лет я знаком с одним из правнуков о. Павла Флоренского по мужской линии, сыном Киры Павловны — Николаем Алексеевичем Мишиным, 1976 г.р., который знает свою родословную линии по отцовской и материнской линии аж до начала XVII века, у которого подрастает сын Артём — уже праправнук о. Павла Флоренского. Со слов Николая Алексеевича мне известно, что в их большой семье всегда собираются 22 января по новому стилю — в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского (09 января по старому стилю, когда в 1982 году родился о. Павел), а также в день памяти — 8 декабря, когда его не стало в 1937 г. (Поясню, что по новому стилю, согласно светскому календарю, день рождения о. Павла выпадает на 21 января — с разницей в 12 дней между веками XIX-м и XXI-м). В январе следующего 2022 года будет отмечаться 140-летняя годовщина со дня рождения о. Павла Александровича Флоренского. В связи с этим недавно Егором Владимировичем Карповым, режиссёром документального фильма “Моя Родина под водой”/2007 о малой родине кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского — селе Завражье на Волге, было предложено снять документальный фильм об отце Павле, предки которого также связаны с Завражной землёй. Николай Алексеевич горячо поддержал это предложение. Третьим ребёнком в семье у Павла Александровича и Анны Михайловны стала дочь Ольга. В семье Флоренских стало две Ольги Павловны: мама о. Павла и дочь. Ольга Павловна (1918-1998) была биологом. По описаниям, она, хотя в продвинутом возрасте и передвигалась в коляске, но ум был светлый, глаз зоркий (читала без очков), интеллект высокий, оставила после себя интересные рассказы о детстве, семье, родителях. В 1921 г. в семье Флоренских родился сын Михаил, стал учёным, занимавшимся бурением скважин. Погиб в 1961 г. на Камчатке при исполнении служебных обязанностей. Пятый ребёнок – Мария (1924 – 2014), была химиком по специальности.

Сохранились письма о. Павла с Соловков, который стали единственным ручейком любви, который связывал мужа и отца с женой и детьми. Письма-обращения к детям Павел Александрович писал каждому индивидуально. Темы писем были разные, но выделяются несколько мотивов или заветов: быть ближе к жизни, неустанно трудиться, внимательно относиться к своему развитию и выстраиванию собственного жизненного пути, помнить об уроках своего рода и учитывать их. Он обсуждает с детьми в письмах различные темы, рассказывает о своих экспериментах с водорослями, расспрашивает об интересах и проблемах детей. Вот строчки из письма Тике (так в семье называли самую младшую — Марию, которой было тогда чуть больше 10 лет): “Вчера, идя в столовую, встретил лисичку, и она почти из рук моих брала хлеб. Она мне рассказала (а сама лисичка слышала от чаек), будто одна девочка боится сделать растениям больно, когда она срезает листочки или цветочки. Но это не совсем верно, растения хоть и чувствуют, но очень невнятно, вероятно, что при отрезании листьев они испытывают то же, что и люди при стрижке волос или ногтей”. Видимо, супруга писала о. Павлу о волнениях младшей дочери. А вот из письма жене Анне Михайловне: “Беспокоит мысль о каждом из вас, а в особенности, о младшеньких. Первые годы жизни нам, то есть в нашем роду, достаются очень тяжело из-за слабости пищеварения. Сейчас стоит жара в Москве, много кишечных заболеваний. Ведь в этом году Северное сияние было усиленное, значит – и солнечные пятна, а они связаны с развитием эпидемий всяческих… Беспокойство моё не проходит”. А вот старшему — сыну Василию — письма от отца сдержанные. Первенец уже имел собственную семью и часто в письмах просил отца оценить поступки и разные жизненные ситуации.

Письма маме Ольге Павловне (1859-1951), которой к тому времени уже было 75 лет, Павел Александрович писал очень тёплые, называл мамочкой. Добавим здесь, что мать — Ольга (Саломия/ Саломэ по-армянски) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарьян), была родом из города Сигнахи в Грузии из знатного армянского Сапаровых (выходцев из Карабаха XVI века), армяно-григорианского исповедания. Будущего о. Павла назвали в честь деда Павла Герасимовича Сапарова, который был очень влиятельным в Тифлисе человеком. При назывании имени мамы о. Павла Флоренского Саломэ почему-то приходят на ум строки русского поэта Сергея Александровича Есенина, обращённые к персиянке: “Шаганэ, ты моя Шаганэ! Потому что я с севера что ли…” Таким образом, по материнской линии о. Павел оказался связан с культурой и историей Армении и Грузии, а географически — по месту рождения — с сегодняшним Азербайджаном.

Эпистолярные послания сыну Кириллу и дочери Ольге — это целые трактаты о значимости рода, о смысле жизни и, конечно, о разлуке. Павел Александрович сожалел, что не может дать детям того, что они должны иметь в пору взросления. “Моя единственная надежда на сохранение всего, что делается каким-то, хоть и не известным мне путём, надеюсь всё же, что вы получите компенсацию за всё то, чего я лишал вас, моих дорогих,” — это строки из письма Кириллу. Из писем и ответов на них можно понять, что интересы отца и детей совпадали. С сожалением о. Павел пишет: “…Сколько я мог передать тебе! Опыт, советы, материалы. Меня угнетает всё больше то, что я не могу сделать…”. А какие интересные письма получал Михаил (его в семье звали Мика). О происхождении фамилий на Западе, об именах на Востоке — это целая наука. В каждом письме ласковое обращение и приписка: “Не унывай, я без тебя скучаю и постоянно думаю о тебе”. Свою дочь Ольгу Павел Александрович называл Олень! Письма ей – это философия и мудрость. “…Того, что может дать родительский дом, не даст потом никто и ничто, не надо забывать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём, как в гостинице,” – писал он дочери. Его послания подрастающему поколению звучат как завещание: “Когда формируется личность на всю последующую жизнь, нужно, чтобы приучали себя к работе, растили в себе интерес к делу. Наша родовая природа такова, что мы можем успешно работать лишь там, где надо работать творчески и по-пионерски. Все мои предки, по прямым и боковым линиям, были пионерами. Кроме того, наше мышление не отвлечённое, а конкретное, опирающееся на непосредственное наблюдение и опыт. Мику надо обогатить впечатлениями природы и её жизни, без этого книжное обучение у него не пойдёт успешно. Повторяю, нашей мысли не свойственен академизм и формализм. Да и Кириллу полезно участие в работе Мики, не только с точки зрения успешности работы, но и большой осторожности в путешествии”. Павел Александрович Флоренский тяготился длительным разрывом с семьёй, и только письма помогали ему выжить, пережить все лишения.

Завершу сегодняшнее повествование ссылкой на упоминание Николаем Алексеевичем Мишиным о таком случае. По его словам, когда в 2014 году Алексей Михайлович с супругой приехали на Соловки и Кира Кирилловна обмолвилась, что она — родная внучка по мужской линии отца Павла Флоренского, то с гостей ничего не стали брать за проживание и пребывание в этом памятном месте. А ещё Кире Павловне было приятно узнать, что в посёлке Соловецком есть улица Павла Флоренского. Светлая память!

В. Михайлов

январь 2021

P.S.

Позволю здесь поделиться двумя краткими мудрыми притчами, рассказанными мне выходцами с Кавказских гор, откуда наполовину был родом и о. Павел. Первая. Когда умирает уважаемый на Кавказе человек, то его также оценивают и по тому, сколько после него осталось детей и внуков. Спустя 139 лет после того, как родился Павел Александр Флоренский, у него 5 детей, 12 внуков, число правнуков перевалило за 40 и уже есть несколько праправнуков. Так продолжается род Флоренских.

Вторая. По аналогии с тем, как после смерти лошади от неё остаётся седло, так и после ухода в вечность от человека остаётся его имя. Имя и добрые дела о. Павла остались в памяти людской. Возможно, что, когда через несколько лет будет идти подготовка к 150-летию со дня рождения отечественного учёного-энциклопедиста Павла Александровича Флоренского (исполнится в январе 2032 г.), в Календарь памятных дат ЮНЕСКО по совместной заявке России, Азербайджана, Армении, Грузии будет внесена и эта юбилейная дата. Поживём – увидим…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *