Протесты охватили Россию! 23 января 2021 года было ознаменовано массовыми акциями по всей стране. Тысячи людей вышли от Москвы до самых до окраин. И это – не конец, а только начало: уже запланирована систематически повторяющаяся по выходным дням непрерывка митингов.
Было бы глупо отрицать, что главная тема, лицо и имя движения – Алексей Навальный. Нужно сразу же заявить, впрочем, это уже сделала партия в целом, а не один только автор этих строк – мы, КПРФ, не поддерживаем Навального. Потому что нельзя поддерживать популизм без программы, “до основания” без “а затем”, смену лиц без изменений в системе как таковой. И совершенно точно недопустимо хоть форточку, хоть щель во власть открывать для тех людей, которые во множестве крутятся около Навального. Мутная, а отчасти просто комичная история с недоотравлением смертоносным Новичком наглядно продемонстрировала тех, кто делает ставку на руководителя ФБК. И заподозрить эту публику, в том числе зарубежную, в альтруизме по отношению к России и нашему народу было бы одновременно инфантильно и безответственно. Не стоит забывать и о чрезвычайной политической гибкости бывшего завсегдатая русских маршей. Навальный – прожженный буржуазный политик. И не надо больше слов. Но нет, эта статья – не о нём. И не Навальный – автор попытается ниже обосновать своё утверждение – главный организатор гипотетического российского майдана.
Посмотрим на реакцию властей на происходящее. Причём в первую очередь информационно-медийную – на улицах то всё стандартно: “космонавты”, автозаки, дубины и щиты. Взглянем – и поразимся её убогости! Трёхгрошовые оправдания по поводу пресловутого дворца, сводящиеся к двум потрясающей силы максимам. Первая – я не я и корова не моя. Вторая – сам дурак. И вообще шпион. Навальный может быть кем угодно, хоть живым воплощением Сатаны, но всё равно есть только две возможности: либо он лжёт – и тогда где полноценные опровержения, либо…
А рыцарь с запотевшим забралом, который извинился перед без малого убитой им походя женщиной и вручил ей цветочки! По степени цинизма это сопоставимо с тем, как если бы ребята из айнзатцгрупп дарили бы после победного мая 1945 оставшимся недосожженными жителям белорусских деревень коробки шоколадных конфет – и рассчитывали, что так можно будет избежать суда и наказания. Надеялись, что инцидент на этом исчерпан. Официоз выдаёт эти сюжеты без малейшей рефлексии. Видно для тех, кто командует у нас сейчас машиной пропаганды, такие вещи – норма.
Наконец, самое главное — эти нелепые страшилки, которых теперь уже не боится никто, кроме совершеннейших дурачков: ах, какой кошмар, в наши внутренние дела вмешиваются. Да! Безусловно! И было так всегда. Во времена Холодной войны. В эру «дипломатии канонёрок». Да даже при Наполеоне Бонапарте и в Древнем Риме! Сильные игроки вмешиваются в дела слабых, пробуют их на зуб, стремятся к экспансии и доминированию. Технологии меняются – ну да это с обеих сторон происходит. Состязание меча и щита, длящееся столетиями. Выпад – координация протестных действий через социальные сети. Ответ – блокировки, цензура, да даже пресловутые «боты из Ольгино» по 15 рублей за комментарий. Одно вполне уравновешивается другим – при прочих равных. Но как раз здесь нету равновесия, поколеблены чаши весов. И именно действиями отечественного правительства, элит, власти в самом общем смысле этого слова. Разъевшейся, до самого крайнего предела «социально дистанцировавшейся» от собственного народа, неповоротливой – и одновременно самоуверенно хамоватой. А главное – компрадорской, потенциально способной на предательство, измену так превозносимым национальным интересам и делу защиты суверенитета во имя своих шкурных целей.
Здесь будет уместно, благо сейчас медицинская тема всем стала вынужденно близка из-за коронавируса, воспользоваться соответствующей образностью. Здоровье как отдельно взятого человека, так и государства, постоянно сталкивается со всё новыми угрозами, вызовами, на которые приходится отвечать. Немыслимое число микроорганизмов атакует нас каждодневно, но гибнет, встретив слаженный отпор разных форм и уровней имунной защиты. Однако если она ослаблена – дурными привычками, неправильным образом жизни, если человек запускает сам себя, то могут не помочь даже самые продвинутые пилюли и таблетки – зараза всё равно прицепится. Так называемая «оранжевая революция» есть инструмент неоколониальной политики. И в этом коротком определении – вся суть. Если страна, её экономика, общество, идейно-политическая сфера достаточно здоровы, то её невозможно превратить в колонию. «Мягкая сила» ничего не даст, а на жесткое давление последуют болезненные ответы, которые заставят возможных бенефициаров серьёзно задуматься, а стоит ли овчинка выделки? И нет ли мишеней более доступных…
Это не пустые слова. И тут самое время вспомнить о том, про что уже много раз говорилось и писалось: в странах, твёрдо придерживающихся социалистической ориентации, все «майданные» сценарии проваливались. Или их даже не пытались инициировать, признавая нереализуемыми, так сказать, по построению. При всей застарелой ненависти США и глобального капитала к таким бастионам социализма, как КНДР, Вьетнам, или Куба, с ними приходилось играть по совершенно другим правилам. С Северной Кореей от языка ультиматумов в итоге перешли к уговорам, индивидуальным встречам на высшем уровне, а в итоге по существу смирились с появлением в руках Пхеньяна своей стратегической ракетно-ядерной «дубинки». Гавану пытались обхаживать при Обаме, частично снимали ограничения и эмбарго, приценивались, так и эдак подходили к снаряду, ждали смерти несгибаемого Фиделя, чтобы попытать счастья при его преемниках. Ни черта не вышло – пришлось не солоно хлебавши опять поднимать вокруг Острова свободы железный занавес. И заметьте – никаких «оранжевых революций».
Параллельно с отечественными протестно-митинговыми новостями проходит информация из Европы: ЕС больше не признаёт Хуана Гуайдо президентом Венесуэлы. Видимо даже для таких мастеров лицемерия, как современные политики Старого Света, стало чересчур сложно глядя на черное называть его белым. Пропагандистские конструкты можно какое-то время выдавать за реальность, но полностью подменить одно другим невозможно. Официально назначенный «доброжелателями» из числа «друзей венесуэльской демократии» главоппозиционер и потенциальный сменщик Николаса Мадуро хоть ты тресни, властью не обладает. Следующие левым курсом наследники Уго Чавеса победили. Понятно, точка не поставлена, разве только многоточие – будет предпринята ещё не одна попытка подточить основы независимости Венесуэлы и её выбора, тем более, что сырьевыми ресурсами страна наделена щедро. Но, вспомним вновь про имунную систему, есть все основания считать, что и дальше Боливарианская Республика с успехом совладает с любыми поползновениями. А можно ещё вспомнить Китай, где всё, чего удалось добиться США – это подстегнуть сепаратистские настроения в одном-единственном городе, борьбу за сугубо местные привилегии. И то на весьма краткий срок – давно уже, перефразируя известную цитату про Багдад, «В Гонконге всё спокойно». Даже если империализм достигает временного успеха, задействовав самые зверские террористические методы – диверсии, саботаж, поддерживая и ведя к трону новых Сомос и Пиночетов – «своих мерзавцев», готовых убивать пачками – даже тогда здоровое общество способно нанести решительный контрудар цветной инфекции. Тому порукой пример Боливии, где состоялся де факто военный переворот, вынужден был бежать из страны, опасаясь немедленной расправы, президент Эво Моралес – и всё-таки союз правых либералов, расистов и армейской хунты продержался ровно до первых выборов. А после был сметён солидарностью и напором масс.
И с другой стороны на контрасте обратимся к примерам успешных майданов – собственно Украине, где их было аж целых два, к Грузии с её «Революцией роз». Упомянем эпизоды так называемой Арабской весны. Что мы видим? Государства, находящиеся в кризисе, и без внешнего вмешательства катящиеся по наклонной плоскости. Диктатуры, или прямо откровенные клептократии, проедающие наследие предыдущих поколений. Жуликов и воров, вызывающих всеобщее презрение. Неспособных предложить никакого позитивного образа будущего – только запугивать, да вгонять население в апатию, но и первое, и второе работает лишь до поры. Режимы Шеварнадзе, Кучмы, Януковича – разве они не были гнилыми насквозь? Разве не их собственная слабость стала ключевой причиной успеха вмешательства извне? Безудержное стремление к вульгарной роскоши, реализуемое, понятно, за счёт народа – золотые батоны, или иные, не менее пошлые варианты – это вымысел? Нет! Как и крайне низкий уровень управленческих кадров, ответственных лиц, в том числе в силовых структурах, которые подбираются не по профессиональным качествам, а по лояльности, способности закрывать глаза на преступления своих начальников-покровителей. Эта доблестная рать должна стоять на страже суверенитета и свободы? Да она первая с готовностью продаст своих шефов, если другие игроки предложат больший куш! Во всех случаях, когда оранжевая революция побеждала, доходила до конца в своём развитии, непременным условием этого была кооперативная игра с какой-то частью местных элит. Передел собственности, кресел, портфелей! И начхать, что теперь у процесса появляется внешний модератор, который время от времени будет давать руководящие указания заигравшимся зусулам, если они где-то пойдут наперекор интересам новоявленной метрополии. Главное дорваться!
Вот что нужно сказать – громко, во весь голос – в ответ на все и всяческие предложения со стороны правящей клики о «сплочении» и единстве действий по отношению к протестам, инспирированным «злокозненной заграницей»: вы сами – единственный виновник своих бед. Ваша политика – ключевой фактор, вызывающий брожение – и создающий риски, да. Дающий шансы, козырные карты в руки игроков из Вашингтона и иных центров силы. Даже «цветную» революцию невозможно раздуть из ничего. То, что выстроено прочно, целостно, имеет мощную опору – стоит перед лицом любого шторма, хоть девятого вала давления и политтехнологических приёмов. А кривоногая конструкция, под названием властная вертикаль, которая по существу всего-навсего круговая порука, перенос принципов организации ОПГ на масштаб государства, непременно завалится раньше или позже. Она так отстроена, что других вариантов быть не может.
Люди уже давно печально шутят про Обаму, Трампа (а теперь, видимо, их место заступит Байден), откручивающих по ночам лампочки на лестничных клетках в отечественных многоквартирных домах и назло жильцам забивающих мусоропровод. По поводу таких вот мелко-бытовых неурядиц хорошо высказался устами профессора Преображенского Булгаков – разруха она прежде всего в головах. Но перейдём на уровень выше. “Оптимизация” медицины с сокращениями, закрытиями и экономией даже на необходимом – это диверсия пятой колонны? Преступная и подлая пенсионная реформа – кого за неё благодарить? Вашингтонский обком? Трампа? Пентагон на пару с разведсообществом Соединённых Штатов? Да помилуй боже! Всё сами, свои доморощенные упыри – в полном соответствии с теорией и много раз воспроизводившейся здесь и там на многострадальной нашей планете практикой периферийного капитализма. Которые не думали о том, что люди, если их обирать систематически, топтать, плевать им в душу, будут готовы идти хоть с чёртом – но только чтобы против вас, проклятых. Или, что ещё хуже, предполагали, что, наверное, плебс будет недоволен – и крепко – а всё равно утрётся, проглотит, переживёт. Хотите взглянуть на ту силу, которая больше всех делает для русской цветной революции, господа из Правительства, Думы, Администрации президента? Посмотритесь в зеркало.
Раз уж мы заговорили о шутках, о народном фольклоре, то по интернету не первый год вовсю гуляют коротенькие зарисовки на тему того, как на гипотетической будущей войне солдат попытаются поднимать в атаку призывами “За Роттенбергов! За Сечина! За Газпром – национальное достояние!”. И что из этого получится. Юмор — юмором, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Вовсе не чья то там пропаганда, как об этом любят теперь рассуждать горе-историки, привела к широкому распространению в армии и обществе Российской Империи во второй половине Первой мировой пораженческих настроений. А то, как проявила себя элита и власть в момент испытания. Как, не таясь и не стесняясь, жировали земгоровцы, набивавшие мошну на военном заказе, как оставляли своих бойцов без обуви и на сухарном пайке интенданты. А вы, Ваня да Петя, идите, ложитесь костьми на полях Галиции. За Веру, Царя и Отечество…
Концепция “осаждённой крепости”, которую усиленно пихают нам в качестве основы общественного дискурса, призывы затянуть пояса, потерпеть, только чтобы “враг не прошёл” – штука на самом-то деле обоюдоострая. В какой-то момент измученный гарнизон страны-укреплённого лагеря может приметить, что комендант не спешит сам ни лезть под пули, ни сокращать свой рацион, да и вообще поддерживает с тем самым ужасным противником, которому ни за что нельзя позволить одержать верх, весьма тесные отношения. Собственно, у нас это уже произошло. А дальше – мятеж. Неизбежный, поскольку люди готовы переносить невзгоды до тех пор, пока они надеются однажды выйти из борьбы победителями. Или, как минимум, не начинают подозревать, что всё происходящее – шахматная партия между парой респектабельных господ, где им уготована роль пешек. По итогам бунта либо ворота окажутся распахнуты, либо бойцы гарнизона сбросят негодного коменданта со стен туда – к врагу, где ему самое место. И изберут себе иного вождя, способного организовать по-настоящему бескомпромиссную оборону – и разделить со всеми её тяготы.
Понятно, нам – патриотам, любящим Россию, коммунистам, сознающим как тяжко и беспощадно прижимает покорённые народы к земле пята глобального капитала, хотелось бы, чтобы реализовался второй, а не первый из описанных выше вариантов. И мы, Компартия, непременно будем на это работать, прилагать силы и разум. Но прикрывать тыл ныне правящим отечественным буржуям, петь с ними на один голос алармистские лозунги, подавать им руку помощи только на том основании, что существуют на свете силы, которые хотели бы использовать протестную энергию масс в своих интересах по майданным лекалам? Никогда! И пусть сто раз телевизор расскажет о тех ужасах, которые, возможно, окажутся вызваны к жизни несущей перемены волной! Мы выглянем тогда в окно. И увидим то, что уже существует здесь и сейчас. Как угнетают, притесняют, грабят, попирают святое. Грустно улыбнёмся. А потом сожмём кулаки…
Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Красивое художественно полновесное эссэ, привлекает и читается с большим интересом. Но политическая сторона как то незаметно отошла на второй план. И осталась впечатляюще яркая художественная сторона. Вспомнилось, Аркадий, не говори красиво. И это, действительно так, без шуток. Но красота завораживает и расслабляет, отвлекая от жесткой прозы жизни. Revenons a nos moutons. Враг за прошедшее время кое чему научился. Кольца анакоды — вот в чем фишка. Душить добычу постепенно, не торопясь. Оставлять ей належду, отнимая у нее силы и жизнь по капле и не давая ей взорваться в последнем отчаянном броске и героически победить иль умереть. Это экономит его силы и уменьшает риски. Надо признать эффективность его действий. Это подтверждают достигаемые им результаты и минимальная цена за них, которую он платит. Как с этим бороться, пока не очень ясно.
PS. По поводу мадам Юдиной. На следующий день был уволен росгвардеец, посмеявшийся над эпизодом. А главный герой исчез. Он нашелся, когда явился к ней с цветами и извинением. Любопытна предистория. Ее влруг перевели из реанимации в обычную палату. Оказалось, чтобы снять на видео извинение карателя. Лишь он ушел, ее тут же выписали домой. А там начали донимать следователи и представители СК. Уговорили написать заявление. Потом адвокат вернул ее в больницу.