Каким студенты инфака Педвуза им. Ломоносова в Архангельске не знали своего декана

Каким студенты инфака Педвуза им. Ломоносова в Архангельске не знали своего декана

Много-много лет назад — 09.03.1979 — мы, студенты факультета иностранных языков тогдашнего Архангельского государственного педагогического института/АГПИ имени М. В. Ломоносова, собрались на большом перерыве в одной из аудиторий корпуса № 2 (типовое школьное здание) нашего вуза. Кто-то из студенток (факультет был почти поголовно “девчачий”) сбегал в деканат и попросил прийти в аудиторию виновника торжества — декана нашего факультета Николая Ильича Буторина, у которого в этот день был день рождения.

Именинник не заставил себя долго ждать и спустя некоторое время уже входил в “поздравительную” аудиторию. Собравшиеся студентки и студенты, а также подтянувшиеся преподаватели громом аплодисментов приветствовали своего факультетского лидера. Николай Ильич скромно встал у кафедры рядом с окном и стал внимательно наблюдать за присутствовавшими, ибо некоторых из студентов, которые до сего момента тщательно “шифровались” от строгого, но справедливого декана, он даже уже и отчаялся увидеть воочию. И зазвучали стихи одного из студентов. Приведу оставшееся в памяти четверостишие: “И надо ж было так случиться, Что сразу вслед за женским днём Пришлось однажды Вам родиться, Деканом ставшему потом!” Дальше по тексту, наверное, следовали строчки с добрыми пожеланиями в адрес действительно любимого и уважаемого наставника — нашего декана Николая Ильича Буторина. Потом было вручение цветов. А затем прозвенел звонок на очередную “пару”, и все мы рассыпались по разным аудиториям. Так мы успели тогда между занятиями поздравить этого удивительного и уникального человека.

В далёком 1979 году Николаю Ильичу исполнилось 36 лет, то есть он завершал свой третий 12-летний цикл, но мы, тогдашние студенческие школяры, даже не задумывались об этом. И лишь позднее мы, выпускники вуза 1981 года, которых отправлял в большое плавание по жизни наш декан, узнали, что реально Николай Ильич родился не 9, а 8 марта 1943 года. Однако по решению родителей Надежды Тарасовны и Ильи Андреевича Буториных сына Колю, появившегося на свет примерно в 100 километрах от того места, где в результате слияния рек Сухона и Юг (ныне отсутствующая на карте деревня Тарасовская Устьянского района на юге Архангельской области), записали в тот военный год родившимся 9 марта. Вероятно, объяснение было следующее: чтобы не смеялись, что мальчишка родился в “девчачий” праздник. Правда, как оказалось впоследствии, быть деканом Николаю Ильичу пришлось всё же на преимущественно “девчачьем” факультете. Немного из биографии нашего декана. После окончания школы поступил учиться на историка в АГПИ им. М.В. Ломоносова на историко-филологический факультет, закончил его в 1969 г. Через четыре года защитил диссертацию по завершении учёбы в аспирантуре Ленинградского государственное педагогического института им. А.И. Герцена. Сферой его научных интересов был анализ социально-экономических проблем общества, развитие системы экономического образования, теория модернизации трудового воспитания школьников и студентов. Без малого четверть века — с 1973 по 1997 гг. был деканом факультета иностранных языков в своей alma mater. Под его руководством было подготовлено более 3 тысяч учителей иностранного языка для учреждений образования Архангельской области (среди них и автор этих строк). Стоял у истоков международного сотрудничества факультета с вузами Норвегии, США. Автор монографий, научных публикаций. Кандидат экономических наук (1973), доцент, профессор кафедры экономики, читал студентам курс политэкономии. Им опубликовано более 35 научных работ, монография, автобиографическая повесть «От колонии ГУЛАГа до “Сийской колонии“ (выдержала 2 издания), где он проявил себя замечательным аналитиком жизни рядового гражданина, а также человеком с душевной самоиронией над обстоятельствами бытия. Награждён орденом Дружбы, медалями “За трудовую доблесть” и “Ветеран труда”.

Похоронен Николай Ильич в Архангельске на кладбище «Валдушки». Изображение на памятнике над могилой недалеко от входа поначалу прежним выпускникам инфака кажется необычным. На камне изображён молодой улыбающийся охотник с охотничьим ружьём за плечом и патронташем на поясе со стоящей у его ног русской гончей. Вот как раз именно таким в студенческую пору инфаковцы своего декана и не знали. Как раскрылось позднее, Николай Ильич был страстным охотником и рыбаком. В деревне Сия Холмогорского района, где им был построен своими руками деревенский дом, он зимой и летом по утрам всегда ходил на рыбалку на Северную Двину. В течение каждого сезона сразу после открытия по выходным охотился за зайцами. А ещё в кампании мастерски играл на баяне и пел. Был, что называется, душой компании, искусным рассказчиком, добрым советчиком. По жизни его отличало неравнодушие к окружающим, готовность прийти на помощь и словом, и делом, северная сдержанность и уважение к людям. Мы гордимся тем, что нами, студентами факультета иностранных языков, в течение нашего пятилетнего цикла обучения, “рулил” этот скромный и требовательный человек.

Вспоминается телефонный разговор с Николаем Ильичом в начале 2011 года. Находясь в Санкт Петербурге, я связался с ним по номеру его мобильного телефона в Архангельске. Тогда мы в рамках пост-проектной деятельности нашего первого волонтёрского просветительского проекта “Рыбный Обоз-2” (см. www.mvl300.ru) проводили соответствующие мероприятия в учебных заведениях северной столицы. Помню, как Николай Ильич одобрительно высказался о нашем проекте и подчеркнул, что упоминает на своих лекциях по политэкономии в вузе о том, как спустя 280 лет волонтёры повторили путь пешком с родины М.В. Ломоносова в сегодняшнюю столицу России в декабре 2010 года. Не скрою, что мне было радостно услышать такую оценку из уст нашего уважаемого декана. Тот телефонный контакт с ним, к глубочайшему сожалению, оказался последним. Спустя несколько месяцев — в июне 2011 года — Николая Ильича не стало. Так распорядилась судьба. Но он остался в памяти прежних студентов факультета иностранных языков, всех тех, кто слушал его лекции, кто ходил на занятия в соответствии с утверждённым им расписанием. Добрая память!

Также приведу две цитаты двух разных людей, написавших в своё время о Николай Ильиче Буторине:
QUOTE_1

Письмо вдогонку

Дорогой Николай Ильич!

В последние два года Вашей жизни мы часто общались! Жаль, что накоротке, но тем не менее. Вы мало рассказывали о себе, чаще спрашивали и очень заинтересованно слушали. Я вижу Ваши приветливые глаза, Вашу улыбку. Последняя встреча состоялась в мае 2010 г. Я вручила Вам памятные часы. Вы в ответ сказали, что очень приятно получить их из рук бывшей студентки. Рядом с Вами я всегда ощущала себя студенткой. Говорят, что пока живы родители, ты — ребёнок. Пока живы учителя, преподаватели, ты — ученик. Спасибо Вам, Николай Ильич, за эти ощущения! Вы были, есть и всегда будете нашим деканом. Самым лучшим деканом на свете!

Впервые я увидела Вас на железнодорожном вокзале Архангельска в 1977 г. Вы провожали наш первый курс в колхоз. Вы всегда были серьёзны, строги, требовательны. Мы Вас боялись! Боялись не в смысле страха, а в смысле какого-то возведённого в квадрат или даже в куб уважения. Вы были везде: утром на входе в учебный корпус, днём в деканате, в коридорах, в аудиториях, вечером вдруг прогуливались по коридору общежития. Мы всегда ощущали Ваше присутствие и участие в нашей жизни. Это ощущение не угнетало, не давило, но заставляло держать ухо востро, быть настороже. Проходя мимо окон на этажах нашего здания, мы непроизвольно выглядывали на улицу (в “карман” второго учебного корпуса), чтобы удостовериться, стоит ли Ваша “Волга” с впечатавшимся в память тогдашним регистрационным номером 525 на своём месте. Если вдруг машины не было, парни тянулись в туалет покурить.

Наше сначала уважение, а потом любовь к Вам рождались благодаря множеству разных жизненных ситуаций, видимых и невидимых отношений. Вся обстановка на факультете (как принято говорить сейчас, образовательная среда) — гласные и негласные правила поведения, культура отношений, суждения наших преподавателей — все способствовало формированию уважительного отношения к Вам. Мы уважали и любили Вас интуитивно, подсознательно, а потому очень искренне.

Дорогой Николай Ильич! Вы были очень честным, очень порядочным, очень скромным, очень внимательным, очень добрым, очень гостеприимным человеком. Таких людей, как Вы, мало. Конечно, Вы прожили нелёгкую, но очень счастливую жизнь. Немногих воспевают при жизни. А Вас, Николай Ильич, воспевали! Воспевали на протяжении десятилетий. Сколько лет Вы были деканом? Свыше 24 лет… Последние звонки превращались в признание любви студентов к Вам. Вам посвящались целые сценарии факультетских конкурсных вечеров. Даже если Вас не было в зале, Вы всё равно были с нами! А помните оду на стихи Жени Пономарёва? Вы на сцене во втором ряду хора вступаете со своей арией “Я дека-а-н!”, и зал взрывается сумасшедшими аплодисментами… Была еще одна сцена в том же актовом зале второго учебного корпуса. Торжественный вечер, посвящённый юбилею факультета. Вы, уже не будучи деканом, зашли в зал, немного опоздав. Секундная пауза, весь зал встаёт, гром аплодисментов. Вы счастливый человек, Николай Ильич! Как жаль, что Вы так рано ушли… Светлая Вам память!
С уважением и благодарностью,

Ваша студентка 1977 — 1982 годов Ирина Луговская (датировано 2013 г.)
END QUOTE_1

(В 2007-2011 гг. Ирина Робертовна Луговская — последний ректор Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова — до вхождения в Северный Арктический федеральный университет/САФУ им. М.В. Ломоносова)

QUOTE_2
Из введения к автобиографической повести Н.И. Буторина “От колонии ГУЛАГа до “Сийской колонии” /2011 г. (автор: Репневский Андрей Викторович, доктор исторических наук, профессор)
… Вот об этом Н.И. Буторин фактически и написал. Хорошо, искренне написал. Причём больше не о себе, а о тех хороших людях, которых встретил на жизненном пути. Плохие памяти не достойны. Добрых, талантливых людей он встречал везде: в колонии, подле которой прошло его детство и отрочество, в армии, в аспирантуре и в вузе, где работал почти четыре десятка лет… В книге Н.И. Буторина как раз всё по-другому: в войну и довольно долго после неё жили бедно и частенько голодно, физический труд, как и положено, тяжёл… но люди в его книге прописаны светлыми душой. Они помогали друг другу… К делу относились серьёзно.
Николай Ильич написал о работе, которую ему пришлось делать. Из книги мы узнаём, что бывал он с малолетства и поваром, и ремонтником железнодорожного полотна, и грузчиком, и раскряжёвщиком леса, и водителем лесовоза и бензовоза. Как все нормальные молодые советского времени, служил в армии. Думаю, что с того времени, когда он в семнадцатилетнем возрасте стал кормильцем семьи, и приобрёл он известные его коллегам по педагогическому институту ответственность, твёрдый характер и способность отстаивать собственное мнение… В книге честно и талантливо описан жизненный путь простого деревенского парня, ставшего учёным-экономистом, преподавателем, профессором и деканом факультета иностранных языков Архангельского государственного педагогического института — Поморского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова…

END QUOTE_2

От имени “птенцов Буторинского гнезда” разных выпусков

В. Михайлов (годы учёбы: 1976-1981)

март 2021

P.S

Возможно, пройдёт время и на стене здания прежнего 2-го корпуса АГПИ им. М.В. Ломоносова по адресу: г Архангельск, ул. Смольный Буян, 7 — будет установлена мемориальная доска в память об отдавших в совокупности работе в стенах вуза (с разными названиями) целых 80 лет супругах Буториных: Николае Ильиче, декане факультета иностранных языков и Татьяне Сергеевне (1946-2018), вице-президенте Ломоносовского фонда, почётном гражданине г. Архангельска (см. текст по ссылке: http://msk.kprf.ru/2020/07/05/141834/).

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *