По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Андрей Дульцев
Совет по экономическому анализу при правительстве Франции опубликовал аналитическую записку, в которой содержатся , касающиеся неспособности «страны Пастера» разработать вакцину против коронавируса.
РОДИНА великого учёного-химика и микробиолога Луи Пастера, по логике вещей, должна была быть одной из первых стран-разработчиков и производителей вакцины против COVID-19. Но этому не суждено было сбыться: некогда лидер в изучении таких инфекционных заболеваний, как дифтерия, столбняк, туберкулёз, полиомиелит, грипп, жёлтая лихорадка, чума и ВИЧ, Франция сегодня находится в роли созерцателя, наблюдая, как КНР, Россия, Великобритания, США, ФРГ и Швеция разрабатывают вакцины и уже выпустили в общей сложности более 240 миллионов доз.
Институт Пастера в этом январе объявил о прекращении разработки вакцины против COVID-19, но французский фармацевтический концерн «Санофи» ещё борется за то, чтобы остаться в гонке. Однако только франко-австрийский проект «Вальнева», похоже, в состоянии предложить свою вакцину к концу 2021-го — началу 2022 года. При этом, несмотря на присутствие французского Государственного инвестиционного банка среди мажоритарных акционеров, проект «Вальнева» не смог добиться достаточной политической поддержки со стороны французских властей для получения предварительных заказов от стран Евросоюза. Поддержку франко-австрийскому разработчику оказало Соединённое Королевство, которое зарезервировало за собой право на первые 100 миллионов доз будущей вакцины.
В то время как фармакологический гигант «Санофи» объявил, что его вакцина «не будет доступна» как минимум до конца 2021 года, Институт Пастера, заявил, что отказался от исследования трёх потенциальных сывороток, разработанных в сотрудничестве с компанией «Мерк». С ростом биотехнологий и молекулярной генетики инновации стали сложными и дорогостоящими, и во Франции они сходят на нет.
«Фундаментальные исследования, в основном проводимые в университетах, не имеют достаточного государственного финансирования», — отмечают авторы аналитической записки Маргарет Кайл и Анн Перро. Они выяснили, что с 2011 по 2018 год государственное финансирование научных исследований и разработок в здравоохранении во Франции сократилось с 3,5 до 2,5 млрд евро. Средняя заработная плата французского исследователя составляет сегодня 63% от среднего уровня зарплаты в Европе по отрасли.
Кроме того, клинические испытания, финансируемые французскими госучреждениями, утверждают авторы записки, имеют на сегодняшний день «низкие научные стандарты». По их мнению, господдержку необходимо не только увеличить, но она должна доходить до адресата для проведения исследований «с использованием высоких научных стандартов».
Громкое дело марсельского профессора Дидье Рауля, который в марте 2020 года, в начале вспышки пандемии, пытался доказать эффективность гидроксихлорохина, что было впоследствии оспорено научным сообществом, до сих пор на слуху у французов. Вопреки обвинениям авторитетных учёных в шарлатанстве, его тогда щедро поддержало французское правительство.
По мнению Кайл и Перро, причина отсталости Франции гораздо более серьёзна, чем отсутствие финансирования и неправильное распределение средств. Отмечается, что на сегодняшний день полностью отсутствуют необходимые для французской научно-исследовательской фармакологии промышленная и логистическая базы, которые, в свою очередь, высокоразвиты в КНР, в России и на Восточном побережье США.
«Важно, чтобы существовала промышленная база, связанная с научно-исследовательскими институтами. Опыт показывает, что необходима промышленная база в том же географическом регионе, в котором находится исследовательская лаборатория. Если нет французских заводских мощностей, способных выполнить производственный план по массовому выпуску доз вакцины, то «Санофи» трудно будет даже в случае успешной разработки приступить к её реализации», — прогнозируют Кайл и Перро.
Кроме того, длительные сроки патентирования, аттестации вакцины, утверждения препарата Национальной комиссией по этике и последующий переход к промышленному производству во Франции настолько растянуты во времени, что страна в 2016 году заняла лишь 32-е место в рейтинге скорости реализации научных исследований и разработок, составленном Всемирным банком по сотрудничеству между университетами и промышленностью.
Наряду с этим, по словам источника, близкого к французскому профсоюзу Всеобщая конфедерация труда, руководство «Санофи» вовремя не воспользовалось возможностью выкупить стартап «Модерна», чья технология по созданию вакцины была разработана одной из первых. Оглядываясь назад, можно сказать, что отсутствие готовности инвестировать в биотехнологии можно рассматривать как тяжёлую стратегическую ошибку, затронувшую суверенитет и безопасность Франции в области здравоохранения.
Резкую критику в связи с публикацией аналитической записки выразил Национальный секретарь Французской коммунистической партии Фабьен Руссель. Сложившуюся ситуацию лидер коммунистов страны охарактеризовал как «унижение Франции, не способной вакцинировать, не способной поставить вакцину на рынок». Руссель обнародовал данные, по которым фармацевтический гигант «Санофи» на протяжении последних десяти лет сократил более трёх тысяч рабочих мест, а в 2020 году, в разгар пандемии, уволил более 400 исследователей.
Уму непостижимо, что Франция, по состоянию на середину марта 2021 года провалившая вакцинацию (более 500 тыс. вакцинированных от коронавирусной инфекции при населении 60 млн человек), активно поддерживает политику Еврокомиссии по блокированию закупок эффективнейшей российской вакцины «Спутник-V» и покорно следует указаниям главы Европейского агентства лекарственных средств Кристы Виртумер-Хохе, заявившей тоном гауляйтерши о российской вакцине, гордости отечественных учёных, сумевших отстоять советскую научную школу: это «русская рулетка». Но такова буржуйская сущность президента Франции Макрона и правящего класса страны: быть покорным вассалом заокеанских заправил и госпожи Меркель им куда естественнее, чем заботиться о здоровье и безопасности своего народа.
Комментарий редакции: Фактически речь идёт о крахе системы здравоохранения и экономики Франции. Неспособность создать нужный обществу лекарственный препарат в решающий момент представляет собой приговор системе. Конечно, можно до скончания века ломать себе голову над способами её корректировки. Однако факт остаётся фактом — только наличие развитого производственного сектора, целенаправленное и безостановочное развитие науки служит основой освоения обществом новых горизонтов. Успехи Китайской народной республики в борьбе с кризисом и с коронавирусом недвусмысленно свидетельствуют об этом. А ключ к позитивным результатам заключается в способности государства осуществлять долгосрочные программы развития, направленные на удовлетворение потребностей общества. Вне рамок социализма о столь прорывных достижениях останется только мечтать.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.